Малинче и Кортес

Малинче…

Очень немногие персонажи в мексиканской истории так ненавидимы, как Малинче. Ее имя стало синонимом измены и широко используется для обозначения тех мексиканцев, которые считают, что другие страны лучше. Тем не менее, ее история, несмотря на то, что ее знают почти все в Мексике, не совсем ясна. В статье для Национального Общественного радио Жасмин Гарсд проводит очень интересную параллель между этим отвергнутым и презираемым персонажем и персонажем Покахонтас, которого многие маленькие девочки стали боготворить благодаря диснеевскому фильму, основанному на ней.

Обе женщины стали мостом между колонизированными племенами и их завоевателями. В конце концов у обоих были близкие отношения с одним из чужеземцев, и в результате они повернулись спиной к своему народу. Но как говорится в статье, одна из них стала главным героем любовной истории, а другая-совершенно ненавистным и демонизированным предателем? Так это происходит с историей во всем мире, все зависит от людей, которые писали историю. Но кто же эта женщина? Была ли она такой же злой и безжалостной, как принято считать?


Предыстория

Принято считать, что Малинче родилась между 1496 и 1502 гг. и происходила из знатного рода, живущего в Коацакоалькосе, города, который говорил на языке Ацтекской империи: науатль. Говорят, что когда ее отец умер, ее мать вышла замуж за богатого касика, с которым у нее родился мальчик. Затем отчим продал Малинче работорговцам, которые отвезли ее в Табаско, город майя на юго-восточном побережье Мексики. В 1519 году Эрнан Кортес, испанский “конкистадор”, прибыл с группой солдат в Табаско. В скором времени после этого обе стороны стали союзниками и в знак доброй воли обменялись подарками. Среди дани, которую получил Эрнан Кортес, было 20 молодых рабынь, в том числе и Малинче.

Кортес велел священнику крестить их, а после распределил среди своих самых доверенных военачальников. Малинче, получившую теперь христианское имя Марина, отправили к одному из родственников Кортеса. Считается, что хотя эта туземная группа была в хороших отношениях с испанцами, они не хотели, чтобы те оставались на их землях так долго, потому они сказали им, что в Теночтитлане, столице империи ацтеков, есть много золота. Конечно, доказательств этой версии не так уж много, но в действительности это звучит логично, потому как оба племени были врагами.

Малинче и Кортес-1

Малинче и Кортес

Кортес и его караван отправились на север, туда, где сейчас расположен штат Веракрус, там они столкнулись с группой ацтекских эмиссаров, отвечавших за сбор налогов с подчиненных городов. Здесь Кортес понял, что его переводчик не знал, как говорить на науатле. Но в скором времени он обнаружил, что Малинче говорит на науатле, и Кортес отдал ее в обучение к Херонимо де Агильяру, испанцу, бывшему в плену у майя и знающему их язык.

В качестве переводчика Малинче было суждено сыграть важную роль на первом этапе завоевания Мексики до 1521 года. Пользуясь своими знаниями об устоях, верованиях в знамениях и военных традициях своего народа, она помогала испанским конкистадорам, и влияла на многие действия и события, пользуясь большим уважением. О ее достижениях не раз писал Берналь Диас, будучи солдатом и очевидцем происходящего во время конкисты, довольно тепло о ней отзывавшийся, называя ее не иначе, как донья Марина.

Диас был рад, что Малинче удалось выжить во время «Ночи печали» с 30 июня на 1 июля 1520 года, когда происходили основные события между испанцами и войском ацтеков, которое прорывалось из окружения и отступившими на материк из столицы ацтеков Теночтитлана. Испанцы в тот период потеряли 600 солдат и 2 000 союзных тлашкаланских индейских воинов. Они лишились всего взятого с собой золота – более 8 тонн. На произвол судьбы бросили и несколько сотен находившихся в обозе женщин, индейских жен, рабынь, дочерей дружественных касиков и самого Монтесумы.

Чудесное спасение

Удалось спастись тогда только троим: донье Марине, индейской тлашкаланской принцессе донье Луизе и Марии де Эстрада, единственной испанке, участвовавшей в экспедиции прибывшей с Навареэсом, который в 1520 г., возглавив отряд из 800 человек на 18 судах, был послан Веласкесом в Мексику, чтобы якобы за неповиновение призвать к ответу Кортеса, успеху которого завидовало много людей. Но Кортес смог переманить на свою сторону солдат Нарваэса, самого Нарваэса Кортес разбил и заключил в тюрьму, где тот провел несколько лет.

Ценой своей жизни тлашкаланские воины и братья доньи Луизы, отбили выживших от врагов и вывезти на материк. Остатки отряда Кортеса, 400 испанцев и индейцы, с большим трудом смогли оторваться от преследователей, и уйти в Тлашкалу. Однако после этого империя ацтеков начала рушиться, много городов и касики переходили на сторону Эрнана Кортеса, не желая больше находится под владычеством кровожадных ацтеков. 1521 год, апрель – 800 испанцев и 200 000 союзных индейских воинов, осадили Мехико. Оборона была отчаянной и длилась 4 месяца, но в августе город был взят и разрушен.

Малинче и Кортес-2

Из истории

1522 год – Кортес становится губернатором «Новой Испании», не позабыл он и о союзных индейских соратниках, освободив их от налогов и дав много льгот.

Какое-то время Малинче еще была при Кортесе, и родила ему сына Мартина, но хоть мальчик и был перворожденным ребенком, его считали незаконнорожденным, Кортес не мог дать ему своего имени, и решил отдать его на усыновление Хуану де Суиньга.

Мартина принято считать одним из первых метисов, «meztiosos» – потомком от смешения испанкой и индейской крови, которые на сегодняшний день составляют большую часть населения Мексики. Мартин воспитывался в Испании, где со временем он смог занять пост командора Святого Яго. 1548 год – его обвинили в заговоре против наместника короля и казнили.

В джунглях Юкатана, на пути в Гондурас Кортес выдал Малинче замуж за своего сподвижника и дворянина Хуана Харамильо, от которого у нее родилась дочь Мария. Дальше о судьбе Малинче мало что известно, есть сведения что, она умерла в 1529 году, заболев оспой, однако имеются и другие сведения, которые указывают на другую дату 1551 год, хотя она и мало вероятна. Сам Эрнан Кортес женился на знатной испанке, а в декабре 1547 года скончался в своем поместье.

За что ненавидят Малинче?

Теперь, вернемся к вопросу, поставленному в начале статьи, почему ее так горячо ненавидят? История о том, почему она стала олицетворением измены и зла, началась через столетия после ее смерти, а точней в конце 1700-х гг. К тому времени Новая Испания была колонией, но было много внутренних конфликтов со стороны народов, желающих разорвать цепи испанского завоевания. Именно в этот момент все связанное с Испанией и завоеванием стало демонизироваться. И, таким образом, Малинче была идеальным персонажем, чтобы оправдать то, что небольшая группа людей могла победить такую мощную армию.

Обладая интеллектом и дипломатическими способностями, испанцы смогли убедить некоторых врагов империи ацтеков составить заговор против их угнетателей и помочь испанцам в их борьбе. Если задуматься, то это не история женщины, которая предала свой народ ради благосклонности завоевателей. Мексика не была единой страной, какой она станет столетия спустя, а представляла собой группу городов, подчиненных империи. Малинче не относилась к ацтекам, и она никогда не предавала свой народ, а вот мать и отчим, ее продали. Тем не менее, многие согласны с тем, что, несмотря на то, что она не предавала свой народ, ее помощь имела решающее значение для завоевания в уничтожения всех этих доколумбовых культур и их образа жизни.

Малинче и Кортес-3

Об этой женщине принято говорить как о злом персонаже, замышляющем заговор против туземцев, но в действительности, ни одно из ее действий не было тем, что она выбрала или запланировала. Я имею в виду, что ее продали в рабство, а затем отдали отряду иностранцев в качестве дани. Ее знание других языков было единственным преимуществом, который она имела, чтобы выжить, и это принесло ей лучшую жизнь, чем просто быть рабыней солдата.

Как объясняет профессор Сандра Сайпесс из Мэрилендского университета, она была всего лишь пешкой Кортеса, но история предпочитает изображать ее как предательницу, потому что это более простой способ заставить людей понять, как все произошло. Что еще более важно, по словам Сайпесс, эта негативная нагрузка также связана с ее состоянием как женщины, особенно если учесть как католическую веру, так и ацтекские нормы, которые повлияли на мексиканскую культуру. В первом случае женщинам не разрешалось выступать публично, а во втором это право было предоставлено только тем, кто обладал властью, например тлатоани или императору ацтеков, чье имя буквально означает “тот, кто говорит”.- Тот факт, что она была женщиной и рабыней, говорящей от имени завоевателей, – это то, что ей, к сожалению, до сих пор не простили.

 


 

ред. shtorm777.ru