Гибель миноносца «Стерегущий»
Миноносец Стерегущий — русский миноносец, построенный в Петербурге на Невском заводе и собранный в Порт-Артуре, относился к типу «Сокол». Заложен в 1900 году, вступил в строй в 1903 году. 1904 год, 26 февраля (10 марта) — геройски погиб в ходе Русско-японской войны 1904—1905 в неравном бою с превосходящими силами японцев.
История гибели миноносца
26 февраля — на рассвете, после ночной разведки, эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Решительный», возвращаясь в Порт-Артур. На подходе к мысу Ляотешань, прямо по курсу сигнальщики увидели 4 силуэта. Это был отряд японских миноносцев: «Усугумо», «Синономэ», «Акэбоно», «Садзанами», который возвращался после ночной вылазки на порт-артурский рейд. «Решительный» со «Стерегущим» резко повернули в море намереваясь скрыться в темноте, однако японцы заметили их, изменили курс и увеличили ход.
Русские миноносцы попробовали обойти строй вражеских кораблей с фланга, но неприятель лег на параллельный курс и открыл огонь. «Решительный», который шел головным, оказался в более выгодном положении, чем «Стерегущий», по которому вели огонь три «японца». Корабли, ожесточенно отстреливаясь, отходили к Порт-Артуру. В правый борт «Решительного» попал снаряд, он взорвался в угольной яме повредив паропровод. К счастью, судно не полностью потеряло ход, машинная команда смогла справиться с повреждением. В этот момент открыли огонь береговые батареи Порт-Артура, но после 3-х выстрелов умолкли.
Японцы не стали преследовать «Решительный» и сосредоточили огонь на «Стерегущем», положение которого быстро стало безнадежным. «Стерегущий» продолжая отстреливаться нанес повреждения «Акебоно», который был вынужден на некоторое время выйти из боя. В 06 : 40 японский снаряд, попавший в угольную яму «Стерегущего», вывел из строя 2 смежных котла. Корабль быстро начал терять ход. Следующий снаряд угодил в кочегарку №2, водой поступающей в пробоину залило топки. Кочегарам едва удалось успеть задраить горловины и выйти на верхнюю палубу.
В начале боя, осколком снаряда, был смертельно ранен командир миноносца лейтенант А. С. Сергеев. Ведя огонь из носового орудия, погиб мичман К. В. Кудревич. Старший офицер Н. С. Головизнин, который командовал спуском вельбота, был убит, инженер-механик В. С. Анастасов взрывной волной от снаряда был выброшен за борт и погиб. Бой закончился в 07:10.
После боя. Несостоявшийся трофей
Во время боя в «Сазанами» попало 7 или 8 снарядов, в «Акебоно» – 27. В официальной японской истории Русско-японской войны на море говорится, что у японцев потери составили 1 убитый и 7 раненых. «Стерегущий» лишился труб, мачты, был разбит мостик. Борта и палуба были покорежены разрывами снарядов. Спустя 15 мин. после окончания боя к борту «Стерегущего» подошел вельбот с «Сазанами», и на палубу поврежденного миноносца поднялись мичман Хирата Ямадзаки и 5 матросов.
Японский офицер писал: «Вообще, положение миноносца было до такой степени ужасным, что не поддается описанию». На изуродованном корабле обнаружили оставшихся в живых кочегара А. Осинина и трюмного машиниста В. Новикова, из воды подобрали матросов И. Хиринского и Ф. Юрьева; пленных отправили на «Сазанами». Тем временем японские матросы начали заводить буксирный трос, рассчитывая увести трофей. В 08:10 «Сазанами» начал буксировку, однако «Стерегущий» из-за поврежденного рулевого управления не имел возможности идти на буксире, и в скором времени трос оборвался.
Получив донесение о сражении миноносцев, адмирал С. О. Макаров приказал крейсерам «Новик» и «Баян» идти на помощь, а когда прорвавшийся «Решительный» доложил о бедственном положении «Стерегущего», командующий перенес свой флаг на «Новик». После выхода в море, крейсерами с предельной дистанции был открыт огонь по неприятелю, к ним присоединились и береговые батареи. Командир «Сазанами» отдал приказ покинуть «Стерегущий», который затонул в 09:20.
Последствия
Четырех матросов со «Стерегущего» доставили в Сасебо на борту крейсера «Токива». Там им было вручено письмо от имени морского министра Японии адмирала Ямамото. Он выражал уважение к подвигу русских моряков и желал скорейшего выздоровления и возвращения на Родину.
А в Порт-Артуре после сражения командира «Решительного» начали обвинять, что он бросил «Стерегущий» в беде. Но адмирал Макаров, пришел к выводу, что в сложившейся ситуации спасти «Стерегущий» было невозможно, и признал действия Боссе правильными. «Повернуть ему на выручку – означало погубить вместо одного миноносца два» – писал Макаров. В результате Боссе не только был оправдан по всем пунктам, но и был удостоен Георгия IV степени «за прорыв сквозь неприятеля в свой порт.
Рождение мифа
Известие о сражении «Стерегущего» дошло до Российской империи, и газета «Новое время» со ссылкой на некого английского корреспондента сообщала, что во время начала буксировки «Стерегущего» японцами 2 матроса, заперлись в машинном отделении, открыли кингстоны и погибли, затопив судно. Публикация получила очень большую известность и с некоторыми изменениями появлялась в разных изданиях.
Скульптор К. В. Изенберг, вдохновленный подвигом, создал модель памятника «Двум неизвестным морякам-героям» и представил ее на конкурс. 1908 год, август — проект одобрил император Николай Второй, и 26 апреля 1911 года торжественно был открыт памятник «Стерегущему».
Морской генеральный штаб, проведя анализ информации и опросив оставшихся в живых матросов «Стерегущего», пришел к выводу, что история с затоплением миноносца двумя неизвестными моряками неправдоподобна. В действительности, на миноносцах этого типа кингстонов затопления в машинном отделении не было. Императору был направлен доклад, в котором говорилось, что выдумка не может быть увековечена в памятнике, на что царь ответил: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»». Памятник, который был установлен в Санкт-Петербурге на Каменноостровском проспекте, сохранился до наших дней.
Историк флота старший лейтенант Е. Н. Квашнин-Самарин в 1910 году написал: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы абсолютно ясно, насколько велик был подвиг «Стерегущего» даже и без недосказанного мифа… Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа!»
ред. shtorm777.ru