Джоконда Леонардо да Винчи

Джоконда Леонардо да Винчи

Какие первые ассоциации, вызывает у нас имя Леонардо да Винчи? В первую очередь нам вспоминается таинственная улыбка «Джоконды». Что могла символизировать ее улыбка? О чем думает эта загадочная женщина? В чем тайна ее взгляда? Поиски ответов на эти вопросы занимает историков и искусствоведов и сегодня. Находясь в одной комнате с «Моной Лизой», остро ощущается ее присутствие. Ее взгляд следует за тобой, не отпускает…

Сам да Винчи так и не смог до конца жизни расстаться с этой картиной, возя с собой в многочисленных странствиях. В чем может быть причина? Попытаемся разобраться.


«Джоконда» была другой

Большинство видевших «Мону Лизу» согласятся с характеристикой, данной У. Патером: «Она уникальна». Эта картина всем до такой степени знакома, так глубоко запечатлелась в памяти людей, что трудно поверить, что когда-то она могла выглядеть иначе. И тем не менее, это факт: сегодня «Джоконда» выглядит не так, как тогда, когда была написана да Винчи. Некогда слева и справа на полотне были нарисованы невысокие колонны, которые теперь обрезаны. Видя их, понятно, что дама сидит на балконе, а вовсе не подвешена в воздухе, как это порой может показаться.

Что до цветовой гаммы лица, то Вазари упоминал о малиновых тонах, которые теперь абсолютно не просматриваются, потому как темная лакировка изменила соотношение цветов и создала «подводный» эффект, усугубляющийся специфическим светом, слабо льющимся на картину из потолочных окон Большой галереи Лувра. Но эти изменения, не меняют суть шедевра: картина сохранилась, и мы должны быть благодарны, что он находится в таком замечательном состоянии. Ведь картине уже больше 500 лет. Считается, что Леонардо написал этот портрет молодой женщины приблизительно в 1503 г. и полное его название: «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Потому ее называют или «Джоконда», или «Мона Лиза».

Джоконда Леонардо да Винчи-1

Похищение. Всемирная слава

Эта картина – один из самых знаменитых шедевров в истории искусства. Ни в одной другой картине да Винчи не удавалось добиться таких удивительных успехов в специфической технике – сфумато. Удивительная воздушная перспектива, великолепное мастерство исполнения и загадочная улыбка женщины предопределили уникальное место картины в искусстве. Но «Джоконда» получила всемирную славу не только из-за таланта да Винчи, который впечатляет и любителей, и профессионалов, но и из за шумного скандала, который разразился в 1911 г.

С начала XVI века и до XX столетия эта картина, купленная Франциском I после смерти Леонардо да Винчи, была одним из полотен в огромной коллекции живописи, собранной королями Франции. С 1793 г. ее поместили в центральный музей искусств в Лувре для всеобщего обозрения. Картина стала одним из главных достояний национальной коллекции.

1911 год, 21 августа – шедевр был украден. Вор не стремился перепродать картину на «черном рынке», он был одним из сотрудников Лувра, известным итальянским мастером по изготовлению зеркал. Звали его Винченцо Перуджа. Он не хотел причинить картине какой-либо вред, а пытался вывезти его на родину – из патриотических побуждений. При попытке продать картину флорентийскому антиквару его арестовали. Так спустя более двух лет картина вернулась в музей. В течении всего этого времени «Джоконда» не сходила с обложек газет и журналов различных государств. Так полотно и стало предметом своеобразного художественного культа во всем мире.

Джоконда Леонардо да Винчи-2

Кто изображен на картине Мона Лиза?

По сей день неясно, кто именно изображен на картине. На этот счет высказывалось множество спорных и порой абсурдных мнений. В большинстве своем исследователи склоняются к мысли, что на полотне изображена супруга флорентийского торговца дель Джокондо. Вазари так-же был сторонник этой версии. Согласно его утверждению, Мона Лиза была женой Франческо дель Джокондо, на чей портрет у Леонардо ушло 4 года, и все же он оставил его неоконченным.

Ряд исследователей считает, что эта картина прославляет красоту Екатерины Сфорца. Некоторые считают, что эта картина и есть тот самый портрет, на который так долго «охотилась» Изабелла д’Эсте. Есть мнение что женщина на картине это некий «собирательный образ» – Идеальной Женщиной. Имеются и более оригинальные версии. К примеру, что Мона Лиза – это молодой юноша в женском одеянии, и знаменитая улыбка вызвана самим замыслом да Винчи. Некоторые даже считают, что в таком виде Леонардо изобразил самого себя.

Большое количество версий, конечно, не делают проще работу исследователей, зато тайна притягивает в Лувр каждый год миллионы посетителей. Слава полотна привлекала посетителей в дом да Винчи еще при жизни художника – сам кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо, чтобы посмотреть его «картинную галерею», насчитывающую всего три работы, среди которых была и «Мона Лиза».

Мнение Вазари

Вазари высказал свое восторженное отношение к этому полотну: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с легкостью в этом убедиться на примере головы, так как здесь да Винчи воспроизвел все детали… Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей… Нежный розовый нос кажется настоящим. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица… Кто бы ни смотрел внимательно на ее шею, всем казалось, что у нее бьется пульс…» Еще он объясняет легкую улыбку на ее лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позирования даму». Мы не сможем судить, до какой степени эта история может соответствовать действительности, но скорей всего Вазари попросту добавил ее к биографии Леонардо для развлечения читателей.

Джоконда Леонардо да Винчи-3

Почему Леонардо писал «Джоконду»?

И все-же остается непонятным, по какой причине, отказавшись принять заказ у влиятельной Изабеллы д’Эсте, да Винчи дал согласие на написание портрета третьей жены малоизвестного флорентийского купца. И откуда у него могло найтись время на написание портрета, ведь он должен был напряженно трудиться над созданием «Битвы при Ангиари»? Вазари не дает нам однозначного ответа, и поэтому его версия на счет того, с кого писалась картина, оказалась не единственной. Впрочем, если на картине изображена все таки Мона Лиза, наверняка она смогла произвести сильное впечатление на Леонардо, а этого – вполне достаточно для того, чтобы импульсивный художник отказывался на протяжении 3-х лет от других выгодных предложений.

Анализ композиции

Портрет удался на славу – со слов Вазари, это была «точная копия натуры». Однако великий художник смог превзойти возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы. Индивидуальное и общее слились здесь воедино. Леонардо смотрит на свою модель с удивительной отрешенностью: Джоконда в одно и то-же время кажется сладострастной и холодной, прекрасной и… отвратительной.

Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что да Винчи не пытался создать индивидуальный портрет. «Джоконда» стала воплощением идей художника, высказанных им в своем «Трактате о живописи», ведь подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Потому «Джоконда» стала красивым, но в то же время недосягаемым и бесчувственным образом. Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к ее освещенному лицу, окруженному, как рамкой, темными, скрытыми под прозрачной вуалью волосами, тенями на шее и дымчатым пейзажем заднего плана. Картина невелика (76,8 × 53 см), но производит впечатление монументальной. Эта монументальность держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и в то-же время заставляет стремиться к недосягаемому. Неспроста сотни лет мужчины смотрели на нее с восхищением, замешательством и чем-то близким к ужасу…

 

 


 

М. Згурская

ред. shtorm777.ru