Челюскин

Подвиг челюскинцев

“Челюскин” – пароход. В 1933 году на Челюскине предпринята попытка за одну навигацию проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток (руководил экспедицией О. Ю. Шмидт, капитан В. И. Воронин). 13. 2. 1934 г. раздавлен льдами в Чукотском море. Участники экспедиции – “челюскинцы” – спасены летчиками

Пароход «Челюскин», стал участником одного из самых героических и трагических эпизодов освоения Арктики в 1930-х гг., был построен в 1933 году по заказу Советского Союза на верфи «Бурмейстер и Вайн» в Дании. Его наибольшая длина составляла 94,5 м, ширина – 16,6 м, осадка – 6,5 м водоизмещение – 7500 т, грузоподъемность – 4700 т, мощность паровой машины – 2800 л.с., скорость хода – 12 узлов. 1933 год, 19 июня – на пароходе был флаг СССР, и судно ушло в Ленинград.


Приемка судна

5 июля в Ленинградском порту состоялась передача судна Главсевморпути. Ряд авторитетных комиссий, осмfтриваших судно, пришли к заключению о его слабой пригодности к ледовому плаванию. Старший помощник капитана С.В. Гудин в изданном после экспедиции двухтомнике «Поход “Челюскина” отмечал такие недостатки судна:

• недостаточный набор корпуса;

• плохая управляемость при малом поступательном движении, что затрудняет маневрирование во льдах;

• неудачные обводы носовой части – излишняя скуластость;

• слабое стыковое соединение листов обшивки;

• при переходах по открытой воде судно имело крайне стремительную бортовую качку.

Челюскин-1

Экспедиция

1933 год, 16 июля – «Челюскин» отправился из Ленинграда в сквозной рейс по трассе Северного морского пути, имея на борту 112 человек (53 – экипаж, 29 – участники экспедиции, 18 – зимовщики, следующие на остров Врангеля, 12 строителей), а также 800 т груза для доставки на остров Врангеля и 3500 т угля.

Руководителем экспедиции был профессор О. Ю. Шмидт, капитаном назначили опытнейшего моряка В.И. Воронина (оба они возглавили плавание парохода «Александр Сибиряков», который в 1932 году прошел по трассе Северного морского пути с запада на восток за одну навигацию. В. Воронин в течении долгого времени не соглашался принимать должность капитана «Челюскина», формально ссылаясь на неважное здоровье. На самом деле причиной тому были непростые взаимоотношения с начальником экспедиции О. Шмидтом. Кроме этого, опытный капитан полагал, что идти в Арктику на обычном грузовом пароходе без сопровождения ледокола довольно рискованно. По пути на Север «Челюскин» сделал заход в Копенгаген, где специалисты верфи-строителя на протяжении шести дней устраняли разные дефекты. Потом пароход перешел в Мурманск, который покинул 10 августа.

Хроника событий

13 августа – пароход «Челюскин» вышел из пролива Маточкин Шар в Карское море и сразу же попало в тяжелый лед; двигаться вперед удавалось с большим трудом. Спустя 2 дня в трюме № 1 обнаружили течь, заделанную цементными ящиками, в обоих бортах оказались большие вмятины. С «Челюскина» на подошедший ледокол «Красин» было перегружено около 800 т угля, и 20 августа вечером ледокол начал проводку судна. К 8 утра следующего дня «Красин» вывел «Челюскин» на свободную воду и взял курс на Диксон.

31 августа – на борту судна появился ребенок – у жены геодезиста Василия Гавриловича Васильева, Доротеи Ивановны, родилась дочь, которой дали имя Карина (так как родилась она в Карском море).

1 сентября – был достигнут мыс Челюскин, а на другой день пароход вышел в море Лаптевых. В Чукотском море снова встретили сплошные льды.

23 сентября – судно оказалось полностью заблокировано в районе места аварии парохода «Александр Сибиряков», произошедшей в прошлом году. В ноябре помощь «Челюскину» безуспешно пытался оказать ледорез «Ф. Литке». В скором времени руководству экспедиции стало понятным, что следует готовиться к неизбежному дрейфу.

Пришлось заниматься рациональным распределением грузов, обеспечивать экономию угля. Радисты наладили устойчивую связь с внешним миром. На протяжении всей экспедиции проводились метеорологические, гидрологические, гидрохимические исследования, изучались свойства льдов, непрерывно проводились астрономические наблюдения.

1934 год, 13 февраля – «Челюскин» дрейфовал в Чукотском море. Дул северный ветер силой в 7 баллов, пурга, температура воздуха была около — 30°. В 13:00 начались толчки льда, а спустя 20 мин. дрейф прекратился, началось сильное сжатие. Высота ледяного вала, двигавшегося на судно, доходила до 8 метров. Лед разорвал обшивку «Челюскина» в районе машинного отделения на протяжении 10—15 м, потом сжатие прекратилось. Были сорваны с фундамента рабочий паровой котел, механизмы, находящиеся на левом борту. Из-за перекоса фундамента остановилась паровая динамо-машина, после чего погас свет. Сразу же последовала команда о выгрузке на лед.

Челюскин-2

Выгрузка на лед

Выгрузку провели организованно, потому как это было отработано заранее. Сжатие возобновилось через полтора часа: лед порвал бортовую обшивку в районе первого и второго носовых трюмов, нос парохода «Челюскин» стал быстро погружаться в воду. В это время на лед удалось переправить бортовой самолет Ш-2. В эфир ушла последняя радиограмма, и радиостанцию также пришлось снять. На лед успели выгрузить все намеченное имущество, однако на борту еще оставалось 15 человек (в том числе – руководство экспедиции), которые продолжали сбрасывать на лед предметы, которые могли пригодиться впоследствии. Капитан отдал команду «Все на лед! Покинуть судно!». Последними ушли с судна капитан и начальник экспедиции. Завхоз Борис Могилевич, сбитый с ног катящимися бочками и обломками рушившихся палубных построек, оказался придавлен к палубе и погиб.

«Лагерь Шмидта»

Параход «Челюскин» затонул в 15:50 в точке с координатами 68°18′05″ с. ш. 172°49′40″ з. д., в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэлен. На лед сошло 104 члена команды и зимовщики (среди них 10 женщин и 2 ребенка). На льдине появился «Лагерь Шмидта», который назвали по имени начальника экспедиции. После гибели судна выгруженное имущество было тщательно осмотрено, стройматериалы решили использовать для обустройства лагеря. Построили барак и камбуз, поставили несколько палаток. Для приема самолетов на льду постоянно расчищалась площадка. Смогли установить радиосвязь с материком. Место расположения лагеря довелось менять несколько раз, его выбирали в зависимости от расположения трещин во льду.

Челюскин-3

Спасение челюскинцев. Встреча

14 февраля – постановлением Совнаркома СССР была образована правительственная комиссия по организации помощи экспедиции и команде парохода «Челюскин» во главе с зампредом Совнаркома В. В. Куйбышевым. 6 марта – 13 апреля всех людей, находивихся в ледовом лагере, удалось на самолетах вывезти на материк. Летчики, которые спасали челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза: А. Ляпидевский, С. Леваневский, В. Молоков, Н. Каманин, М. Слепнёв, М. Водопьянов, И. Доронин и, в числе других спасателей, были награждены высшей наградой СССР – орденами Ленина. В Москве участников экспедиции торжественно встретили руководители Советского государства, полярников приветствовали сотни тысяч жителей столицы.

«Сплетни в виде версий»

Не обошлась история «Челюскина» и без «сплетен в виде версий»: не так давно появился и даже получил немалую известность рассказ, будто вместе с пароходом «Челюскин» шло однотипное судно «Пижма». На его борту якобы находились около 2 тыс. заключенных, которых везли на работы на оловянных рудниках. После гибели «Челюскина» пароход взорвали и затопили вместе с заключенными. Но среди узников оказалось несколько радиолюбителей-коротковолновиков, которые смогли добраться до запасного передатчика и дать сигнал бедствия. Немногих уцелевших спасли и вывезли в Америку. Авторы версий ссылаются на рассказ сына одного из участников экспедиции и некие «документы из Особого архива ЦК КПСС». Очевидно, что речь идет лишь об очередной журналистской выдумке – хотя бы потому, что парохода с названием «Пижма» попросту не существовало.

 


 

Н. Кузнецов

ред. shtorm777.ru