Суд бога Осириса

Суд бога Осириса…

Осирис – владыка загробного мира и бог плодородия в древнеегипетской мифологии, судья душ усопших. Сын бога Геба и богини Нут, брат Сэта и Нефтиды. Супруга – Исида. Дети – Гор, Анубис.

Изображали Осириса как человека с зеленой кожей (по некоторым данным с черной) и длинной фараоновской бородкой, его ноги и грудь были обернуты льняными полотнами, подобно мумии, в руках его были атрибуты власти (цеп и посох), на голове он носил высокую корону по бокам с двумя страусиными перьями.

Справедливый Суд

Перед тем как начать получать посмертные дары, усопшему с помощью Осириса надлежало обрести саму возможность посмертного существования. Для чего, оказавшись в загробном мире, он представал перед судом Осириса и 42-х содействовавших ему богов египетских номов (земель), оценивавших всю совокупность прижизненных поступков усопшего с точки зрения их соответствия маат: в соответствии с этим сердце человека (согласно представлению египтян, средоточие человеческих помыслов) помещали на весы, на другой чашке которых ложилось перо, которое символизировало маат.

Заработок в интернете без вложений

Чтобы дела усопшего соответствовали маат, среди них не должно было быть осознанного причинения вреда другим людям или пренебрежения точным исполнением религиозных ритуалов, которое тоже могло причинить людям вред, нарушая их нормальные отношения с богами и вызвав их гнев.

Суд Осириса - перечень грехов

В случае если во время взвешивания сердце точно уравновешивало перо, усопшего считали оправданным от подозрений в нарушении маат («правым голосом») после чего он занимал отведенное ему место в царстве Осириса. В том случае если чашка весов с сердцем перевешивала перо, считали, что человеческое сердце свидетельствует против него: во время земной жизни его злые поступки преобладали над добрыми, он не заслуживал посмертного существования, и сердце усопшего пожирало находящееся рядом с весами чудовище Амамат.

Существенно, что после “Суд Осириса” и взвешивания сердца перед лицом Осириса усопший не мог попасть ни в “рай”, ни в “ад” по аналогии с представлениями о загробной жизни (см. Загробный мир реален) монотеистических религий. Благая посмертная судьба в царстве Осириса представляла из себя не вечное блаженство и наслаждение близостью к божеству, а продолжение жизни на Земле, включая и работу на владыку загробного мира (подобно работе под властью царя земного) на так называемых «полях тростника».

В связи с чем во II тыс. до н. э. в погребения помещались ушебти (егип. «ответчик»), т. е. небольшие фигурки, которые, отзываясь на призыв усопшего, оживают и исполняют за него назначенную ему работу. А воздаянием за неправедную жизнь были не вечные муки, а лишение человека возможности посмертного существования, его абсолютное уничтожение.

Следует отметить, что политические наставления, которые содержались в «Поучении царю Мерикара», рассчитывались на обеспечение ему не только благополучного правления при жизни, но и служили оправданием на Суде Осириса в воздаяние за исполнение им своего долга перед богами и людьми. Судя по этому, в I Переходный период адаптация ритуала погребения царя к заупокойному ритуалу обычного человека привела к тому, что на какое-то время загробная участь людей воспринималась (в том числе и самими царями!) как абсолютно одинаковая.

В последствии, после нового объединения Египта и стабилизации положения в государстве, царя начали снова считать способным к обретению бессмертия путем вознесения на небо и слияния со своим отцом Ра, в близкой аналогии с представлениями III тыс. до н. э., намеченными в «Текстах пирамид»; несмотря на это, отождествление умершего царя с Осирисом тоже сохранило свое значение.

Таким образом Осирис все также оставался справедливым и честным владыкой, а суд Осириса мог дать надежду каждому египтянину на загробную жизнь, в независимости от происхождения и положения в обществе.


ред. shtorm777.ru