Побывавшие на пороге жизни — что общего в рассказах
Возможность существования сознания после смерти отвергалась до недавнего времени наукой не потому, что ей противоречили данные клинических наблюдений, а априори, потому как сама концепция была несовместима с существующими научными теориями. Но научные парадигмы не надо путать с истиной — они представляют собой, в лучшем случае, рабочую модель, организующую современные исследования.
Впервые серьезное изучение опыта смерти было проведено не в XX столетии, а в XIX, известным швейцарским геологом Альбертом Хеймом. Мистические переживания во время падения в Альпах, едва не закончившегося смертью, пробудили в нем интерес к субъективному опыту, связанному с жизненно опасными ситуациями и с умиранием. На протяжении нескольких десятилетий он собирал наблюдения и свидетельства людей, которые пережили серьезные несчастные случаи: раненых солдат, каменщиков и кровельщиков, которые срывались с большой высоты, рабочих, попадавших в стихийные бедствия в горах и железнодорожные катастрофы, тонувших рыбаков. Но более важная часть работы Хейма основана на сообщениях альпинистов, переживших серьезные падения в горах.
Впервые Хейм опубликовал свои открытия в докладе на съезде Швейцарского Альпийского клуба в 1892 г. Он сделал заключение о том, что субъективный опыт близости смерти на удивление сходен в 95 % случаев, в независимости от сопутствующих обстоятельств. Умственная деятельность вначале резко ускоряется и обостряется. Восприятие событий и предвидение исхода как правило бывают вполне отчетливое. Время необычайно растягивается, а люди действуют с быстротой молнии и в полном соответствии с реальными обстоятельствами. Обычно, за этой стадией идет неожиданный обзор жизни.
По Хейму, происшествия, в которых люди неожиданно оказываются перед лицом смерти, гораздо более «ужасающие и жестокие» для очевидцев, чем для жертвы. Во множестве случаях свидетели были глубоко потрясены и переживали продолжительную моральную травму, в то время как жертва, если не получала серьезных физических повреждений, выходила из ситуации безболезненно.
1961 год — Карлис Осис с соавторами для детализации опыта умирающих пациентов проанализировали больше 600 вопросников, возвращенных медицинскими работниками. Из 10 % больных, находящихся в сознании за час до смерти, большинство имело различные сложные видения. Некоторые образы в большей или меньшей степени соответствовали традиционным религиозным представлениям о рае и аде, Вечном Городе, в других видениях были мирские образы непередаваемой красоты: удивительные ландшафты с экзотическими птицами, идиллические сады. Реже встречались устрашающие видения дьяволов и ада и ощущения погребения заживо. Осис подчеркивает сходство этих предсмертных опытов с образами эсхатологической мифологии и психоделическими явлениями, вызываемыми ЛСД и мескалином.
1971 год — Рассел Нойес, профессор психиатрии университета Айовы, провел исследования большого количества сообщений лиц, оказывавшихся на грани жизни и смерти, в том числе и материалы Хейма о швейцарских альпинистах, описания сцен смерти в литературе и автобиографические наблюдения выдающихся личностей, таких как Карл Густав Юнг. Нойес выделил схожие, повторяющиеся в этих опытах элементы и дал определение трем последовательным стадиям умирания. Первую фазу, он назвал «сопротивление», характеризуется сознанием опасности, страхом смерти и, в конце концов, смирением перед смертью. Дальше идет «обзор жизни», когда перед человеком проносятся важнейшие моменты его жизни или появляется сжатая панорамная картина прожитой жизни. Последняя стадия — «трансценденция» — связаная с мистическими, религиозными и «космическими» состояниями сознания.
Анализ опытов смерти, проведенный Нойесом, возможно проиллюстрировать рассказом молодой женщины, которая описала свое состояние во время автокатастрофы. У ее машины отказали тормоза на большом шоссе. Неуправляемый автомобиль на протяжении нескольких секунд скользила по мокрой мостовой, ударяясь о другие машины, и в итоге врезался в грузовик.
«За те несколько секунд, пока моя машина была в движении, я испытала ощущения, которые, казалось, охватили столетия. Необычный ужас и всепоглощающий страх за свою жизнь быстро сменились ясным сознанием того, что я умру. Как это ни удивительно, одновременно появилось такое глубокое ощущение покоя и мира, какого я никогда ранее не испытывала. Казалось, я перемещалась с периферии своего существа — тела, заключавшего меня, — в самый центр моего Я, место невозмутимого спокойствия и отдохновения. Мантра влилась в мое сознание с легкостью, которую я никогда ранее не испытывала во время медитаций.
Время как бы не стало; я наблюдала свою собственную жизнь: она проходила передо мной как кино, очень быстро, но в поразительных подробностях. Достигнув границы смерти, я как бы очутилась перед прозрачным занавесом. Движущая сила опыта влекла меня через занавес — я была все еще совершенно спокойна, — и вдруг я поняла, что это не конец, а скорей, переход. Описать мои дальнейшие ощущения я могу только следующим образом: все части моего существа, чем бы я в тот момент ни была, ощущали континуум за тем, что я раньше считала смертью. Я почувствовала, что сила, направлявшая меня к смерти, а потом за ее пределы, будет вечно вести меня в бесконечную даль.
Как раз в этот миг моя машина врезалась в грузовик. Когда он остановился, я осмотрелась вокруг и поняла, что каким-то чудом осталась в живых. После начало происходить что-то поразительное: сидя в груде разбитого металла, я почувствовала, что границы моей личности исчезают и я начинаю сливаться со всем окружающим — с полицейскими, обломками автомобиля, рабочими с ломами, которые пытались меня освободить, машиной «скорой помощи», цветами на соседней клумбе, телерепортерами. Каким-то образом я могла видеть и чувствовать свои раны, но казалось, что они не имеют ко мне никакого отношения — они были только частью быстро расширявшейся системы, включавшей в себя гораздо большее, чем мое тело.
Солнечный свет был необычно яркий и золотой, казалось, что и весь мир сияет прекрасным светом. Я ощущала счастье и бьющую через край радость, несмотря на драматизм обстановки, и такое состояние сохранялось на протяжении нескольких дней в больнице. Это происшествие и связанный с ним опыт абсолютно изменили мое мировоззрение и понятие о существовании. Раньше я не особенно проявляла интерес к вопросами духа и полагала, что жизнь заключена между рождением и смертью. Мысли о смерти всегда меня пугали. Я верила, что «мы проходим по сцене жизни только однажды», а после — ничего. Попутно меня мучил страх, что я не успею осуществить в жизни все, что наметила. Теперь я абсолютно по-другому представляю себе мир и мое место в нем. Мое самоощущение превосходит представление о физическом теле, ограниченном рамками времени и пространства. Я знаю, что я часть огромного безграничного творения, которое можно назвать божественным».
Выход в свет книги Реймонда Моуди «Жизнь после жизни» в 1975 г. увеличил интерес Запада к субъективному опыту умирающих. Автор книги, врач и психолог, проанализировал 150 описаний опыта клинической смерти и лично опросил около 50-ти людей, побывавших в состоянии клинической смерти. Основываясь на этих данных он выделил характерные, с большим постоянством повторяющиеся элементы опыта смерти.
Общей чертой всех рассказов была жалоба на то, что эти субъективные события нельзя описать, из за ограниченности нашего языка для выражения их сущности. Это же характерно и для мистических состояний сознания. Другим важным элементом было ощущение выхода из тела. Многие опрашиваемые сообщали, что, находясь в коматозном состоянии, они наблюдали самих себя и окружающее со стороны и слышали разговоры докторов, сиделок и родственников, которые обсуждали состояние больного. Они в подробностях описывали манипуляции, производимые с их телом.
Эти описания действительности подтверждалось последующей проверкой. Внетелесное существование может принимать различные формы. Некоторые описывали себя как сгусток энергии или чистое сознание. Другие ощущали, что имеют тело, но тело проницаемое, невидимое и неслышимое для принадлежащих к физическому миру. Порой люди испытывали страх, смятение и желание возвратиться в физическое тело. В других случаях возникали экстатические ощущения отсутствия времени и веса, спокойствия и безмятежности. Многие слышали странные звуки: явно неприятные шумы или, напротив, ласкающие звуки волшебной, божественной музыки. Очень много описаний движения через темное замкнутое пространство — туннель, пещеру, дымоход, цилиндр, ущелье и т. д.
Часто люди рассказывали о своих встречах с другими существами — умершими ранее родными и друзьями, «духами-хранителями» или «духами-проводниками». В особенности часты видения «светящегося существа», появляющегося как источник неземного сияния, но при этом проявляет такие личностные качества, как любовь, теплота, сочувствие и чувство юмора. Общение с этим существом происходит без слов, телепатическим путем и часто сопровождается опытом обзора жизни и божественного суда или самооценкой.
Основываясь на этих данных Моуди попытался воссоздать картину типичного опыта посмертного состояния. И хотя его «составная» модель — результат обобщения большого числа опытов, а не отражение действительного индивидуального, она представляет большой интерес.
Умирая человек достигает высшей точки физических страданий и слышит, как медики констатирует его смерть. Потом он слышит неприятный шум, громкий звон или жужжание и одновременно чувствует, что очень быстро движется через темный узкий туннель. Он неожиданно оказывается вне своего тела, но все в той же обстановке и наблюдает за всем происходящим и за своим телом со стороны, как зритель. С этой необычной позиции он видит попытки возвратить его к жизни и приходит в смятение.
Спустя какое-то время он собирается и несколько привыкает к своему новому состоянию. Он замечает, что все еще имеет тело, но совсем другой природы и обладающее другими возможностями, чем оставленное им физическое тело. После появляются другие существа. Они встречают его и помогают ему. Он видит духи умерших — родственников и друзей, а потом дух, исполненный тепла и любви, не похожий ни на что, виденное раньше, — светящееся существо — появляется перед ним. Это существо без слов задает ему вопросы, помогает оценить жизнь, показывая в течение мгновения ее самые важные события.
В какой-то момент человек ощущает свое приближение к некой границе или барьеру, как видно отделяющим земную жизнь от следующей за ней. Тем не менее оказывается, что он должен возвратиться в свое тело и что время его смерти еще не пришло. Захватывающий опыт неземной жизни заставляет его сопротивляться возвращению. Он переполнен чувством радости, любви и мира. Несмотря на все это, он неким образом воссоединяется с физическим телом и продолжает жить.
В последствии он пытается рассказывать о происшедшем, но встречается с рядом трудностей. Во-первых, человеческий язык оказывается непригоден для описания неземных событий, а во-вторых, окружающие относятся к этим рассказам с недоверием и насмешкой, так что он оставляет свои попытки. Все же этот опыт оказывает глубокое влияние на его жизнь, в особенности на представление о взаимоотношении смерти и жизни.
Замечательны параллельные места в исследованиях Моуди и описания загробного мира в эсхатологической литературе, в особенности состояний Бардо в Тибетской Книге мертвых. Сходные, если не идентичные, элементы наблюдаются и во время психоделических сеансов, когда субъект переживает столкновение со смертью в рамках процесса «смерть — повторное рождение».
С.Гроф
ред. shtorm777.ru