Терракотовая армия Китай

Терракотовая армия

Терракотовая армия — это захоронение около 8100 терракотовых статуй китайских воинов (в человеческий рост) и их лошадей, которое было обнаружено рядом с гробницей китайского императора Цинь Шихуанди (инициатор строительства Великой Китайской стены), неподалёку от города Сиань в марте 1974 года.

Захоронение нашли местные крестьяне во время бурения артезианской скважины к востоку от горы Лишань. Терракотовая армия — несомненно, должна была биться за императора и в сражениях в Царстве мертвых.

История находки

В 1897 году, выкапывая колодец в 2 км на восток от высокого могильного кургана, находящегося к востоку от города Сианя в китайской провинции Шэньси, крестьянин и его десятилетний сын натолкнулись на нечто большое и твердое.


Мутная вода на дне колодца поначалу скрывала от их детали предмета. Они продолжали работу, выкапывая землю вокруг предмета, и увидели фигуру из глины размерами с человеческий рост в древней военной одежде. Внезапно к их удивлению вода из ямы ушла. Увидев это, отец решил, что полуоткопанная фигура — это какой-то демон и что его надо наказать. Полностью откопав фигуру он оставил ее под палящими солнечными лучами. Что стало с ней дальше, неизвестно.

Через 77 лет, в марте 1974 года, крестьяне из одной общины, выкапывая колодец в тех же местах, сделали похожую находку. Они уже углубились примерно на 4 метра, когда послышались звуки ударов их инструментов о куски терракоты, которые к их удивлению оказались обломками статуй одетых в военную форму воинов и их лошадей, созданных в натуральную величину.

Крестьяне остановили работы и сообщили о своей находке местной власти, те, в свою очередь, обратились в правительство с просьбой прислать археологов.

Терракотовая армия Китай-1

Создание

В памяти потомков, в отличие от его современников, Цинь Шихуанди остался как великий реформатор, который сумел объединить разобщенные китайские царства в одну, хотя и слабо защищенную империю.

Однако несмотря на все прогрессивные дела, Цинь Шихуанди был деспот и тиран, для которого человеческая жизнь ничего не значила. Первый император был уверен, что его династия будет править вечно, и поэтому постарался создать подобающие вечности атрибуты.

Цинь Шихуанди очень боялся смерти, им было снаряжено множество экспедиций, которые искали для владыки эликсир бессмертия. Практически сразу после восхождения на престол, новоиспеченный правитель Поднебесной приказал начать строительство гробницы невиданных размеров. Для того чтобы удовлетворить потребности и обезопасить правителя в загробном мире и создавались терракотовые воины.

210 год до н. э. всемогущий Цинь Шихуанди умер. Подробное описание грандиозного подземного дворца и колоссальной насыпи над ним принадлежит отцу китайской истории Сыма Цяню — главному придворному историографу императора.

Терракотовая армия Китай-2

Строительство мавзолея

Предназначение

Попасть в подземное царство Цинь было довольно не просто, подступы к нему защищали хитроумные системы смертельных ловушек. И все это — для того, чтобы ни один смертный не мог нарушить покой подземных дворцов и храмов, напичканных сокровищами, с которыми Цинь не желал расставаться и после смерти. Главный зал мавзолея освещали тысячи факелов на китовом жире. Благодаря этому топливу — а его там огромное количество — факелы горят неугасимо уже не один век.

Впрочем, несмотря на ловушки и западни, археологи все же смогли проникнуть в глубь холма Ли — одного из многих, венчающих обширное погребение. Цинь Шихуанди был уверен, что сможет править своей империей даже из потустороннего мира. Для этого, считал он, ему необходима армия. Вот он и забрал с собой в мир иной глиняных истуканов, рассчитывая на то, что в них переселятся души солдат императора. Так, по крайней мере, гласит старинная китайская легенда.

Описание погребального комплекса

В строительстве мавзолея в течении 37 лет участвовало 700 тыс. рабов, солдат и подневольных крестьян. Согласно записям, периметр кургана составлял 2,5 км, высота 166 м. (в наше время сохранившийся земляной холм, напоминающий пирамиду 560 м. в длину, 528 м. в ширину и 34 м. в высоту). Погребение императора, по предварительным данным, занимает площадь 56 км². По историческим описаниям, мавзолей был сложен из камня, а стыковочные швы заливали для водонепроницаемости расплавленной медью. Погребальный комплекс был спланирован в виде дворца и включал большой зал-усыпальницу императора и сто вспомогательных помещений.

Поражает интерьер главного зала. Пол выполнили в виде земного рельефа — с горами, долинами, морями и реками. Потолок символизирует небесный свод и украшен множеством звезд из драгоценных камней и жемчуга. Многие из помещений были наполнены драгоценностями и разными предметами искусства. В одном из залов находилось 100 скульптурных изображений чиновников разных рангов. Вместе с императором было похоронено множество слуг, рабов и императорских наложниц, а также тысячи убитых строителей, которым была известна тайна нахождения дверей гробницы.

Терракотовая армия Китай-3

Скульптуры. Описание

До сегодня в подземных залах или ямах обнаружено 8 тыс. воинов. В первой галерее размером 210х60 метров на глубине 4,9 м. находится почти 6 тыс. пехотинцев, которые располагаются в 11-ти параллельных коридорах.

Как написал в своей статье Игорь Алчеев: «Коридоры также заполнены солдатами: впереди пеших словно следуют боевые колесницы, запряженные четверками лошадей.

Колесницы, в отличие от глиняных воинов и лошадей, были вытесаны из дерева, потому они почти не сохранились. Находящиеся вокруг них пехотинцы имеют вооружение – шестиметровые бамбуковые копья, не дающие возможность врагу близко подступиться к лошадям. На 2-х колесницах некогда стояли сигнальные колокола и барабаны — колокольным и барабанным боем отдавали команды и указывали направление атаки. В 2-х коридорах, северном и восточном, тоже стоят солдаты — они охраняют подступы к главным частям с фланга. Как и у большинства пехотинцев, у них нет щитов. Все потому, что армия Циня Шихуанди состояла из крепких и бесстрашных воинов — они не боялись смерти и не носили ни щитов, ни шлемов. Головы офицеров как правило венчали шапочки, а рядовых — пучки накладных волос.

Хотя глиняные воины должны были служить своему императору после его смерти, стоят они в большинстве своем наизготовку, а, выражаясь современным языком, в положении „вольно“, но словно готовые перестроиться в боевой порядок по первому же сигналу».

Ростом рядовые пехотинцы от 1,75 до 1,85 м. — под стать человеческому. Офицеры повыше — их рост соответствует чину и рангу. Глиняные солдаты обращены лицом на восток… Некоторые стоят, другие — на коленях, с мечом наголо, словно отражают атаку. Одни одеты в военные мундиры, другие в туники с ремнями на поясе, в узкие штаны до колен и широкую обувь. Тела их полые, однако руки и ноги цельные. Копья, мечи и луки — настоящее, боевое оружие, уздечки у коней сделаны из бронзы. У пехотинцев волосы связаны узлом на макушке. На головах у кавалеристов шлемы, которые крепятся ремешком под подбородком.

Терракотовая армия Китай-4

Технология изготовления скульптур

Статуи воинов делались в результате слепков с отборных телохранителей императора Цинь Шихуанди. Технология изготовления была такой. Вначале лепили туловище. Нижняя часть скульптуры была монолитной и соответственно массивной. Именно на нее приходится центр тяжести. Верхняя часть полая. Голову и руки крепили к туловищу уже после того, как его обжигали в печи. В завершение скульптор покрывал голову дополнительным тонким слоем глины и лепил лицо, придавая ему индивидуальность. Потому каждый воин отличается индивидуальным обликом, достоверностью деталей одежды и амуниции.

Скульптор точно передал прическу каждого из воинов, бывшую предметом особенного внимания в те времена. Изначально скульптуры были выкрашены в яркие краски. Но за 2 тыс. лет «военной службы» краски все-же сошли. Обжиг статуй продолжался в течении нескольких дней, при постоянной температуре не ниже 1000° Цельсия. Как результат глина, из которой вылепливались воины, становилась крепкой, как гранит.

Музей

Уникальные предметы характерного периода национальной истории Китая более чем двухтысячелетней давности демонстрируются в специально созданном музее. Обнаружение Терракотовой армии превратило Сиань, город, находящийся в тысяче километров к юго-западу от Пекина, в популярный туристический центр.

Первая яма, где находится большинство скульптур, открыта для туристов. В музее показываются видеозаписи раскопок, там выставлены и другие фигуры, а также 2 миниатюрные бронзовые колесницы с впряженными в них лошадьми и с возницами в половину натуральной величины. Последние были найдены в 1980 г. и представляют из себя именно те транспортные средства, которыми пользовались император, его наложницы и штат придворных.

В захоронении обнаружено также изобилие различных предметов, в том числе оружие, колесницы, шелковые и полотняные изделия и др. Замечательно сохранились мечи, лезвия которых до такой степени остры, что к ним нельзя прикоснуться голыми руками.

Но почему больше чем за 2 тыс. лет оружие не только не поблекло, но даже и не затупилось? Согласно данным экспертизы, в составе всех металлических предметов имеется хром. Но, как он мог там оказаться, если его научились изготавливать только в начале XX столетия? Неужели древние китайцы обладали такими высочайшими технологиями? А ведь все единицы боевого оружия, сделанные на самом высоком уровне.

Терракотовая армия Китай-5

Бронзовые колесницы

Одними из самых удивительных находок, связанных с терракотовой армией, являются обнаруженные рядом с мавзолеем две бронзовые колесницы. Они запряжены четверками прекрасных коней, которые, вероятно, были предназначены для конных поездок императора в загробном мире. Каждая из этих колесниц сделана из более 3 тыс. элементов, которые по отдельности представляют из себя настоящие произведения искусства. На повозках можно увидеть рисунки птицы Феникс, дракона и тигра.

Кроме бронзы, некоторые детали изготовлены из серебра и золота. Среди всех найденных артефактов в Китае за всю историю, эти повозки являются самыми великолепными.

Вообще же Терракотовую армию вполне можно считать Восьмым чудом света. Чего только стоит количество обнаруженных артефактов, не говоря уже о том, как ювелирно точно они созданы.

 

 

ред. shtorm777.ru