Дом Фудзивара

Дом Фудзивара…

Род Фудзивара – семья регентов, которая, благодаря хитрым смешанным бракам и дипломатии, доминировала в японском императорском правительстве с IX по XII вв.

Основа Власти

Власть и авторитет семьи Фудзивара основывались не на военной доблести, а на политической стратегии и особых отношениях рода к императорской семье, которые она тщательно культивировала и пользовалась этим. Такие отношения исходили из политики Фудзивара по поддержанию привязанности к императорской семье посредством брака дочерей Фудзивара с императорами. Это означало, что дочери Фудзивара были императрицами, их внуки и племянники-императорами, а члены их семьи, включая младшие ветви, получали полное покровительство. Таким образом, вождь клана Фудзивара, независимо от того, занимал он какой то пост или нет, имел бразды правления.

Фудзивара также позаботился о том, чтобы объединиться с буддийской иерархией, для увеличения своего влияния. Прецедент, установленный благочестивыми императорами, которые брили свои головы и удалялись в монастыри, был использован Фудзиварой, чтобы убедить императоров удалиться от мирских дел. Семья также не пренебрегала закладкой прочного экономического фундамента для своей политической власти. Поощрялись землевладельцы в провинциях передавать землю Фудзиварам, что приводило к значительному снижению налогов для землевладельцев—иногда полностью устраняя их налоговые обязательства—и позволяло Фудзиварам направлять государственные доходы в семейную казну.

Заработок в интернете без вложений

Восхождение

Хотя восхождение рода Фудзивары к власти было постепенным, его основание в VII веке предсказало его будущую роль и значение. Ее основатель, Накатоми Каматари, уже в свое время был фактическим правителем государства, ибо именно он вместе с наследником престола ранее замыслил и успешно осуществил свержение могущественного соперника императорского дома. Поэтому благодарный принц, который впоследствии смог взойти на трон в качестве императора Тэндзи, доверил Каматари управление государством. В год смерти Каматари император даровал ему новое фамильное имя Фудзивара (”Глициниевая беседка”) в память о месте, где они сговорились свергнуть своего общего соперника.

Фухито, сын Каматари, был первым, кто пользовался новым именем. И именно он, устроив брак дочери с императором Сёму, начал политику присоединения своей собственной семьи к императорской династии. Каждый из 4-х сыновей Фухито основал свою ветвь семьи, из которой Хокке, или Северная ветвь, должна была стать самой влиятельной.

Дом Фудзивара-1

Но только во второй половине IX века власть Фудзивара начала ощущаться. Фудзивара Есифуса, который был тестем правящего монарха и дедом прямого наследника, после смерти императора преуспел в том, что наследник был возведен на трон как император Сэйва в возрасте 9-ти лет. После этого Есифуса сам назначил себя регентом—первый случай в японской истории, когда на эту должность назначили человека не королевской крови. Это привело к практике Фудзивара убеждать императоров уйти в отставку в сравнительно раннем возрасте и возводить на трон детей императоров, для которых Фудзивара выступал в качестве регентов. В течение последующих двух столетий было 8 таких отречений и 7 детей-императоров.

Контроль регентства

Крепко держась за регентство, семья Фудзивара, казалось, зашла так далеко, как только могла, чтобы стать фактическими правителями, по сути не разрушая и не смещая императорскую династию. Единственным недостатком регентства было то, что оно заканчивалось, когда император достигал совершеннолетия. Это было исправлено, когда племянник Есифусы Мотоцунэ установил новую должность, более престижную и влиятельную, чем должность регента или премьер—министра – должность кампаку (канцлера), чья функция состояла в том, чтобы быть представителем императора и посредником между троном и чиновничеством. На практике это должность канцлера была самой высокой должностью в стране, уступавшая только императору, к которой стремились все последующие представители семейства.

Монополия правительства Фудзивара в IX веке была прервана лишь ненадолго, когда император Уда, у которого не было матери Фудзивара, взошел на трон в 887 году. Кроме того, Уде удалось править без регента Фудзивары, а в последние шесть лет его правления-без Фудзивары канцлера из-за смерти Мотоцунэ.

Сын Мотоцунэ, Токихира, которому после смерти отца исполнился всего 21 год, быстро восстановил господство Фудзивары. Токихира так и не смог продвинуться до поста кампаку, однако он эффективно устранил или нейтрализовал оппозицию семье. Среди его соперников был знаменитый и любимый ученый-государственный деятель Сугавара Митидзане, которого ложно обвинили в заговоре с целью возвести на трон собственного внука и сослали на далекий Кюсю. Другие соперники получили синекуры в монастыри и лекции по китайской истории от находчивого Токихиры и таким образом были фактически отстранены от политики. То, что он был способен осуществить эти шаги с относительно низкой позиции, доказывало, что Фудзивара, независимо от того, занимал ли он высокий пост или нет, были настоящими правителями страны.

Пик могущества и славы Фудзивары

Однако именно Мичинага олицетворял силу и славу Фудзивары. Он подарил трех дочерей императорам и четвертую-наследнику престола, который впоследствии стал императором. Четыре внука были императорами, а сын-регентом. На протяжении 30-ти лет он наслаждался великолепием и изысканностью придворной жизни. Его особняки, более великолепные, чем дворцы императоров, были местом частых банкетов, концертов, поэтических состязаний и пикников. Именно эту блестящую, хотя и изнеженную и легкомысленную придворную жизнь описала современница Мурасаки Сикибу в своем великом романе “Гэндзи моногатари” (“Повесть о Гэндзи”, 1935 г.) Мичинага также вдохновил еще один современный роман, “Эйга-моногатари” (A Tale of Flowering Fortunes, 1980), неизвестного автора.

Но в разгар славы Мичинаги в столице власть Фудзивары в провинциях быстро падала. Еще в 940-х гг. в провинциях произошло два серьёзных восстания, которые были подавлены воинственными семьями, связанными с Фудзиварой. Но победы только увеличивали могущество и популярность военных семей, которым землевладельцы, а не Фудзивара, отдавали все больше и больше своих земель. Неспособность Фудзивара сдержать эту практику привела к быстрому разрушению экономической основы власти Фудзивара и укреплению семей военных в отдаленных провинциях.

Дом Фудзивара-2

Последние годы

Смерть Мичинаги в 1027 г. ускорила упадок семьи, что не могло ни помешать императору Го-Сандзё, у которого не было матери Фудзивара, занять трон в 1068 г., ни остановить создание уникальной схемы управления, направленной на ослабление контроля Фудзивары над правительством. Этот план, известный как инсэй, или “монастырское правление”, требовал, чтобы император отрекся от престола, оставив на троне младенца, и учредил отдельное управление в монастыре, откуда, будучи мирским священником и свободным от власти Фудзивары, он пытался править.

Инсэй определенно ослабил влияние Фудзивары в XI веке, и семья Фудзивара была ликвидирована как власть при дворе в XII веке. Во время беспорядков в Хогэне в 1156 г. соперник, поддерживаемый Минамото, воинственной семьей, связанной с Фудзиварой, проиграл императору Сиракаве, поддерживаемому воинственной семьей Тайра. Во время беспорядков в Хэйдзи в 1159 г. войска Минамото-Фудзивара, пытавшиеся отнять у Тайры контроль над двором, потерпели сокрушительное поражение.

Таким образом, по иронии судьбы, Фудзивара, которые в течение трех столетий избегали насилия и презрительно смотрели на грубого, неграмотного воина, были побеждены насилием и заменены в качестве правителей самими объектами своего презрения. Если и было какое-то утешение для Фудзивара, то это знание того, что дом Тайра быстро принял и помог увековечить образ жизни и политические и социальные институты, которые создали Фудзивара.

 


ред. shtorm777.ru