История Ордена иезуитов или Цель оправдывает средства
До создания ордена Общества Иисуса
у церкви не было ничего подобного, нет и теперь.
А. Тонди
Много тайн хранит история ордена иезуитов — одного из самых одиозных католических орденов. Интриги, шпионаж, убийства, шантаж, политические игры, манипулирование вся и всеми и т. д…
Рассказ о тайной истории ордена иезуитов следует начать с истории того, кого называли «генералом папы римского» — испанского идальго дона Игнатио (Иниго) Лопеса де Рекальдо Лойолы, появившегося на свет в 1491 г. в богатой семье в замке Лойола в Стране басков в Испании.
Генерал Папы Римского
В молодые годы он бывал при испанском дворе и, получив приличное по тем временам образование, избрал военную карьеру и поступил на службу к вице-королю Наварры. Он стал блестящим офицером, казалось, жизненный путь идальго предопределен, но судьба распорядилась по другому.
В 30 лет дон Игнатий был тяжело ранен в жестоком сражении во время осады Памплоны 28 марта 1521 г., после чего его перевезли в родовой замок. Благодаря природному здоровью и жажде жизни ему удалось вырваться из лап смерти. Однако выздоровление шло медленно, и у Лойолы было время поразмыслить о довольно важном, как он считал, вопросе: отчего, несмотря на все усилия инквизиции, католическая вера и власть папы в значительной степени ослабли, а Реформация набирает силу? Так, читая книгу «Жизнь Христа», Лойола решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником.
Оправившись от ран, он оставил военную службу и решил всего себя посвятить религиозному подвижничеству и служению папе римскому. В 1523 г. идальго совершил паломничество в Иерусалим, где попробовал свои силы на поприще обращения мусульман в христианство, но потерпел фиаско и, немало раздосадованный неудачей, покинул Святую землю.
Возвратившись на родину, де Рекальдо какое-то время занимался изучением богословия в Саламанке, а потом отправился в Париж, где продолжил богословское образование. Там он познакомился и весьма близко сошелся с видными религиозными деятелями Лайнезом и Бовадильей. Мало-помалу возле этого человека, который обладал почти магнетической волей и излучал энтузиазм и веру, собралась группа студентов. Это были Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, несколько испанцев.
Они частенько встречались, их волновали дела церкви и разные идейные движения. Студенты беседовали о «божественном» и часто молились вместе. Две вещи казались им необходимы и неотложны в сложившейся тогда ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Друзья составили план, который намеревались осуществить сразу же по окончании учебы: вместе отправиться в Иерусалим, но если им не удастся этого сделать, пойти в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы — для «всякой миссии среди верных или неверных».
1534 год, 15 августа — ранним утром семеро товарищей взошли на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников принесли личные обеты в исполнение своего плана. Это произошло во время мессы, которую служил Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами раньше.
В конце 1536 г. сотоварищи, которых теперь уже было 10, отправились из Парижа в Венецию. Но из-за войны с турками в Святую землю суда не отплывали. Тогда друзья отправились в Рим и в ноябре 1537 г., принятые папой Павлом III, поступили на службу церкви — для выполнения любых миссий.
Создание ордена иезуитов
Теперь, когда они знали, что их могут разослать «по всему миру», перед ними возник вопрос о том, как сделать так, чтобы ничто не смогло разрушить их союза. Напрашивалось очевидное решение: раз Господь собрал их, людей столь разного образа мыслей, из различных стран, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединенными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, каким бы великим оно ни было, не могло нас разделить».
При участии богословов Лайнеза и Бовадильи и поддержке единомышленников, которые появились у отставного офицера, дон Игнатио Лопес де Рекальдо Лойола разработал проект монашеского ордена Общества Иисуса, который поздней получил название ордена иезуитов (от латинской формы имени Иисус — Jesus).
Искушенный в военном деле, придворных интригах и богословии, дон Игнатий считал, что главной целью нового ордена должны стать защита и распространение власти Римско-католической церкви и папы. В скором времени проект устава был окончательно сформулирован и представлен папе Павлу III.
1540 год, 27 сентября — орден иезуитов был создан. Папа наделил его чрезвычайными привилегиями, несмотря на то что в то время отношение к монашеским орденам было довольно неоднозначным: на них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в церкви. И все-же, после долгого размышления папа все-таки принял решение основать новый монашеский орден.
На следующий год Игнатий Лойола стал первым генералом ордена. Следует обратить внимание, именно генералом, как в армии! Из всех католических монашеских орденов только у ордена иезуитов главой был генерал. Через 15 лет, 31 июля 1556 г., основатель ордена скончался и уже в 1622 г. был канонизирован католической церковью.
Что из себя представлял орден иезуитов, его задачи?
Основатель ордена считал, что для того, чтобы бороться с Реформацией, необходимо воспитывать особых — избранных — людей, фанатично преданных католической церкви.
Лойола понимал: лучший способ воспитать человека в соответствии с определенным идеалом состоит в завоевании его воображения. Он не останавливался на пожеланиях и проповедях — он требовал действия: выбора цели жизни. Для достижения этого и был нужен умело разработанный комплекс упражнений, идеально соответствующих поставленной цели. И Лойола создал свои «Духовные упражнения».
Работая над собой, каждый иезуит должен проделывать духовные упражнения на протяжении сорока дней два раза в своей жизни — при вступлении в «Общество Иисуса» и по окончании обучения. Для поддержания стойкости духа иезуиты каждый год по 8 дней повторяют эти упражнения. Место для выполнения процедуры — уединенная келья.
Посвящаемый должен пробыть в ней в течение всего срока в молчаливом сосредоточении, общаясь лишь с духовным наставником и исповедуясь ему. Надо уйти в себя, живя одними только мыслями и воображаемыми образами… Как утверждают исследователи деятельности Лойолы, основная особенность «Духовных упражнений» состоит в том, что их «необходимо не прочитать, а пережить».
«Человек, каковы бы ни были его убеждения, с самого начала «упражнений» выворачивается наизнанку, его жизнь переворачивается вверх дном; он отвергает теперь то, что ранее почитал», — отмечал А.Тонди, бывший в среде иезуитов 16 лет и «проживший» книгу Лойолы. В такой «кузнице кадров» в действительности выковывались уникальные личности.
Если посмотреть на историю возникновения ордена иезуитов, то появляются вопросы: почему папа сразу же дал новому ордену чрезвычайные привилегии и почему во главе монахов поставил генерала? За какие выдающиеся заслуги всего через 60 лет после смерти Лойолу причислили к лику святых? Ведь любая церковь как правило подходит к вынесению такого рода решений достаточно взвешенно и осторожно.
Тут скрыта одна из главных тайн Общества Иисуса. Дело в том, что, разработав проект нового монашеского ордена, Лойола предложил папе создать… католическую политическую разведку! И ко всему в виде полувоенной организации с жесткой дисциплиной.
Лойола был уверен, что инквизиторы не могли эффективно выполнять разведывательные и контрразведывательные функции — они были попросту грубыми мясниками, а их шпионы и доносчики не умели корректировать в нужном направлении ход политических процессов. Наверняка немалое влияние на основателя ордена оказала поездка на Восток, где была сильна секта исмаилитов (так называемых асассинов), которых поздней многие авторы недаром стали называть «мусульманскими иезуитами».
Встав во главе ордена, монах-генерал стал создавать армию шпионов и лазутчиков, которые исповедовали совсем не христианское милосердие, их девизом стали слова: «Цель оправдывает средства». Это полностью развязывало иезуитам руки, в особенности в отношении язычников и еретиков, коими являлись для Лойолы и христиане-некатолики (к примеру, православные христиане).
На протяжении оставшихся 15-ти лет своей жизни Игнатий руководил обществом (он поддерживал впечатляющую переписку: 6 800 писем) и составлял Конституцию нового института. Ко дню его кончины она практически была завершена. Первая конгрегация, которая изберет его преемника, внесет в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.
Члены ордена, число которых стремительно росло, отправлялись по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправился в Индию, затем в Японию и умер у границ Китая. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служили церкви. Четыре члена Общества участвовали в Тридентском соборе, который занимался реформой католической церкви.
Первый век существования общества отмечен замечательным развитием, в частности в области науки. Коллегии множатся. Это тяжелая ноша для ордена, но они вносят свой вклад в численный рост Общества и в его общественное влияние: в 1565 г. орден иезуитов насчитывал 2000 членов, а в 1615-м, когда умер пятый генерал ордена, — 13 112.
Успехи Общества Иисуса в течении первого столетия его существования возбудили соперничество, зависть и интриги других религиозных обществ. Во многих случаях борьба была до такой степени ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование. В эпоху, обуреваемую рождением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм, просвещение, иезуиты принимали участие во всех спорах.
При этом продолжалась миссионерская деятельность ордена. Иезуиты появились во Флориде, в Мексике, Перу, на Мадагаскаре, Филиппинах, в Тибете… В Азии они смогли добиться больших успехов. 1614 год — больше миллиона японцев стали христианами (до того как общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получили от императора право на миссионерство благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.
После смерти Лойолы его последователь Иаков Лайнез несколько реорганизовал орден иезуитов в соответствии с замыслами и заветами своего «учителя». Вот как стала выглядеть после этого структура общества с точки зрения современных спецслужб.
Организация ордена иезуитов
Будучи военной организацией, орден делился на разряды.
Первый разряд это испытуемые. На протяжении 2-х лет они проходили суровую школу орденской дисциплины, которая не допускала даже мысленных сомнений и малейших колебаний при выполнении приказа вышестоящего иезуитского начальника: и было все равно, шла ли речь о доставке тайного послания или убийстве неугодного человека.
Ко второму, более высокому в иезуитской иерархии разряду относились схоластики. На протяжении 5-ти лет они изучали общие науки и богословие. При этом далеко не все испытуемые, а только особо доверенные и способные становились схоластиками и получали довольно основательное по тем временам образование. Во время обучения они должны были таиться друг от друга и заниматься доносительством. Кроме всего, их обучали конспиративной работе, а также давали практические знания, которые были необходимы для того, чтобы стать «ловцами душ», то есть вербовщиками агентуры.
Третий разряд это коадъюторы, принимавшие монашеские обеты и ведущие соответствующий образ жизни. Испытуемые же и схоластики, хотя и являлись членами ордена, могли, ничем не выделяясь, свободно жить в миру. Именно из таких законспирированных иезуитов состояла обширнейшая шпионская сеть «Общества Иисуса».
В свою очередь, коадъюторы также делились на два разряда. Одни становились духовными коадъюторами, принимали духовный сан и занимались воспитанием юношества, миссионерством и проповедничеством. Ну, а по линии тайной деятельности в их обязанности входил негласный поиск подходящих кандидатов для привлечения в ряды членов ордена, а также выведывание различных тайн и распространение необходимых иезуитам сведений и слухов.
Временами коадъюторов использовали и для выполнения важных заданий, хотя более часто для этого привлекались схоластики.
К примеру, известный французский шпион-авантюрист шевалье Эон де Бомон был тайным иезуитом и имел степень схоластика.
Переодеваясь женщиной, он в переплете книги Монтескье «Дух законов» доставлял секретные послания короля Франции Людовика XV российской императрице Елизавете Петровне. В корсете этой «дамы» были зашиты полномочия на ведение переговоров, а в подошве башмака спрятан ключ от шифрованной переписки.
Поздней, будучи секретарем французского посла в Лондоне, де Бомон ухитрился незаметно стащить портфель заместителя английского министра иностранных дел Вуда, пока того угощали ужином. Ловкий иезуит успел скопировать находившиеся в портфеле важные документы и так же незаметно вернул портфель дипломату. Естественно, что обо всем он в подробностях информировал своих начальников по ордену.
Вообще вербовке агентуры и подготовке собственных лазутчиков в «Обществе Иисуса» уделялось большое внимание. Недаром уже пятый по счету генерал ордена Клавдий Аквавива (1582–1616) сам составил для них учебную программу и всячески способствовал открытию новых иезуитских учебных заведений, где можно было бы тайно проводить обучение преданных людей.
Кроме духовных, существовали еще и светские коадъюторы, работавшие экономами, поварами, управителями и т. п. На первый взгляд кажется странным, что люди, которые получили практически университетское образование, столь редкое в Европе в те времена, потом шли в услужение. Но такая странность объясняется просто: ведь в руках экономов и управляющих со временем оказывались огромные средства, а от поваров-иезуитов зависела жизнь политических деятелей. Так что «Общество Иисуса» могло распоряжаться и тем и другим.
Самую высшую степень посвящения в ордене представляли так называемые профессы, которые принимали кроме трех обычных монашеских обетов еще и четвертый — обет безусловного повиновения папе. Верней, генералу ордена. Профессы, как правило, назначались миссионерами в какую-либо страну, то есть были, по сути, профессиональными разведчиками-резидентами, руководившими всей агентурной сетью в этой стране, а то и в целом регионе.
В «странах еретиков» — таких как, к примеру, Россия, — профессы становились духовниками при дворах влиятельных князей, где вербовали сторонников, то есть, если выражаться языком современных спецслужб, приобретали агентуру влияния.
Глава профессов выбирался из своей среды генералом ордена. А он, в свою очередь, назначал остальных профессов на должности и руководил деятельностью всего ордена. Следует обратить внимание: главу ордена иезуитов назначал не папа римский, иезуиты сами выдвигали его из своей среды и отчитывались только перед ним! Объяснялось это тем, что в разведке, а именно этим в первую очередь занимался орден, к профессиональным секретам стараются не допускать никого.
1616 год — орден насчитывал уже больше 18 000 членов — по тем временам огромная армия! — и сумел опутать агентурной сетью многие страны мира. Иезуиты активно действовали в Испании, Италии, Португалии, католической Германии, Баварии, проникли в Вест-Индию, Японию, Китай, Бразилию и Парагвай.
Список преступлений, которые совершили иезуиты и их шпионы, занял бы не один том. К примеру, во Франции они всячески разжигали войну между католиками и гугенотами, действуя под покровительством герцогов Гизов. Считается, что именно иезуиты были организаторами покушения на короля Генриха IV, после чего их первый раз изгнали из Франции. Однако в 1603 г. орден смог вернуться, чему немало способствовали приобретенные ранее агенты влияния. В Германии стараниями иезуитов не прекращалась Тридцатилетняя война, которая разорила страну и унесла множество жизней. Но утопить Реформацию в крови они так и не смогли.
Изощренные интриги, шпионаж, отравления, убийства, шантаж, подкупы и прочие довольно неблаговидные дела иезуитов в конечном счете вызвали возмущение во многих странах. 1759 год — орден изгнали из фанатично верующей католической Португалии, в 1764-м — вторично из Франции, а в 1767-м иезуитов буквально вышвырнули из цитадели католицизма Испании. В конце концов оппозиция «Обществу Иисуса» дворов, великих католических монархов Европы вынудила папу Климента XIV буллой от 21 июня 1773 г. упразднить орден, его ликвидировали повсеместно. Последний генерал ордена был заключен в римскую тюрьму, в которой и скончался спустя 2 года.
Закрылись коллегии, миссии, были остановлены разнообразные начинания. Иезуиты присоединены к приходскому клиру.
Однако именно этот удар и явился исходным пунктом для новых побед иезуитов. При помощи 358 изгнанных из России отцов орден смог возобновить свою деятельность в Италии, Англии и Америке. В скором времени и Португалия позволила ордену действовать на ее территории (1829), потом Бельгия (1831), Голландия (1832). Даже в старых протестантских странах иезуиты вновь начали вести работу среди населения.
С этого времени в течении практически всего XIX столетия орден иезуитов оказывал огромное влияние на жизнь католической церкви, в особенности на богословие, что в конечном счете способствовало укреплению неограниченной власти папы в католическом мире — возведенное в догмат учение о примате папы и папской непогрешимости.
В XX столетии иезуиты продолжили свою деятельность, активно вмешивались не только в церковные, но и в мирские дела по всему миру.
На 2006 год число иезуитов составляло 19 573 человека, из них 13 736 — священники. Около 8 500 иезуитов живут в Америке, а всего они ведут работу в 122 странах мира, служат в 1536 приходах. Этот самый большой орден католической церкви разрешает своим членам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена, в основном, на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в колледжах и университетах.
Итак, детище Игнатия Лойолы оказалось на диво жизнеспособным. Орден иезуитов пережил расцвет и гонения и до сегодняшнего дня играет активную роль в религиозной и общественной жизни многих стран.
М.Згурская
ред. shtorm777.ru