Массовые призрачные видения
Человека порой посещают видения. Люди довольно часто сталкивались с этим явлением, которое по сей день не получило полного рационального объяснения.
В книге Э.Парриша «Галлюцинации и иллюзии» (1897 год) рассмотрен известный случай видения. Спустя несколько дней после гибели судового кока , команда одного находившегося в море судна увидела и безошибочно узнала силуэт кока, который, хромая (одна нога у кока была короче другой), шел к ним по воде. Когда видение приблизилось, оно внезапно превратилось в кучу плававших обломков, которые остались после кораблекрушения. Э.Парриш предположил, что вначале кто-то один подумал, размышляя о потере друга, что видит его, и, поделившись об этом с другими, тем самым внушил им это предположение. По мнению Парриша, это могло послужить объяснением того, как появляются привидения. Но не все объясняется так легко.
Многие газеты написали о видении, очевидцами которого стали во время пасхи 1974 года, аббат Кокана и 30 прихожан в французской Кастельно-де-Гер. Вставая с колен, аббат, который находился у алтаря, увидал на белом полотенце, покрывавшем дароносицу с хлебом для святого причастия, «лик Христа». На его крики паства устремилась к алтарю и также увидала «лик господа нашего». Со слов аббата, «правый глаз Христа был закрыт, а левый открыт. Нос распух и посинел, была заметна гримаса боли». Кто-то увидели слезы, а кто-то — терновый венец. Минут через 15 аббат снял полотенце, чтобы продолжать службу, и видение исчезло.
В книге «Призрачные образы» (1930 год) профессор Э.Р.Йенш пытался дать объяснение случаю оживших статуй и картин. Он говорил, что речь шла об устойчивых зрительных образах, которые накладываются на нормальное зрение.
Пытаясь объяснить массовые галлюцинации, в отношении которых нет никаких определенных предположений, некоторые из авторов выдвигали теорию телепатического контакта. Согласно ее первоначальному варианту, изложенному в книге Кроу «Таинственные стороны природы» (1854 год), зритель, воспринимающий видение, способен, установив контакт с другими членами группы, заставить и других увидеть это видение. В главе «Невосприимчивость к огню и хождение по углям» отмечалось, что аналогичную роль играет маг, руководящий церемонией хождения по раскаленным углям и на какое-то время создает реальность иного порядка. В книге «Загадочный мир» Джона Гудвина говорится, что, по его убеждению, индийский фокус с канатом — это не что иное, как обман, и предлагает свое объяснение такого трюка.
Но можно привести опубликованные в книге Андри Пухарича «По ту сторону телепатии» (1962 год) наблюдения двух исследователей-психологов, видевших такой фокус вместе с сотнями других зрителей. Фокус состоит в том, что вверх по канату лезет мальчик, за ним с ножом в руке залезает фокусник и они вдвоем исчезают где-то наверху. Слышны крики, и после на землю градом падают разрезанные на куски части тела.
Фокусник спускается держа окровавленный нож, складывает куски в ящик, и после из него выпрыгивает улыбающийся мальчик. На некоторых из представлений зрители видят собаку, пытающуюся утащить ногу или руку, но ее заставляют отдать добычу. Психологи тоже видели, как, пособирав части мальчика в корзину, фокусник поднимался с ней по канату и спускался с невредимым мальчиком.
Пересмотрев это представление, отснятое на кинопленке, они были поражены: на экране факир с мальчиком на протяжении всего времени безразлично стояли подле веревки, свернутой кольцом на земле. Все представление оказалось воображаемым. А.Пухарич делает выводы, что «галлюцинация возникала у факира… она была телепатически возбуждена и передана нескольким сотням зрителей».
1934 год — этот фокус был два раза повторен в Лондоне, при этом второй сеанс организаторы сняли скрытыми кинокамерами. На кинопленке был виден лежащий на земле канат и убегающий в сторону кустов мальчик. Присутствовавшие зрители стали очевидцами события, которого в действительности не было.
1980 год — Уильям Сибрук описал в журнале «Лейдис хоум джорнэл» вариант этого фокуса, который он увидел в Западной Африке: «Рядом со мной находились два живых ребенка, которых я мог потрогать руками. На таком же расстоянии от меня стояли двое мужчин, вооруженных… стальными трехгранными острыми клинками. Далее было то, что я «видел» собственными глазами, однако ниже вы поймете, почему я говорю об этом с неохотой и почему я не понимаю, что означает слово «видеть». Оба фокусника крепко сжимали клинки в левой руке острием вверх и, подбросив детей высоко в верх, поймали их на это острие… Крови не было… Зрители закричали и упали на колени. Одни закрывали глаза руками, другие оставались на земле без движения. Фокусники прошли через толпу (каждый из них нес над головой ребенка, наколотого на клинок) и скрылись в жилище колдуна. Позднее У.Сибрук видел и ощупывал детей, которым это испытание не принесло никакого вреда. Фокус оказался иллюзией, продемонстрированной зрителям, которые не могли поверить своим глазам.
Одним из любопытных примеров этого явления являются видения святой девы Марии в 1858 году в французской Лурде и в 1917 году в португальской Фатиме, где три девочки видели лучезарную деву и говорили с ней. Видение девы распространилось на толпу возбужденных местных жителей и стало знамением невероятных событий.
1781 год, 17 января – вечером в деревушке Понман (Франция), два брата увидали на небе улыбавшуюся деву, парившую над крышей соседнего дома на высоте 25 футов. Их родители и сосед ничего не видели, однако еще дважды — после окончания рабочего дня и после ужина — мальчики рассказывали, что видели в небе то же самое видение, которое не изменялось в течение часа или около того.
Авторы привели это сообщение и иллюстрацию к нему по переизданной в 1971 году статье «Что произошло в Понмане», написанной очевидцем произошедшего аббатом Ришаром. После ужина возбужденные крики мальчиков привлекли внимание соседей, которые ничего не увидели. Мальчики показывали на равносторонний треугольник, который был образован тремя яркими звездами: одной, находившейся над головой девы, и другими — около ее локтей. Люди в толпе увидели лишь эти звезды и больше ничего, при этом любопытно заметить, что, как утверждалось, эти звезды никогда более не появлялись. Подходивших к толпе детей просили описать, что они видели, при этом им не разрешали ни с кем разговаривать. Трое слово в слово описали видение, явившееся братьям.
Затем видение стало изменяться, и мальчики, уже разъединенные взрослыми, каждый сам по себе одновременно выкрикивали комментарии. Под ногами девы развернулось белое полотнище и одна за другой замигали буквы, которые дети в один голос начали читать. Первое предложение гласило: «Молитесь, дети мои, и бог услышит вашу молитву». Когда дети закричали от восторга и красоты видения, буквы начали пропадать. Во второй строке появились слова: «Мой сын внемлет…». Находившаяся там монашка заметила: «Это непонятно», — и попросила детей читать внимательней, сказав, что должны были быть слова: «Мой сын томится…». Несколько раз подряд дети повторили по буквам то, что они видят. Потом предложение появилось полностью: «Мой сын внемлет страданиям». Наконец белое облачко, появившееся у ног девы, поднялось и заслонило видение, а голубой овал и звезды постепенно исчезли. Все это продолжалось морозным вечером с 17.30 до 20.45.
Некоторые видения являются предзнаменованиями. Видение в Понмане произошло в тот самый вечер, когда около расположенного неподалеку Лаваля было остановлено наступление прусской армии и через несколько дней подписано перемирие.
Комментарий доктора медицинских наук В.А.Файвишевского
Когда и как появляются массовые видения? Современная психология довольно хорошо изучила это явление. Зрительные галлюцинации до такой степени хорошо воспроизводятся под гипнозом, что возможность их возникновения не вызывает сомнения. Но для успеха внушения необходима готовность к нему или, говоря по другому, психологическая установка. Надо заметить, что всякого рода установки сплошь и рядом направляют наше поведение. При этом порой они заставляют нас видеть совсем не то, что есть в действительности! К примеру, в одной школе проводился такой эксперимент.
Учитель перед уроком договорился со всеми учениками, кроме одного, что они будут утверждать: линии, которые на самом деле разной длины, равны. Вначале этот один ученик недоумевал, старался убедить остальных, что отрезки разные. Но постепенно под влиянием общего мнения он согласился и в действительности стал «видеть», что отрезки равны по длине!
Такое поведение, когда человек бессознательно подчиняется мнению окружающих, называется внушаемостью. Оно проявляется в представлениях, эмоциях, ощущениях, действиях. Крайность — это безынициативность, пассивность, не критичность. В разной степени все мы внушаемы. С 1950-х годов эту область человеческих отношений начали внимательно изучать психологи и социологи. Выяснили, что подверженность человека настроениям окружающих зависит от многих факторов. В первую очередь от свойств личности: степени внушаемости, устойчивости самооценок, уровня самоуважения, интеллекта, потребности в одобрении окружающих… У детей внушаемость гораздо больше, чем у взрослых, у женщин выше, чем у мужчин. Кроме этого, имеет значение отношение человека к окружающим — как он воспринимает свое положение среди них, их значимость для него, насколько ему «позволено» отличаться от всех и т. д.
Примером очень высокой коллективной внушаемости является паника, охватывающая огромные массы людей. Это хорошо описывал В.Гюго в романе «Отверженные»: «Армия вдруг дрогнула со всех сторон одновременно… За криками «Измена!» последовало «Спасайся!». Разбегающаяся армия подобна оттепели. Все оседает, дает трещину, колеблется, ломается, катится, рушится, сталкивается, торопится, мчится… Люди давят, теснят друг друга, наступают на живых и мертвых. Несметные толпы наводняют дороги. Нет уже ни товарищей, ни офицеров, ни генералов — царит один невообразимый ужас». Такое возможно тогда, когда люди проникнуты общим настроением и чувствами. И тогда достаточно возникнуть искре, чтобы вспыхнул все сметающий пожар. В особенности это характерно для периодов религиозных подъемов в истории человечества. К примеру, В.М.Бехтерев рассказывал, как во время одного религиозного праздника в Сарове богомольцы вдруг стали видеть на дне заброшенного колодца святого — отца Серафима. При этом некоторые даже замечали движение руки. Продолжалось это до тех пор, пока не подошла одна богомолка, не знавшая о «чуде». И она сказала, что на дне ничего, кроме мусора и камней, нет. И тут «видение» (массовая галлюцинация) моментально кончилось, и все начали видеть только камни и мусор (как случай на корабле с коком!).
Дж.Мичелл Р.Рикард
ред. shtorm777.ru