Базз Олдрин и Нил Армстронг

Базз Олдрин и Нил Армстронг. Авария на Луне…

«Аполлон-11» — пилотируемый космический корабль серии «Аполлон» (США). 1969 год, 20 июля – в 20:17 командир корабля Нил Армстронг и пилот Базз Олдрин посадили лунный модуль корабля на поверхность Луны. Они оставались на лунной поверхности Луны на протяжении 21 ч 36 мин и 21 сек. В течении всего этого времени пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите.

“Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества” могло бы обернуться по другому, если бы не изобретательность астронавта Базза Олдрина в предотвращении катастрофы при помощи простого фломастера.

1969 год, 20 июля – Олдрин и Нил Армстронг готовились вернуться из своего лунного модуля, когда обнаружили, что 1-дюймовый выключатель рычага двигателя сломал приборную панель.


В своей книге “великолепное запустение: долгое путешествие домой с Луны” Олдрин вспоминает, как заметил на полу лунного модуля что-то, что там не должно было находится.

” Я присмотрелся внимательней и слегка вздрогнул”, – писал он. “Там, на полу с правой стороны кабины, лежал оборвавшийся выключатель”.

Гадая, откуда мог взяться выключатель, он посмотрел на ряды выключателей на приборной панели. Затем он “тяжело вздохнул”.

“Сломанная деталь оторвалась от выключателя рычага двигателя, единственного жизненно важного выключателя, необходимого для подачи электроэнергии к двигателю подъема, который поднимет нас с Нейлом с Луны”, – пишет он.

Каким-то образом он или Армстронг случайно задели выключатель в тесном пространстве своими громоздкими рюкзаками. “В независимости от того, как оборвался выключатель, его пришлось срочно чинить, чтобы двигатель мог заработать, чтобы вернуть нас домой”, – писал он.

О сломанном переключателе было доложено в Центр управления полетами, но после беспокойной ночи, на следующее утро Хьюстон так и не нашел решения.

Базз Олдрин и Нил Армстронг-1

“Изучив его более внимательно, я подумал, что если бы я мог найти что-то, чтобы протолкнуть его в щель, он смог бы удержаться”, – пишет Олдрин. – Но поскольку он был электрический, я решил не совать туда палец и не использовать ничего металлического на конце. В наплечном кармане пиджака у меня лежал фломастер, который вполне мог сослужить мне пригодится в этом.

– После того, как процедура обратного отсчета была увеличена на пару часов на случай, если она не сработает, я вставил фломастер в маленькое отверстие, где должен был быть выключатель, и включил его; самодельный выключатель выдержал. В конце концов, мы собирались улететь с Луны. До сих пор у меня хранится сломанный выключатель и фломастер, которым я запускал наши двигатели”.

Если бы выключатель двигателя не сработал, Армстронг и Олдрин, скорей всего, застряли бы, говорит главный историк НАСА Уильям Барри.

“Если бы фломастер не сработал, я уверен, что Центр управления полетом и экипаж упорно трудились бы, чтобы найти другие способы замкнуть цепь, чтобы запустить двигатель для подъема”, – говорит он. “Но это была достаточно серьезная ситуация, чтобы на последующих лунных модулях была установлена защита над этими автоматическими выключателями, для предотвращения подобной поломки”.

Барри говорит, что во время программы “Аполлон” Центр управления полетами и астронавты провели тысячи симуляций, и команда симуляторов была “довольно хитрой”, придумывая проблемы для них.

“Я не знаю, что бы эта конкретная ситуация была смоделирована, но глубокие системные знания, полученные в те часы в симуляторах, и методы, разработанные для астронавтов и наземных экипажей для решения проблем, хорошо бы могли послужить им, если бы потребовалась дальнейшая работа по исправлению сломанного выключателя” – говорит он.

Многие из этих симуляций, отметил Барри, включали маневрирование командным модулем, чтобы завершить полет в случае возникновения проблем с выходом лунного модуля на правильную орбиту.

“Как это обычно бывает при тренировках на тренажерах, экипажи отрабатывали маневр запуска и стыковки много раз—и обычно в то время, когда им приходилось иметь дело с какой-то имитацией отказа” – сказал он. “Полет в действительности был (как правило) намного легче, чем десятки раз, когда они отрабатывали этот конкретный маневр в симуляторе”.

Но, говорит Барри, командный модуль не смог бы решить проблему, если бы лунный модуль не поднялся с лунной поверхности. ” Таким образом, отказ двигателя подъема мог бы стать роковым”, – подчеркнул он.

 


 

ред. shtorm777.ru