Заработок в интернете без вложений

Тайна острова Пасхи

Остров Пасхи: статуи, легенды, факты

1687 год — первым из европейцев увидал остров Пасхи пират Эдуард Дэвис. Запись Дэвиса в корабельном журнале была лаконична, а координаты острова довольно неточные. Оправдание тому веское: за пиратом гналось военное судно. Посещение острова отменялось: надо было поскорей скрыться от погони.

Через 34 года голландская экспедиция из трех кораблей под командованием Якоба Роггевена отправилась на поиск легендарной Неведомой Южной земли. Предполагали, что клочок земли, который открыл Дэвисом, может оказаться частью этого материка. Плавание было трудным, экипаж страдал от цинги. Вот что написал участник похода немец Карл Фридрих Беренс:

«Эту жалкую жизнь не описать пером. На кораблях воняло больными и мертвыми. Заболеть можно было уже от одного запаха. Больные жалобно стонали и кричали… Они до такой степени отощали и сморщились от цинги, что являли из себя зримый облик смерти… Много было страдающих от психических расстройств. Тут не помогли бы никакие лекарства, кроме свежей пищи… Мои зубы почти совершенно оголились от десен, а сами десны распухли в палец толщиной. На руках и на теле появились желваки величиной больше лесного ореха».

Это описание показывает на то, каким трудом и мучениями приходилось европейцам открытия в Тихом океане. Тем величественней выглядят достижения тех «мореплавателей солнечного восхода», которые прошли в океанской пустыне тысячи километров многими столетиями раньше, заселяя необитаемые острова.

1722 год, 6 апреля — на Пасху, эскадра Роггевена наткнулась на одинокий гористый островок. Толпа туземцев выбежала на пустынный берег, рассматривая диковинные суда. «Дикари» были безоружными, но цивилизованные христиане-европейцы в ознаменование своего открытия и для острастки местного населения дали по ним залп. А в память о воскрешении Христа дали название острову Пасхи.

Вооруженный отряд матросов, после высадки на берег, разграбил туземное поселение, хотя у этих бедняков почти нечего было брать. В последствии голландская экспедиция потерпела полное фиаско, открыв лишь несколько малолюдных небольших островов и не найдя никакого континента, а ее руководитель снискал себе дурную славу. Но книга Беренса «Путешествие по южным странам и вокруг света в 1721—1722 гг.», изданная в 1737 г., пользовалась успехом у читателей во многом благодаря описанию таинственного острова Пасхи, на котором непонятно кем и неизвестно когда воздвигнуто множество каменных истуканов. На некоторых из них красовались каменные шапки весом в тысячи килограмм…

С этих каменных истуканов и берет свое начало слава острова. Было совершенно непонятным, как они появились на затерянном в океане островке со скудной растительностью и «диким» населением. Вес каменных колоссов доходит до 20 т. Кто-то вытесал их, притащил на берег, водрузил на специально подготовленные постаменты и увенчал увесистыми головными уборами. А что, если остров — осколок огромного затонувшего материка, статуи — остатки былой великой цивилизации, а местные жители — одичавшие потомки некогда могущественного народа?


Правда, великий мореплаватель Джеймс Кук, посетивший в 1774 г. таинственный остров Пасхи, догадывался, как возможно было поднять многотонных истуканов и увенчать их каменными шапками. Ведь вокруг много камней. Из них возможно соорудить насыпь, на которую при помощи рычагов и веревок не очень трудно затащить монолит а потом, наклонив его, постепенно поставить торчком.

И все-таки эта догадка не объясняла главного: что это за островная цивилизация, удаленная от берегов Южной Америки на 4 000 км, а от ближайшего населенного острова — на 2 000 км? Общая площадь островка 160 км², напоминает он треугольник с наиболее длинной стороной в 20 км. На нем нет ни одного дерева, а немногочисленное население пребывает в каменном веке, имеет только простейшие орудия труда и не знакомо с письменностью. Правда, у них сохранились дощечки, в большинстве своем в виде рыб с выцарапанными значками. Однако что означают дощечки и что на них начертано, никто из туземцев не мог объяснить.

О себе и своем острове местное население рассказывали лишь сказки. По их словам, некогда  остров был большим, на нем жило много людей. Однако после великого потопа и вулканических взрывов почти весь остров погрузился в пучину.

О том, что этот клочок земли вулканической природы, узнали еще участники экспедиции Кука. По трем углам острова находятся крупные вулканические конусы, а на всей поверхности — десятки мелких.

1786 год — остров ненадолго посетила экспедиция Ж.Лаперуза. Они посеяли семена, доставили на берег домашнюю птицу и коз. Но эти растения не смогли прижиться, а живность островитяне быстро съели. Лаперуз отметил, что каменные изваяния сделаны из вулканической породы, красивой и легкой.

Как видно, европейцы, побывавшие на острове Пасхи, частенько интересовались знаменитыми местными статуями только с корыстными целями, пытаясь найти в них или под ними клады. Может быть, потому очень многие монументы Пасхи оказались поваленные и расколотые. То-же относится и к каменным постаментам, платформам — аху, остатки которых (больше 300) разбросаны по берегу. Длина наибольшего на сегодня разрушенного аху составляла 160 м, а на его центральной платформе длиной около 45 м находилось 15 статуй.

Для чего сооружали первые аху (их возраст примерно 700—800 лет), по сей день остается тайной. В последствии их нередко использовали как места погребений и увековечивания памяти вождей. Всего на острове обнаружили около 600 больших статуй, из которых четвертая часть осталась незаконченной. Изваяния высекали прямо в скале, а после спускали по склонам вниз. По непонятной причине островитяне неожиданно прекратили работы по сооружению, перевозке и установке статуй.

ЧИТАТЬ на сайте:  Ледовое побоище (кратко)

Чем внимательнее исследовали путешественники и ученые остров, тем больше появлялось загадок. Само по себе открытие острова европейцами трудно назвать крупным географическим достижением. Однако изучение его происхождения, заселения людьми, формирования и расцвета местной культуры, а потом ее сравнительно быстрый упадок — все это открывало обширное поле для ученых различных специальностей и явилось в полном смысле слова открытием, по сей день вызывающим интерес и горячие споры. К примеру, систематические археологические раскопки на острове были начаты в середине XX столетия норвежской экспедицией под руководством Тура Хейердала. Приблизительно тогда же там были проведены более или менее обстоятельные геологические исследования.

В наше время абсолютно точно установили, что никакого континента в центральной части Тихого океана не было. На Пасхе могла произойти вулканическая катастрофа, в результате чего часть острова погрузилась в море. Но нет никаких оснований считать, что часть эта была велика и что большинство островитян погибло в результате буйства природных стихий (извержения вулкана, землетрясений, таранных волн Цунами).

Более страшные удары обрушились на островитян после их знакомства с европейцами, причем уже в XIX столетии. Так, американские охотники за тюленями на шхуне «Нанси» захватили в рабство около 25 мужчин и женщин с острова Пасхи, которые позднее предпочли умереть, бросившись в море. Потом американские китобои с судна «Пиндос» захватили около 30-ти молодых островитянок, глумились над ними, а после, заставив их плыть к берегу, всех расстреляли в воде. А спустя полвека, в конце 1862 г., шесть перуанских кораблей захватили почти всех мужчин с острова и увезли в рабство, направив на работу в рудники. Лишь 15 из них возвратились после злоключений и болезней на родину, занеся сюда вирус оспы. От эпидемии погибла половина местных жителей.

Как видим, переход островитян от каменного века в эпоху капитализма оказался для них губительным. Только в конце XIX столетия англичане взяли в аренду остров у чилийского правительства, завезли туда крупный рогатый скот, лошадей, овец. Но местное население по-прежнему пребывает в нищете, довольствуясь скудными доходами от туризма.

Согласно археологическим данным, в далеком прошлом остров переживал счастливые времена. До прихода людей его покрывали пышные леса. Люди поселились там приблизительно 1 500 лет назад. Это были мужественные и умелые мореходы с островов Восточной Полинезии. Этот таинственный остров Пасхи был обширней нынешнего, в прибрежных водах водилось много морской живности, а на скалах гнездились птицы. Население острова неуклонно росло.

Прошло 500 лет. Островитяне обжили свою землю. Они строили лодки, на которых совершали дальние плавания и занимались рыбной ловлей. Приблизительно в то время появился у них батат — сладкий картофель, произрастающий в Южной Америке и широко распространенный в империи инков. Естественным путем эти клубни не могли оказаться на острове: они тонут в воде и не могут выдержать долгого путешествия. Кто же мог доставить их на остров?

Тур Хейердал, сторонник гипотезы заселения Океании с востока, из Южной Америки, пытался доказать, что именно эти переселенцы привезли с собой батат, а также устраивали аху на манер пирамид и высекали из скал истуканов. Против этой гипотезы существует много веских свидетельств. Культура и языки жителей Океании имеют много общего между собой (полинезийские корни) и практически ничего — с культурой и языками жителей Южной Америки.

Именно полинезийцы, а не инки, были прекрасными мореходами и имели надежные суда. Двигаясь от материка в сторону открытого океана, можно только через два-три месяца, да и то по счастливой случайности, наткнуться на остров. Наоборот, путь от островов Восточной Океании на восток обязательно приведет к берегам Южной Америки. Полинезийские мореплаватели, как видно, смогли пройти этот путь, познакомиться с неведомой цивилизацией, обзавестись клубнями батата и возвратиться на родину.

Были ли такие экспедиции регулярные? Навряд ли. Происходили они, как полагают большинство исследователей, не поздней X столетия. Иначе трудно объяснить, почему полинезийцы доставили на свои острова только батат, пренебрегая такой «хлебной» культурой, как кукуруза, которую древние перуанцы начали использовать с VIII столетия и в дальнейшем постоянно увеличивали ее посев и улучшали ее кондиции, выращивая все более крупные початки. Исходным пунктом для путешествий на континент, судя по имеющимся данным, были Маркизские острова. Отсюда до побережья Перу около 4 000 миль. При средней скорости 5—7 миль/час полинезийская экспедиция могла преодолеть такое расстояние приблизительно за месяц.

Наиболее убедительно обосновал вероятность «открытия Америки» океанийцами (еще раньше, чем это было сделано викингами и Колумбом) французский ученый и отважный путешественник Эрик Бишоп. Начиная с 1934 г. он много раз выходил в океан на самодельных плавательных средствах, сделанных по типу древних судов и плотов. Он ходил из Полинезии к берегам Южной Америки и в обратном направлении, неоднократно терпел кораблекрушения, но фанатично верил в свою идею: полинезийцы совершали плавания до современного Перу и обратно.

ЧИТАТЬ на сайте:  Алмаз Хоупа. Путь проклятого бриллианта

Только во второй половине XX столетия он смог доказать на собственном опыте, что такого рода путешествия возможны. В 70 лет он предпринял очередное путешествие на своем плоту, благополучно достиг Перу, но на обратном пути умер в открытом море.

«Полинезийцы, — написал Бишоп, — превратились в своего рода людей-амфибий, и это явление уникальное во всей истории человечества. Достаточно прочесть несколько легенд и мифов Полинезии, как сразу станет ясным, что их герои действуют в необычайной географической среде. Они ведут борьбу не со сказочными земными чудовищами, а с гигантскими акулами и морскими черепахами, с кровожадными угрями и огромной тридакной, которая проглатывает целые корабли со всем экипажем».

Впрочем, прославили остров Пасхи не путешествия Бишопа или исследования ученых, а популярные книги и кинофильмы Тура Хейердала и Эриха фон Дэникена. Последний потряс почтеннейшую публику небылицами о космических пришельцах. Одной из их земных баз, по его версии, служил остров Пасхи. Иначе, мол, нельзя объяснить местные древние сооружения. Только могущественные инопланетяне были способны на такое титаническое деяние. Нельзя, по его словам, «при помощи примитивнейших инструментов изготовить эти колоссальные фигуры из твердого, как сталь, вулканического камня».

Правда, нельзя не отметить: не такие уж примитивные были орудия мастеров каменного века, а исходным материалом для изваяний служили сравнительно мягкие вулканические туфы. А вот космические фантазии в приложении к истории таинственного острова Пасхи в действительности имеют определенный резон. Тут мы сталкиваемся с довольно показательной и поучительной географо-экологической моделью глобальной цивилизации.

Об этом на Московском всемирном геологическом конгрессе в 1982 г. делал интересный доклад «История острова Пасхи. Глобальные обобщения» ученый Ч.М.Лав из Америки. Конечно, ни на каких инопланетян этот настоящий ученый не ссылался. Все имеющиеся факты подтверждают идею заселения острова Пасхи переселенцами из Восточной Полинезии около 500 г. н.э. «Быстрое широкое развитое строительство сложных аху с использованием глыб весом до нескольких тонн, — писал Лав, — началось не ранее 1050 г. н.э. …

Наличие древесных ресурсов позволяло сооружать дома на столбах, каноэ для рыбной ловли, а также рычаги и салазки, приведшие к расцвету мегалитической культовой архитектуры. Сооружение сложных аху, создание и установка огромных фигур, символизирующих предков, достигли пика приблизительно к 1440 г. н.э. На протяжении следующих 200 лет большая часть древесной растительности острова истребили. Сохранность и плодородие почв понизились, количество каноэ сократилось, и основные ресурсы моря стали недоступны».

Истощение природных ресурсов изменило социальную обстановку на острове. Начались войны, дело начало доходить до людоедства. Культура пришла в упадок. Численность местного населения быстро сокращалась. Если прежде она доходила до 10 000, то теперь не превышала двух.

Может быть, именно тогда островитяне начали низвергать памятники предкам. (По мнению советского геолога Ф.П.Кренделева, обоснованному в его монографии «Остров Пасхи», многие истуканы острова могли упасть при сильном землетрясении. Это принципиально не меняет картины, нарисованной Лавом. Природная стихия могла послужить для паскуанцев сигналом к разрушению своих культурных ценностей, ниспровержению кумиров, не оправдавших их надежд на благообильную жизнь.)Правда, продолжалось строительство новых аху, но нередко за счет разрушения старых и с использованием сравнительно небольших глыб, которые были способны перемещать несколько человек без помощи рычагов и слег (салазок).

«Важность истории острова Пасхи, — сделал вывод Лав, — заключается в изучении динамического равновесия, достигнутого на нем, а также изменений, происходивших в замечательно энергичном и мобильном полинезийском обществе, когда оно столкнулось с непрерывным сокращением ресурсов и увеличивающейся скудностью окружающей среды».

Вероятно, гигантские аху и величественные каменные изваяния острова сооружали в честь героических предков, открывших и освоивших этот затерянный в океане кусок земли. Но уже само возвеличивание предков потребовало огромных усилий (в те времена, возможно, избыток населения не вредил, а давал возможность использовать свободную рабочую силу). Последние деревья были использованы на рычаги, слеги, полозья для перевозки каменных глыб. Оголенные, лишенные растительности склоны гор подверглись эрозии; дожди и ветры смывали и сдували остатки плодородных почв. Не из чего было строить лодки не только для дальних морских экспедиций, но и для ловли рыбы. Нехватка природных ресурсов подорвала экономические основы общества и вызвала острые социальные конфликты…

Не правда ли, все это напоминает нам то, что происходит в наши дни на нашей планете — крохотном островке жизни в бескрайней космической пустыне. Ее природные ресурсы ограничены, а люди используют их расточительно, оставляя гигантское количество отходов, губительных для всего живого.
Истощение материальных ресурсов — это еще полбеды. Когда люди озабочены только удовлетворением своих постоянно растущих материальных потребностей, они все более отдаляются от ценностей духовных. Они теряют ориентацию во времени, забывают о заветах предков и необходимости разумно пользоваться благами природы, заботясь об их возобновлении.

Итак, во второй половине XX столетия произошло очередное географо-экологическое открытие острова Пасхи — естественной модели развития замкнутой цивилизации с ограниченными природными ресурсами. Пойдет ли впрок человечеству этот наглядный урок? Осознают ли люди, что их спасение — в ограничении материальных потребностей и что современный упадок науки и культуры вообще — грозный признак приближающегося глобального катаклизма?

 

 


 

Р.Баландин

ред. shtorm777.ru