Заработок в интернете без вложений

Тайна мертвого города

«Мертвый города» и его проклятье

Как гласит одна монгольская легенда, во времена, когда на месте каменистой пустыни Гоби еще текли воды теплого моря, на его живописных берегах первыми потомками богов был построен прекрасный и богатый город, в котором жили мудрецы и торговцы, храбрые воины и умелые ремесленники.

У этого города было много названий. Уйгуры называли его Индикутшари, китайцы – Хочжоу (Огненный город). Называли его и Гаочаном – по имени государства, столицей которого был. Монголы называли этот легендарный древний город Хара-Хото.
О его гибели рассказывается в монгольском предании. Последний правитель города батыр Хара-цзянь-цзюнь объявил войну китайскому императору, но, проиграв несколько сражений, укрылся за неприступными стенами. Не имея возможности взять город приступом, китайцы отвели от Хара-Хото русло реки Эдзин-Гол, тем самым лишив его защитников воды.

Осознавая, что город и его жители обречены на неминуемую гибель, Хара-цзянь-цзюнь спрятал все свои несметные сокровища в тайном месте, умертвил жену и детей и дал решающее сражение, в результате чего был убит. Ворвавшиеся в Хара-Хото китайские войска убили всех его жителей, а сам город был превращен в руины…

О мертвом, затерянном в песках южной части пустыни Гоби «черном городе» (так с монгольского переводится топоним Хара-Хото) давно было известно русским путешественникам и ученым. 1886 год — экспедиция Григория Потанина узнала от монголов о какой-то крепости, оставленной людьми и засыпанной песками. Владимир Обручев, который посетил те же места в 1893 году, подробно расспрашивал местных жителей о руинах древнего поселения, но так их и не увидел.

1907 год — на поиски мертвого города отправляется ученик Николая Пржевальского известный путешественник Петр Козлов. Он смог заручиться поддержкой вождя племени торгоут-бэйле, обитавшего в тех краях, и при помощи проводника экспедиция прибыла к мертвому городу у излучины реки Эдзин-Гол.

Согласно напутствию вождя, чужеземцам нельзя было заводить в разрушенный город вьючных животных, жечь костры и есть внутри городских стен. Появляться в Хара-Хото было нельзя и женщинам. Нарушение запретов могло вызвать гнев духов – основателей мертвого города. Русским исследователям даже рассказали историю о том, как лет сто назад в поисках потерявшихся лошадей в город случайно забрела одна местная жительница. Посреди руин зданий она нашла несколько нитей крупного жемчуга. Когда женщина вышла из города, неожиданно началась страшная песчаная буря. Спустя несколько дней ее полузасыпанное песком тело с зажатыми в ладони нитями жемчуга было найдено проходившим мимо караваном. Вождь племени Торгоут-бэйле также пожелал, чтобы исследователи в случае обнаружения ими клада Хара-цзянь-цзюня отдали найденные сокровища ему.

И вот перед глазами русских исследователей предстали некогда высокие крепостные стены, почти полностью занесенные песком. У западной стены различались два мавзолея-субургана, один из которых был совершенно разрушен. А во втором путешественников ждали уникальные и бесценные с исторической точки зрения находки. Внутри мавзолея ученые нашли редчайшие образцы буддийской иконописи, выполненные цветными красками на шелковых холстах, множество металлических и деревянных статуэток. Эти миниатюры были характерны для XI–XII столетий. Особенную ценность представляла обнаруженная библиотека – больше 2 000 хорошо сохранившихся рукописных книг и свитков.

ЧИТАТЬ на сайте:  Хеопс (Хуфу). Фараон строитель

В центре мавзолея, на каменном постаменте, из которого вверх уходил высокий металлический шест, лицом к лицу были расположены 20 глиняных фигур высотой в человеческий рост. Рядом с каждой фигурой лежали рукописные листы. В дальнем углу субургана сидел хорошо сохранившийся скелет. Путешественники предположили, что это скелет духовного лица, для которого, собственно, и возводился мавзолей. С помощью антропометрической экспертизы установили, что скелет принадлежал… женщине лет 50-ти. Она была похоронена сидя, как того требуют обычаи, и являлась, вероятно, тем самым высокопоставленным духовным лицом. Похоже, что древние жители «мертвого города» были гораздо цивилизованней нынешних обитателей пустыни.

Немало интересных и таинственных находок ожидало членов экспедиции и в самом городе. В центре Хара-Хото они очистили от песка круглое каменное сооружение высотой 2,5 м, походившее на гигантскую головку сыра. На его верхней плоской стороне путешественники наткнулись на непонятные клинописные письмена, отличавшиеся от тех, какими были выполнены найденные рукописи, и, как видно, принадлежавшие гораздо более ранней эпохе, а также таинственные концентрические круги, спирали и сплетенные в причудливую паутину линии. Все это было выдолблено в прочном камне. По предположению исследователей, строение в древности вполне могло служить жителям города обсерваторией, а также святилищем, где древние жрецы приносили жертвы своим богам.


В одном полуразрушенном здании после тщательной расчистки глазам изумленных исследователей предстали хорошо сохранившиеся фрагменты настенной живописи, в которой кроме ликов святых присутствовали изображения загадочных существ: двухголовых птиц, рыб с человеческими головами, устрашающего вида драконов. Рядом с этими мифическими существами располагались миниатюрные фигурки людей. Попала в руки путешественников и уникальная коллекция документов, относящихся ко времени правления Чингисхана, в том числе и описание старинных гаданий.

Но то ли по стечению обстоятельств, то ли как следствие некогда наложенного проклятия, во время пребывания в Хара-Хото русской экспедиции в тех краях началась небывалая засуха. Мало того по центральной части Монголии прокатилась серия мощных подземных толчков. Все это истолковали старейшины монгольских племен как знак того, что могущественные духи недовольны присутствием на их землях иноверцев. В середине лета 1907 года от монгольских властей Козлову поступило предписание остановить раскопки и покинуть страну. Мотивировано это было жалобами местных жителей в администрацию, что чужаки оскверняют своим присутствием «Мертвый город».

Несмотря на препятствия, чинимые властями, исследователям удалось переправить значительную часть найденных экспонатов и рукописей в Санкт-Петербург, в Географическое общество. «Мы собрали, – подводил итоги Петр Козлов, – археологический материал, наполнивший десять пудовых ящиков, приготовленных к отправлению в Русское Географическое общество и в Академию Наук. Кроме этого, я тотчас же отправил монгольской почтой в Ургу (ныне – Улан-Батор) и далее в Петербург несколько пакетов с известием о фактическом открытии Хара-Хото, приложив для скорейшего изучения и определения иконопись и образцы письменности, обнаруженные в раскопах: отрывки буддийских сочинений на китайском языке, два небольших отрывка тибетского текста и одиннадцать тетрадей рукописей письма Си Ся».

ЧИТАТЬ на сайте:  Тайны глубин океана

Благодаря тому что в библиотеке черного города был обнаружен словарь тангутского языка Си Ся, экспертам и ученым Географического общества удалось расшифровать большую часть обнаруженных рукописей. Выяснилось, что, начиная со II века, здесь проходила оборонительная полоса, защищавшая население от набегов кочевников, и находился форпост Китая в длительных столкновениях с гуннами.

Проходит еще век, и в летописях начинает упоминаться стоящий в оазисе торговый город Сихай. Но через три столетия, во время упадка Ханьской империи, город, как видно, исчезает. Впрочем, ненадолго: в танскую эпоху на том месте строится крепость Тунчэн, которая вначале переходит тибетцам, после тюркам, а в IX столетии – уйгурам. В это же время на исторической сцене появляются тангуты, которые в конце X столетия создают мощное государство Си Ся, простирающееся на сотни километров с запада на восток и с юга на север.

1226 год — монгольские войска во главе с Чингисханом двинулись в поход на Китай. Государство Си Ся было уничтожено и растворилось в огромной, основанной монголами Юаньской империи, раскинувшейся в XIII–XIV веках от берегов Дуная до Тихого океана.

Хара-Хото получил новое имя – Эдзина (по-монгольски Ицзинай). Он стал важным торговым городом на пути из Китая в монгольскую столицу Каракорум, заложенную в начале XIII столетия на берегу Селенги при впадении в нее Орхона. Марко Поло в своих записях упоминает об Эдзине: «Стоит он в начале песчаной степи на севере Ташутской области. Народ – идолопоклонники, у них много верблюдов и всякого скота. Народ здешний… занимается хлебопашеством и скотоводством».

Идолопоклонниками путешественник назвал буддистов. На самом деле там селились не только они. Находки Козлова свидетельствовали о том, что в городе жили представители многих народов. Кроме тангутских, китайских и монгольских текстов в Хара-Хото были обнаружены рукописи на персидском и арабском языках. Таким образом, Ицзинай юаньской эпохи был фактически центром транзитной торговли с пестрым смешанным населением.

Но в 1372 году китайский полководец Фэн Шэн захватил Ицзинай. Перекрыв плотинами рукава Эдзин-Гола, он не только оставил без воды защитников города, но и погубил огромный цветущий оазис, оживить который больше не удалось. Может быть, это была первая в истории экологическая катастрофа, спровоцированная людьми.

Часть найденных документов ученые так и не расшифровали. Они были написаны на неизвестном языке. По одной из версий, на таинственных свитках древние жрецы зашифровали некие магические тексты, знать которые простым смертным не позволялось. По другой – эти письмена являются, возможно, единственными материальными свидетельствами некоей загадочной цивилизации, создавшей город Хара-Хото и ускользнувшей от внимания летописцев. О ней знают только безмолвные руины, засыпанные песком и овеянные множеством невероятных легенд.

 


 

Ю.Подольский

ред. shtorm777.ru