Древний Хорезм

Древний Хорезм…

Хорезм – историческая область, древнее государство Средней Азии с центром в низовьях реки Амударьи — область развитого ирригационного земледелия, ремесел и торговли, высокой культуры. Первые упоминания встречаются VIII—VII вв. до н. э. IV—VI вв. — начало раннефеодальных отношений. В 712 Хорезм был завоеван арабами. С 1221 входит в состав Монгольской империи; потом в улус Джучи (Золотая Орда). В XVI веке большая часть территории Хорезма была включена в Хивинское ханство.

Хорезм – описание

Хорезм занимает особое положение в древней истории. Наряду с Греко-Бактрией и Парфией он был одним из наиважнейших культурных центров Средней Азии. Там весьма рано сложилась развитая городская культура. Хорезм был отделен от Греко-Бактрии и Парфии песками пустынь, благодаря чему остался вне зоны досягаемости их воинственных царей. Тем временем связи Хорезма были довольно тесными с кочевыми племенами Казахстана и Южной Сибири.

Заработок в интернете без вложений

Дворец в Топрак-кале

Богатый материал по истории древнего Хорезма был получен благодаря раскопкам в Топрак-кале – выдающимся археологическом памятнике истории и культуры, находящемся на правом берегу Амударьи. Значительные раскопки во дворце проводились в 1945-1950 годах С. П. Толстовым. На Топрак-кале изучены остатки “Священного дворца” царей Хорезма II-III веков н. э. Во второй половине III – начале IV вв. Топрак-кала был резиденцией хорезмийского царя. Дворец располагался в северо-западной части города и занимал площадь 180×180 метров, был обнесен валом и крепостными стенами (до 10 м) с башнями. Это была постройка, которая не имела себе подобных ни в Хорезме, ни в Средней Азии вообще.

Мавзолей Тюрабек-ханум

По начальному замыслу строителей дворец был возведен квадратным в плане, со сторонами длиной в 80 м. Чуть поздней к основному зданию пристроили три квадратные башни, каждая размером 40х40 м. В итоге получилась чрезвычайно величественная и оригинальная композиция. Высокие и глухие наружные стены придавали всему дворцовому ансамблю суровый и неприступный вид.

Удалось раскопать около 150 помещений дворца. Там были и обширные залы со святилищами, украшенные настенными росписями и глиняными барельефами. На стенах изображение фигур плачущих женщин и других обломков сюжетных и орнаментальных росписей. В комплексе находок есть украшения, оружие, монеты и 6 датированных документов из архива, обнаруженного во дворце. Эти документы с Топрак-калы относятся к III веку н. э.

Кой-Крылган-кале

Если дворец можно считать царской резиденцией, то назначение древнехорезмийского комплекса в Кой-Крылган-кале в полной мере еще не определено. Это обширное городище, находящееся на правобережье Амударьи, в 22-х км к северо-востоку от каракалпакского города Турткуля, обратило на себя внимание археологов еще в 1938 г. Первые раскопки в Кой-Крылган-кале проводила Хорезмская экспедиция руководимая С. П. Толстовым. После Великой Отечественной войны исследование продолжили, и в 1951–1957 гг. этот памятник полностью раскопали.

Сооружение в Кой-Крылган-кале было построено в IV–III вв. до н. э. Потом было разрушено сакскими племенами на рубеже II века до н.э. Затем сооружение снова «ожило» и просуществовало до IV в. н. э.

На первом этапе ансамбль Кой-Крылган-калы представлял из себя круглое 2-х этажное здание диаметром 44,4 м. Оно было окружено оборонительной стеной с 9-ю башнями, располагавшимися на равном расстоянии друг от друга. В одной из башен был вход со сложной системой переходов, которые в итоге сразу выводили на второй этаж центрального здания, где была круглая открытая площадка. Первый его этаж занимали 2 изолированные группы помещений по 4 комнаты в каждой. Предположительно, комплекс в Кой-Крылган-кале мог быть связан с погребальными обрядами: помещения нижнего этажа были предназначены для захоронения останков хорезмийского царя и его жены, а площадка на 2-м этаже – для сожжения погребального инвентаря.

Есть исследователи которые считают, что сооружение в Кой-Крылган-кале было не только гробницей, но и храмом, посвященным культу обожествленного царя. Там, возможно, производились также астрономические наблюдения. И всем известные замечательные достижения средневековой среднеазиатской астрономии имели, как видно, своим далеким истоком те наблюдения, которые были сделаны в таких сооружениях, как хорезмийская Кой-Крылган-кала.

Мавзолей хорезмшаха Ала ад-Дин Текеш

История Хорезма

Ал-Бируни (средневековый персидский ученый-энциклопедист) сообщает о воцарении в Хорезме в 305 году царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции в городе Кят (поблизости современного г. Бируни). Им называются имена 21 хорезмийского царя.

IV—VI веках — время начавшейся феодализации и формирования новой, афригидской культуры, характерной для раннефеодального Хорезма вплоть до VIII века. На ее складывание в значительной степени повлияли окрестные степные племена. Резко сократилась ирригационная сеть, господствующие типы поселений того периода — феодальная усадьба, усадьба-замок и общинный дом, группировавшиеся вокруг относительно крупных феодальных центров.

712 год – Хорезм был завоеван арабами. Арабский полководец Кутейба, по сообщению ал-Бируни, передал власть своему ставленнику. Но в Кяте вплоть до X века правили представители афригидской династии. Все большее значение начала приобретать столица Северного Хорезма — Ургенч, правитель которого Мамун ибн Мухаммед в 995 году объединил Хорезм. При нем и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет государства; в эти времена в Ургенче работали такие крупные ученые, как ал-Бируни и Ибн Сина (Авиценна).

1017 год – Хорезм был завоеван султаном Махмудом Газневи, в 1043 году — туркменами-сельджуками. В конце XI века в Ургенче пришла к власти новая династия — т. н. великих хорезмшахов, представитель которой Абу Музаффар Ала ад-дин Атсыз (1127—1156 гг.), продолжая политику собирания земель, которая была начата его предшественниками, подчинил всю северо-западную часть Средней Азии. Его внук Ала ад-Дин Текеше (1172—1200 гг.) освободил страну от сельджуков (1194 г.) При сыне Текеша Ала ад-Дине Мухаммеде II (1200—1220 гг.) государство великих хорезмшахов смогло достичь наибольшего могущества. Его границы простирались от северных берегов Каспия до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша.

1220 год – после нашествия войск Чингисхана (см. Смерть Чингисхана), государство хорезмшахов распалось, Хорезм вошел в состав улуса Джучи, а потом в Золотую Орду. Наиболее известные памятники Хорезма эпохи Золотой Орды – минарет Кутлуг Тимура и мавзолей Тюрабек-ханым, находящиеся в городе Кенеургенч, Туркменистан.

Во второй половине XIV века Хорезм переживал новый период расцвета, его столица Ургенч обогатилась прекрасными постройками с богатым керамическим поливным декором. Правители Хорезма приобрели фактическую независимость. К тому времени, как видно, закончился процесс тюркизации языка хорезмийцев.

1388 год – Тимур разрушил Ургенч и подчинил себе все государство. В течении почти ста лет не прекращалась борьба между Тимуридами и золотоордынскими ханами за обладание Хорезмом.

1505 год – Хорезм оказался под властью Шейбани-хана.

1512 год – к власти в Хорезме пришла узбекская династия, восходившая к Джучи; она правила до конца XVII века. Поздней фактическими правителями государства были военачальники из узбекского рода Кунграт, которые обычно, номинально возводили на трон кого-то из Чингизидов. С началом XVII века столицей государства стала Хива. Ее архитектурные ансамбли дают наиболее яркие представления о зодчестве и декоративно-монументальном искусстве позднефеодального Хорезма.

Городище Топрак-кала

Живопись и скульптура

Живопись и скульптура древнего Хорезма развивались в синтезе с архитектурой, были пронизаны идеей прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти. Уникальными являются керамические оссуарии в виде статуй (V веке до н. э. — первые века н. э.) — условно-обобщенные образы умерших. Имели широкое распространение терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображаемой в традициях переднеазиатской коропластики, фигурки коней, реже встречались мужские персонажи в «скифской» одежде. В IV—III веках до н. э. изготовляли керамические фляги на которых были барельефы мифологического содержания.

В искусстве Хорезма после арабского завоевания постепенно начали преобладать черты, общие для стран Халифата. Наряду с пахсой, сырцом и деревом (каркасные постройки) начал применяться обожженный кирпич (в монументальном строительстве). Средневековые зодчие государства разработали оригинальные шатрово-купольные конструкции (мавзолеи XII век в Ургенче древнем), применяли в архитектурном декоре узорную кладку из кирпича, резную терракоту, ганч. Высокими художественными достоинствами отличается поливная керамика Хорезма.


ред. shtorm777.ru