Мария Целеста, корабль

Мария Селеста

«Мария Целеста» («Мария Селеста») – парусный корабль (бригантина). Классический пример корабля-призрака. По непонятной причине был покинут экипажем. Найден 4 декабря 1872 г. в 400 милях от Гибралтара.

Из истории

Среди «Летучих голландцев» наибольшей известностью пользуется американская бригантина, построенная в Новой Шотландии в 1862 году корабельным мастером Джошуа Дэвисом и изначально называвшаяся «Эмэзон» («Amazon»). После того как сменился владелец она стала называться «Мария Целеста». Длина корабля была 30,3 м, ширина – 7,8 м, осадка – 3,6 м, водоизмещением – 198,42 т.

В 1872 году судну был сделан большой ремонт, который обошелся в 10 тыс. долларов. Длина стала 31 м, ширина — 7,8 м, осадка — 4,9 м, водоизмещение — до 282,28 тонны. Кроме этого добавили вторую палубу, расширили корму и заменили многие доски.

Заработок в интернете без вложений

Исчезновение экипажа

1872 год, 5 ноября – бригантина вышла из Статен-Айленд, Нью-Йорк, в очередной рейс под командованием капитана Бенджамина Бриггса (37 лет). На бригантине кроме Бриггса и экипажа из 7 человек была супруга капитана Сара Элизабет Кобб-Бриггс и их 2-х летняя дочь София Матильда. Груз – спирт-ректификат, порт назначения – Генуя.

Покинутая бригантина

1872 год, 4 декабря – в полдень с английского брига «Дея Грация», который находился в 600 милях к западу от Гибралтара, увидели «Марию Целесту». Она то приводилась к ветру, то вновь уваливалась, выписывая замысловатые зигзаги. Было очевидным, что бригантиной никто не управляет. В скором времени на борт судна поднялись матросы с «Деи Грации». На палубе никого не было. Ветер завывал в порванных снастях фок-мачты, рваные паруса с треском бились о мачту и реи. Спасательной шлюпки на киль-блоках не было.

Мария Целеста, корабль-1

На столике в каюте капитана лежали лоции, карты и книги. Последняя запись в вахтенном журнале была от 24 ноября гласила, что бригантина без происшествий достигло почти той точки, где она была замечена с «Деи Грации». На грифельной доске, которая предназначалась для черновых записей, было отмечено, что 25 ноября в 8 часов утра бригантина находилась в 6-ти милях к зюйд-зюйд-весту от острова Санта-Мария (один из Азорских островов).

После проведенного осмотра выяснили, что нет хронометра, секстанта и отсутствует таблица склонения Солнца, а судовой компас разбитый валяется в углу каюты. В ящике стола находилась значительная сумма денег, шкатулка с женскими украшениями, в соседней каюте нашли швейную машинку, на которой лежала недошитая детская рубашка.

Осмотр кубрика вызвал еще больше недоумения. Койки аккуратно прибраны, все рундуки целые, а на столе лежали… недокуренные трубки. На камбузе был значительный запас пресной воды, мука, солонина, картофель, овощи, недавно испеченный хлеб. В трюме моряки увидали ровные ряды деревянных бочек со спиртом – их было ровно 1700.

Следствие

Возник естественный вопрос, что же могло случиться с командой? Для расследования была создана адмиралтейская комиссия, которая высказала множество разных предположений, в том числе самых фантастических. Согласно одной из версий команда судна стала жертвой нападения исполинских осьминогов. Были рассмотрены и версии о мятеже экипажа, убийстве капитана и его семьи. В результате комиссия сделала вывод, что бригантина почему-то была брошена экипажем, который впоследствии или погиб в море, или был подобран каким-то кораблём. Однако по прошествии нескольких месяцев, команда «Марии Целесты» так и не заявила о себе ни в одном из портов мира. Так, расследование было прекращено.

Капитану «Деи Грации» Дэвиду Морхаузу было выдано причитающееся ему по призовому праву вознаграждение, а «Мария Целеста» после проведенного ремонта бороздила океаны еще на протяжении 12-ти лет. 1885 год, январь – судно налетело на рифы у берегов Гаити (как впоследствии удалось выяснить, это было мошенничество капитана с целью получения страховки).

Мария Целеста, корабль-2

Версии исчезновения экипажа

В дальнейшем разные версии о причинах того, почему команда оставила парусный корабль, публиковали досужие журналисты. Всплеск интереса к произошедшему на «Марии Целесте» вызывали и якобы спасшиеся «члены команды», появлявшиеся в редакциях газет и сообщавшие «точные подробности». Вдохновило это происшествие и писателей. В частности, по следам расследования на судне Артур Конан-Дойль написал рассказ «Сообщение Хебекука Джефсона», где приводится детективная версия произошедшего. Судно в рассказе называется «Мари Галант».

Версия Кобба

Довольна правдоподобная и реалистичная версия была высказана дальним родственником капитана Бриггса – Коббом. По его утверждению, он каким-то образом смог на время заполучить у сына капитана Морхауза семейный архив и изучить все материалы, которые относятся к тайне «Марии Целесты». Кроме этого, он смог детально ознакомится с материалами следствия по бригантине, сохранившимися в архивах английского Адмиралтейства. Версию Кобба изложил в своей книге «Розовый коттедж», изданной в Америке в 1940 году.

Согласно его мнения, причиной трагедии стал груз парусного корабля. 1700 деревянных бочек со спиртом были негерметичными. 1872 год, 24 ноября – в кормовом трюме судна взорвались скопившиеся пары спирта. Взрыв этот был небольшой, и деревянные люковые крышки остались на местах. Бриггс велел проверить трюм, матросы сняли люковые крышки. Позднее в носовом трюме тоже взорвались пары спирта. Этот взрыв был сильней первого – люковые крышки, которые были отброшены взрывной волной, оказались перевернутыми. Бриггс подумал, что спустя несколько минут судно взорвется, и приказал немедля спустить шлюпку. Происходило это все в обстановке начавшейся паники. По всей видимости, первыми в шлюпку сели капитанская супруга с дочерью, штурман Ричардсон и один из матросов. Капитан кинулся к себе в каюту, в спешке собрал судовые документы, взял хронометр и секстант, но позабыл о судовом журнале. Кок тем временем брал на камбузе провизию для шлюпки (вот почему на бригантине не нашли следов приготовленной пищи).

Возможно, Бриггс не хотел совсем покидать парусный корабль, он попросту хотел, если произойдет взрыв, переждать его на безопасном расстоянии. Для чего шлюпке надо было отойти на 100—150 м. Однако буксирного троса такой длины на «Марии Целесте» не оказалось. Второй штурман, Джиллинг, с матросом отцепили для этого деррик-фал – длинную снасть, поднимающую косой парус. Вот почему на грот-мачте бригантины парус был спущен. Больше того, Кобб смог разыскать в архивах протокол допроса Дево, где тот утверждал, что, готовя «Марию Целесту» к плаванию в Гибралтар от Азорских островов, он не нашел на бригантине деррик-фала и вынужден был закрепить его заново. Когда деррик-фал был отцеплен и все перешли в шлюпку, капитан вспомнил, что не взял с собой компас. Матрос, которому это поручалось, в спешке погнул нактоуз и уронил компас на палубу. Шлюпка быстро отошла от судна приблизительно на 130 м и держалась на буксире. Бригантина дрейфовала. В шлюпке, все ожидали третьего, сильного взрыва. Однако капитан не учел, что он был невозможен, потому как оба трюма были вскрыты и пары спирта улетучились.

Никто не успел заметить неожиданного изменения направления ветра и того, как он наполнил паруса судна. Бригантина быстро набрала ход, а тяжелая, перегруженная людьми шлюпка оставалась стоять на месте. Деррик-фал натянулся и лопнул. Шлюпка не смогла на веслах догнать парусный корабль. Судно ушло на восток, а шлюпку поглотил начавшийся шторм…

Мария Целеста, корабль-3

Бунт на корабле

Существует версия, что гибель капитана и его семейства были следствием бунта, вспыхнувшего на судне в результате ссоры или алкогольного опьянения экипажа. Но по какой причине матросы, избавившись от капитана и его семьи, ушли на спасательной шлюпке не захватив с собой никаких ценностей, одежды, денег или продуктов питания? В пользу этой теории была кровь, которую обнаружили на капитанской сабле. Но согласно исследованию, красное вещество, на лезвии сабли было не кровь, а ржавчина или старая краска.

Кроме всего известно, что капитан Бриггс всегда тщательно относился к подбору команды. Это были опытные моряки, которых он знал лично по прошлым рейсам, верующих, обладающих хорошими моральными качествами. Капитан не пил, никогда не брал на борт спиртного пригодного к употреблению. Эта гипотеза по приведенным причинам выглядит крайне сомнительно, чтобы быть правдой.

Пиратское нападение

Неожиданное нападение пиратов, которые похитили или убили всех, находящихся на судне — довольно слабая версия, которая может объяснять только исчезновение экипажа. Ценные вещи — ювелирные украшения капитанской жены, деньги, карманные часы, одежда, практически весь корабельный инвентарь за исключением навигационного оборудования, спирт(!) остались не тронутыми, что категорически не работает в пользу этой гипотезы.

Отсутствие признаков борьбы, следов от выстрелов — ничего, что хотя бы отдаленно могло подтвердить пиратскую версию. Только одна трогательная деталь — недошитое платье для маленькой Софи и еще не оборвавшаяся нить говорила о том, что случившееся было весьма неожиданным, чтобы заставить людей быстро покинуть бригантину.

Землетрясение в море

Эта гипотеза при определенных обстоятельствах может быть довольно правдоподобной. Сдвиг тектонических плит, согласно мнения авторов этой версии, могло стать причиной образования мощных волн, способных повредить или опрокинуть бригантину. Что бы спастись от стихии экипаж высадился в шлюпку и покинули судно. В подтверждение этой гипотезы выдвигался тот факт, что Азорские острова это сейсмически активная область океана, а сами острова это результат сейсмической активности в земной коре.

Мария Целеста, корабль-4

Афёра

Солли Флуд (генеральный прокурор) в течении долгого времени настойчиво поддерживал эту версию исчезновения команды. Он считал, что Бриггс мог вступить в сговор с капитаном Морхаузом, для совершения мошенничества, связанного со страховкой «Марии Целесты». Вероятно, рассуждал Флуд, Бриггс высадился где-то на Азорских островах, а Морхаус найдя заброшенное судно, отбуксировал его в порт, получив все деньги по страховке, затем он отдал часть этих денег Бриггсу.

Дальнейшая судьба «Марии Целесты»

1873 год, 19 сентября – судно прибыло в Нью-Йорк. Оно долго оставалось стоять возле пристани, так как суеверные моряки считали его опасным. 1874 год, февраль – бригантина была продана по очень низкой цене одной из Нью-Йоркских компаний. 1879 год – капитан бригантины Эдгар Тузилл заболел во время плавания и скончался на одном из островов. Это был третий капитан, смерть которого была связана с проклятым кораблем.

1880 год, февраль – «Мария Целеста» вновь поменяла хозяев. До августа 1884 г. капитаном на нём был Томас Флеминг. Никаких данных о плавании судна за этот период нет.

После Флеминга капитаном становится Гилман Паркер. 1884 год, ноябрь – он вступает в преступный сговор с грузоотправителями из Бостона и загружает бригантину дешёвым грузом, при этом указав, что это ценный товар и застраховал его на 30 тыс. долларов. После чего судно направилось на Гаити в Порт-о-Пренс, и 3 января 1885 г. Паркер специально посадил его на рифы. Корабль затонул, а команда спаслась на шлюпке.

Страховую аферу раскрыли, и Паркера судили в Бостоне. Он отказался от страховой претензии, вышел на свободу, однако его профессиональная репутация была испорчена. Капитан скончался в нищете через 3 месяца. Эта смерть стала ещё одной смертью, связанной с проклятой бригантиной.

 


 

ред. shtorm777.ru