Заработок в интернете без вложений

Операция «Рельсовая война»

Рельсовая война — кодовое название масштабной операции, которая была проведена советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943 г. в ходе Великой Отечественной войны.

Целью было, выведение из строя железнодорожных коммуникаций вермахта, чтобы ограничить тыловое передвижение немецких войск и переброску военной техники, на оккупированных территориях РСФСР (Ленинградская, Смоленская, Калининская, Орловская области), Белоруссии и части Украины.

Подготовка операции

• 1943 год, апрель — на советско-германском фронте было длительное затишье, которое продолжалось до 5 июля.

Операция «Рельсовая война» была связана с планами Ставки Верховного Главнокомандования по завершению разгрома немцев в Курской битве (5 июля—23 авг. 1943 г.), проведению Смоленской операции (7 авг.—2 окт. 1943 г.) и наступления с целью освободить Левобережную Украину.

• 1943 год, июнь — ЦК КП(б) Белоруссии было принято постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В постановлении предлагался план по уничтожению рельсов одновременным массированным ударом, с целью вывода из строя железных дорог, по которым к фронту немцы перебрасывали резервы, технику, боеприпасы, продовольствие и т.д.


Во время обсуждения плана «Рельсовая война» предлагалось 2 основных плана:

1. Уничтожение рельс. Данный план поддерживал генерал Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, который по решению Сталина возглавлял Центральный Штаб партизанских соединений. Суть этого плана была в нанесении удара исключительно по рельсам. Уничтожая рельсы, уничтожается железнодорожное полотно, в следствии чего противник лишается возможности передвижения по оккупированной территории.

2. Выдающийся советский диверсант полковник Илья Григорьевич Старинов предложил идею уничтожения паровозов и эшелонов. Старинов настаивал на том, что уничтожение железнодорожного полотна мало эффективное средство, а основной удар необходимо нанести по паровозам. Первое — это то что, у немцев паровозов не хватает, и второе — в следствии уничтожения паровоза автоматически выводится из строя железнодорожное полотно на 500-600 метров.

Оба предложения в принципе были разумными, но надо было учитывать реалии того времени. Генерал Пономаренко смог убедить Сталина, что необходимо уничтожать рельсы, не трогая паровозы. Сталин поддержала своего генерала. Как покажет время, полковник Старинов был прав и его вариант мог причинить врагу значительно больший урон.

Писатель, кандидат исторических наук Алексей Исаев, высказал свою точку зрения по поводу «Рельсовой войны»:

«Роль партизан в Великой Отечественной переоценить сложно. Что касается рельсовой войны, то эффект был бы больше, если бы руководство ориентировало партизан на уничтожение не рельсов, а поездов, локомотивов. Рельсы у гитлеровцев были, и они, хоть и с трудом, но меняли их, восстанавливали, а локомотивов не хватало».

Центральным штабом партизанского движения (ЦШПД) к выполнению плана, были привлечены кроме партизан Белоруссии, ленинградские, калининские, смоленские, орловские и часть украинских партизан.

• 1943 год, 14 июля — ЦШПД отдал приказ на проведение операции «Рельсовая война». Местными штабами партизанского движения и их представительствами на фронтах были определены участки за которые отвечала конкретная партизанская бригада. Затем эти участки делились на зоны ответственности конкретных партизанских формирований.

Партизаны, по мере возможности (далеко не везде могли приземлятся самолеты доставляемые взрывчатку), обеспечивались взрывчаткой и минно-подрывной техникой, к ним перебрасывали инструкторов-подрывников. Только за июнь 1943 г. на партизанские базы было заброшено 150 тонн толовых шашек, 156 000 метров огнепроводного шнура, около 600 000 капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Сами партизаны, добывали тол из трофейных снарядов и бомб, в мастерских и кузницах изготовляли крепления толовых шашек к рельсам. Активно проводилась разведка железнодорожных коммуникаций.

Партизанская операция «Рельсовая война»

Проведение операции «Рельсовая война»

Основной удар по вражеским коммуникациям был нанесен в период с 3 авг. по 15 сент. 1943 г. В операции на территории западных областей РСФСР, БССР и части УССР принимало участие 167 бригад и отдельных отрядов партизан. Всего в операции участвовало порядка 100 000 партизан (которым помогало местное население), действовавших в тылу немецких армий «Центр», «Север». Одновременно вели активную подрывную деятельность украинские партизаны в тылу группы армий «Юг». В общей сложности подрывная деятельность охватывала территории по фронту более 1000 км и 750 км в глубину.

Если же говорить об отдельных участках железных дорог, то в результате действия партизан на некоторых из них движение были вынуждены приостановить на период до 2 недель. На отдельных участках повреждения были до такой степени сильными, что на ликвидацию последствий от диверсий уходило порядка месяца.

Итоги операции

Мощный удар по железнодорожным линиям был неожиданным для немцев, которые на протяжении некоторого времени не могли организованно противодействовать партизанам. Эти массовые партизанские действия серьезно осложнили жизнь врагу. За первую ночь проведения операции было уничтожено 42 000 рельс. В общем за указанный период времени было уничтожено около 215 тыс. рельсов, пущено под откос более 1500 эшелонов и взорвано 115 мостов.

Только в Белоруссии партизанами было взорвано 3 бронепоезда и более 800 эшелонов с немцами. По территории Белоруссии движение на железнодорожных магистралях сократилось на 40%.

Некоторые железные дороги прекратили свою работу на 3—15 суток, а такие магистрали как Могилев — Кричев, Могилев — Жлобин, Полоцк — Двинск не работали в течении всего августа. Для ликвидации последствий немцы были вынуждены превращать двухпутные участки в однопутные, сваривать подорванные рельсы, разбирать отдельные участки, доставлять из Польши и Германии недостающие рельсы, что в еще большей степени увеличило напряженность перевозок. Немцам пришлось использовать для подвоза рельсов 5 000 платформ и сотни локомотивов, привлекать к охране железных дорог дополнительные силы. Операция в значительной мере затруднила перегруппировки и снабжение отступающих немецких войск.


ред. shtorm777.ru