Линейный корабль «Сантисима Тринидад»
«Сантисима-Тринидад» — испанский линейный корабль 1-го класса. Спущен на воду 3 марта 1769 г., крупнейший по числу пушек парусный боевой корабль того времени.
Роль флота для сохранения громадной колониальной империи была вполне очевидной для Испании, потому после окончания Семилетней войны на восстановление морской мощи выделяли большие средства. Среди кораблей, которые были построены во второй половине 1760 – начале 1770 годов, особенно выделяется огромный и не имеющий на то время аналогов новый «Сантисима Тринидад».
Описание. Характеристика
Новый трехдечный (трёхпалубный) корабль был заложен на кубинской верфи в Гаване, согласно Королевского указа от 12 марта 1768 года. Проект был разработан кораблестроителем из Ирландии Мэтью Малленом.
По проекту было предусмотрено вооружение из 112 орудий (имеются упоминания о 116 и 120 орудиях): орудий на гондеке – 30х36 фунтовых, на мидельдеке – 32х24 фунтовых, на опердеке – 32х12 фунтовых, на квартердеке и форкастле – 18х8 фунтовых.
Корпус и палубу целиком изготовили из кубинского красного дерева, рангоут из мексиканской сосны. Толщина внешней обшивки бортов доходила до 2 футов (более 60 см).
Водоизмещение — 4950 т;
Длина – 61,3 м (201 фут);
Ширина – 16,2 м (53 фута);
Осадка – 8,02 м (26,3 фута).
Численность экипажа по штату – 1160 человек. До 1790 года, пока во Франции не построили «Коммерс де Марсель», детище Маллена оставалось самым большим судном в мире.
На военной службе
Но после спуска на воду в 1769 году и весьма быстрой подготовки к переходу в метрополию корабль, как оказалось, имел множество недостатков. Уже во время перехода в Эль-Ферроль еще не имея артиллерийского вооружения «Сантисима Тринидад» оказался тяжелым в управлении и показал слабую маневренность. Больше того, при небольшом ветре он вообще не мог маневрировать. При установке вооружения в Эль-Ферроле были выполнены ряд работ, для улучшения морских качеств новейшего линкора, однако все они оказались мало эффективны.
В результате к гиганту пристало несколько издевательских прозвищ («Тяжеловес», «Задумчивый» и т.п.) А самым печальным было то обстоятельство, что судно требовало на свое содержание слишком много денег. И все-же, несмотря ни на какие проблемы и трудности, «Сантисима Тринидад» не только вошел в состав флота, но и стал считаться олицетворением возрожденного военно-морского могущества Испании.
1779 год — когда Испания во время Американской войны за независимость выступила против Англии на стороне французов и колонистов, «Сантисима Тринидад» (в то время – 120 пушечный) стал флагманским кораблем испанского флота. Вначале он действовал в Атлантике и в августе 1780 года участвовал в разгроме английского конвоя (захвачено 55 из 63 кораблей).
Сражение при Сент-Винсенте
Потом судно было задействовано в блокаде Гибралтара. 1797 года, 14 февраля — «Сантисима Тринидад» снова оказался флагманом большой эскадры в сражении с англичанами у мыса Сент-Винсент. А перед тем как принять участие в этом сражении, на судне в 1795—1796 годах был произведен капитальный ремонт и перестройка. Носовую и кормовую надстройки – форкастль и квартердек – на нем соединили, соорудив настоящую закрытую артиллерийскую палубу, куда были установлены дополнительные 8 фунтовые орудия. Теперь «Сантисима Тринидад» превратился в единственный в мире четырехдечный линкор, вооруженный более чем 130 пушками. Больше в то время не было ни на одном корабле!
В бою у мыса Сент-Винсенте на линкоре держал флаг испанский командующий – лейтенант-генерал Хосе де Кордоба. И конечно, англичане всеми силами пытались вывести флагман из строя. В разное время линкору довелось сражаться с шестью кораблями противниками, включая «Кэптен» под брейд-вымпелом коммодора Горацио Нельсона. Именно решительные и умелые действия Нельсона привело к окончательной дезорганизации испанской эскадры, которая, несмотря на численное превосходство, потерпела сокрушительное поражение.
4 линкора стали трофеем победителей, а пятому – «Сантисима Тринидаду» – только чудом удалось избежать подобной участи. Флагманский корабль оказался до такой степени избит (в особенности ему досталось от огня кораблей «Британниа» и «Орайон»), что уже прекратил сопротивляться и даже спустил флаг.
Тем временем на помощь линкору подоспели «Пелайо» и «Сан Пабло». Они связали боем корабли англичан, что бы «Сантисима Тринидад» смог выйти из сражения. Лишившийся рангоута и потерявший больше 200 человек убитыми и ранеными, бывший флагман – командующий перенес флаг на другое судно – все-же смог достичь берегов Испании. Несмотря на попытки британского фрегата «Терпсихора» захватить поврежденный линкор, у того хватило сил отогнать преследователя.
Судно было в таком плачевном состоянии, что его хотели исключить из состава флота. Даже разработали проект по перестройке его в плавучую батарею, но во избежание «потери лица» было решено «Тяжеловеса» восстановить, потратив немало денег на ремонт. Вместе с тем было усилено вооружение: в 1802 году на нем стояло уже 140 пушки. Потом их число было сокращено – до 130.
Трафальгарское сражение
Когда на смену Революционным войнам пришли Наполеоновские, Испания снова была втянута в абсолютно не нужную ей войну с Англией. И в очередной раз ее флот потерпел ряд тяжелых поражений. Самым страшным из них было Трафальгарское сражение. Когда 20 октября понукаемый приказами из Парижа французский адмирал Вильнёв вывел свой плохо подготовленный и утративший веру в победу флот в море, он вряд ли надеялся проскочить мимо блокирующей Кадис британской эскадры адмирала Нельсона. Так и вышло: 21 октября английский главнокомандующий атаковал плохо организованную и не выдерживавшую строй франко-испанскую эскадру неподалеку от мыса Трафальгар.
На «Сантисима Тринидад», который шел в середине строя, держал флаг адмирал Балтазар Идальго де Сиснерос. В ходе сражения англичане попросту не могли оставить такую цель без внимания, и «Сантисима Тринидад» был атакован несколькими кораблями неприятеля. Линейный корабль отчаянно отбивался от противника, но потеряв из 1048 находившихся на борту моряков 216 убитыми и 116 ранеными, лишившись значительной части артиллерии и потеряв мачты, был захвачен англичанами в полуразрушенном состоянии.
Честь принимать капитуляцию этого громадного корабля выпала морякам английского «Нептуна» (командир – кэптен Томас Френсис Фримантль). Трофей решили отбуксировать в Гибралтар, буксировку осуществлял 98-пушечный линкор 2-го ранга трехдечный «Принц», единственный из британских линейных кораблей, не понесших в сражении людских потерь.
Но начавшаяся на море сильная буря и страх, что корабль может взять на абордаж неприятель, вынудила победителей отказаться от попытки спасти сильно поврежденное судно. Через 2 дня, на рассвете, англичане наблюдали, как уходит под воду превосходное человеческое творение, созданное с единственной целью – уничтожать.
ред. shtorm777.ru