Крейсер Варяг

Крейсер Варяг

Крейсер “Варяг” – русский бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры, прославившийся в ходе Русско-японской войны 1904—1905. В начале войны 9 февраля 1904 года “Варяг” вместе с канонерской лодкой “Кореец” героически сражался у порта Чемульпо (Корея) с японской эскадрой. Ввиду угрозы захвата неприятелем был затоплен экипажем, а “Кореец” взорван.

Предыстория. Основные характеристики

1899 год, октябрь – в Филадельфии, со стапелей знаменитого судостроительного завода «В. Крэмп и сыновья» был спущен на воду крейсер 1 ранга «Варяг», который был построен по заказу царского правительства. Он был одним из сильнейших и быстроходных кораблей в своем классе. Водоизмещение – 6 500 тонн; длина – 129,56 м; ширина 15,9 м; осадка 5,94 м²; мощность 20 000 л. с.

Заработок в интернете без вложений

На нем было установлено 12 × 152-мм/45; 12 × 75-мм/50, 10 мелких пушек, два пулемета, 6 торпедных аппаратов. 2 паровые машины по 10 000 лошадиных сил могли развивать скорость до 23-24 узлов. Экипаж крейсера состоял из 20 офицеров, 550 матросов и унтер-офицеров. 1901 год, весна – «Варяг» отправился в Россию и в мае в том же году прибыл в Кронштадт. Экипаж корабля приветствовал главный командир порта вице-адмирал С. О. Макаров.

Крейсер «Варяг» был приписан к Тихоокеанской эскадре и осенью 1902 года прибыл на Дальний Восток и в Порт-Артуре присоединился к эскадре. 1902 год, декабрь – командиром «Варяга» назначили Всеволода Федоровича Руднева.

Крейсер Варяг-2

 

Командир крейсера Руднев

Руднев Всеволод Федорович (рожд. 19 (31) августа 1855 г. – смерть 7 (20) июля 1913 г.) – родился в Веневском уезде Тульской губернии в семействе морского офицера. Закончил Морское училище в Петербурге (1873) и флотскую стрелковую школу (1876), в 1877 году был произведен в мичманы.

В 1880-1884 годах принимал участие в кругосветном путешествии на крейсере «Африка». Потом занимал разные должности вплоть до командира броненосца береговой охраны.

С 1900 года Руднев был помощником коменданта военного порта в Порт – Артуре; с декабря 1902 года – командир крейсера «Варяг».

Из истории

С декабря 1903 года крейсер находился в корейском порту Чемульпо для поддержки связи между Порт-Артуром, где базировалась русская эскадра, и русским посланником в Сеуле, а также для сбора информации о военных приготовлениях японцев. Кроме «Варяга», канонерской лодки «Кореец» и парохода «Сунгари» в Чемульпо находились корабли французского, британского и американского флотов.

1904 год, 26 января – японская эскадра блокировала Чемульпо, для прикрытия высадки десанта (около 2 000 чел.) который оккупировал город. 9 февраля – командующий японской эскадрой контр-адмирал Уриу передал капитану «Варяга» ультиматум с требованием до 12-ти часов покинуть порт Чемульпо (который, в таком случае, становился трофеем японцев и базой снабжения сухопутных войск, избавленных от угрозы с моря) угрожая, в противном случае, атаковать их на рейде нейтрального порта, что являлось нарушением международного морского права.

Крейсер Варяг-3

Гибель крейсера Варяг

Всеволод Федорович решил прорываться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи потопить корабли. К полдню «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо.

1904 год, 27 января – в 10 ч 20 мин. «Варяг» снялся с якоря и направился к выходу из гавани. За ним следовала канонерская лодка «Кореец» под началом капитана 2 ранга Г. П. Беляева. В составе японской эскадры были 2 броненосных крейсера: «Асама» и «Чиода»; 4 бронепалубных крейсера: «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев.

Когда русские суда отошли от Чемульпо на несколько миль, японцы, которые до того держались в стороне от фарватера за небольшими островами, вышли им на встречу. Адмирал Уриу предложил русским кораблям сдаться, однако Руднев не счел нужным даже отвечать на этот сигнал. И тогда «Асама» открыл огонь (в 11 ч 45мин). «Варяг», а за ним и «Кореец» открыли ответный огонь, к бою присоединились и остальные японские крейсера.

Бой продолжался в течение часа. За это время «Варяг» выпустил 1105 снарядов по вражеским кораблям. Три японских крейсера получили повреждения, а один миноносец был потоплен.

Корабли японцев (и, прежде всего, «Асама») смогли нанести «Варягу» довольно значительные повреждения. На крейсере «Варяг» бушевал пожар, больше половины орудий вышли из строя, было нарушено рулевое управление, из-за подводных пробоин судно накренилось на левый борт, что не позволяло вести огонь из уцелевших орудий. Среди членов экипажа насчитывались 39 убитых и 74 раненых. Руднев приказал возвращаться в Чемульпо, чтобы устранить повреждения, а потом снова вступить в бой. Руднев и Беляев вернули корабли на рейд. Но даже беглый осмотр показал полную неспособность продолжать бой. Тогда русские моряки взорвали «Кореец», а «Варяг» и «Сунгари» затопили, чтобы они не достались врагу.

Возвращение домой

Японское командование согласилось отпустить русских моряков в Россию, больше того, в знак уважения к храбрости противника они разрешили самых тяжело раненых «варяжцев» переправить в береговой госпиталь, где обеспечили им вполне квалифицированную помощь.

Экипажи перешли на иностранные корабли, а потом возвратились на Родину, где их торжественно встретили соотечественники.

Русские матросы проявили в этом бою героизм, несгибаемое мужество и верность воинскому долгу: раненые моряки не оставляли боевых постов, а Руднев, получив ранение в голову, продолжал командовать боем.

За это сражение Руднева наградили орденом Георгия 4 степени и произвели во флигель-адьютанты.

Гибель миноносца СтерегущийРусско-японская война 1904-1905 Гибель подлодки Курск

Дальнейшая судьба крейсера

Крейсер затонул на мелком месте, и японские моряки быстро начали проводить судоподъемные работы. Правда, вначале это мероприятие не увенчалось успехом, однако в 1905 году судно все-же удалось поднять. После того как был проведен капитальный ремонт и модернизация крейсер вошел в состав Японского императорского флота под названием «Сойя», и во время службы под японским флагом в основном выполнял роль учебного судна.

1916 год – царским правительством было куплено у японцев три поднятых и восстановленных русских корабля: «Полтава» (переименована в «Чесму»), броненосец «Пересвет» и крейсер «Варяг». 1917 год, март – «Варяг» направился на ремонт в Британию. Однако ремонт произведен не был.

1917 год, декабрь – англичане арестовали русских моряков, захватили крейсер и объявили его собственностью военно-морского флота Англии. Позднее крейсер был переведен в Шотландию, а после продан в Германию на слом. Но по дороге в Германию сел на камни, где и простоял несколько лет. И лишь в 1923 году были начаты работы по снятию его с камней. Но это ни к чему не привело. Тогда решили сильно поврежденный крейсер разобрать на месте, порезав его на отдельные куски. Эти работы были закончены лишь в 1925 г.

 

 


 

ред. shtorm777.ru