Человек оборотень
Такое понятие как «оборотень» знакомо почти всем народам. В наше время это слово ассоциируется с очередным «ужастиком», как воплощение чего-то магического. На протяжении многих лет официальная наука пыталась отнести оборотничество к чистому вымыслу, но оказалось, что сделать это невозможно. Ведь факт остается фактом: рассказы о странных существах, собранные в различных уголках земного шара, абсолютно необъяснимым образом совпадают. Сходство внешности, характеров, поведения, привычек оборотней в сказаниях разных народов не может быть простой случайностью.
Легенды утверждают, что «перевертыш» – это человек, который за несколько мгновений способен превратиться в зверя, а после по истечении какого-то времени вернуть себе привычный облик. Оборотни невероятно сильны, практически неуязвимы (справиться с ними возможно лишь с помощью серебра или обсидиана) и одержимы жаждой убийства. Трансформация обычного человека в монстра часто может происходить бесконтрольно, во время полнолуния. Что же реального, в конце концов, нашли в наше время специалисты в кошмарных вымыслах древних и средневековых авторов?
Легенды об оборотнях, можно сказать, явление повсеместное и довольно древнее. Они есть практически во всех культурах. Европейские народы считали, что такими уникальными способностями могут обладать колдуны, которые для своих нужд принимали образ волка. Оборотнями также называли простых людей, превращенных в волков волшебными чарами. Любопытно, что аналогичные убеждения были также на других континентах, вот только в Африке вместо волка фигурирует леопард, в Индии – тигр, а в Южной Америке – ягуар.
В Греции, правда, также считали, что люди способны превращаться исключительно в волков. Одна из легенд даже рассказывает об особом острове, который находился в Аркадии, посреди глухого болота. На нем якобы жила особая группа волков-людей, к которым мог присоединиться любой желающий, прошедший церемонию посвящения. Жители Эллады даже припадки эпилепсии принимали за одно из проявлений ликантропии.
В особенности много легенд о людях, умеющих превращаться в волков, существует в Баварии. Правда, эти рассказы так тесно переплетаются с историями о вампирах, а внешности обоих вариантов «нечисти» столь схожи (и тот и другой имеют длинные зубы и когти), что отделить оборотня от вампира порой довольно сложно. Но у «перевертышей», по мнению баварцев, очень узкие зрачки, и эти существа часто пристально вглядываются в лица простых людей. К тому же, в северной Германии почему-то бытовало поверье, согласно которому произнесение слова «волк» в декабре провоцирует нападение оборотня на людей.
Датчане были уверены на счет того, что оборотня можно узнать, ориентируясь на форму бровей. А ирландцы верили, что оборотничество является чем-то вроде заболевания и потому может поражать целые семьи. Существа с аномальными способностями в Ирландии описывались специфически. С течением времени понятие «оборотень» сузилось. Так стали называть человека, умеющего превращаться в волка. Почему именно в этого зверя? Если внимательно проанализировать древние предания, станет ясна некая закономерность: рассказы о бесчинствах таинственных существ появились в то время, когда волки, расплодившись, начали представлять собой реальную угрозу для человеческой жизни.
В Средневековье бытовало убеждение, что оборотнем можно стать по воле колдуна или ведьмы. Естественно, не было недостатка и в «рецептах», как от этой напасти избавиться. В особенности усердствовали жители Центральной и Восточной Европы. Здесь в XV–XVII столетиях развернулась самая настоящая жестокая «охота на ведьм». Несчастных, подозреваемых в колдовстве, зверски пытали, а потом сжигали на кострах, топили, колесовали или вешали. Причем оборотни «составляли компанию» очередной разоблаченной ведьме. Так сказать, «все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно»: если верить официальным документам, в XVI столетии французский парламент принял закон об истреблении «перевертышей».
В результате, с 1520 по 1630 год в стране по обвинению в колдовстве и оборотничестве было уничтожено больше 30 тыс. человек… Даже через три столетия страх перед «людьми-волками» не исчез. Французские крестьяне из отдаленных районов страны боялись выходить из дома ночами: они опасались нападения Луп-Гару (французское название оборотня).
Кстати, жители Бретани и Нормандии и в наши дни верят в то, что человек может стать волком…
Вероятно, такое стойкое убеждение не будет казаться удивительным, если пролистать старинные документы. В 1521 году путешественник, проезжавший через французский приграничный городок Полиньи, подвергся нападению волка. Отбиваясь от обезумевшего зверя, человек смог нанести хищнику несколько ран мечом. Волк стал отступать к логову.
Преследовавший его путник вышел к хижине некоего Михаэля Вердунга в то самое время, когда хозяину дома его супруга перевязывала раны, нанесенные мечом. Вердунга арестовали по обвинению в оборотничестве и доставили в город. Естественно, что под пытками задержанный долго хранить молчание не смог. Он признался, что натирал тело специальной мазью, с помощью которой превращался в зверя, и потом охотился на людей. Каннибала после суда сожгли на костре.
Несколько позже в Оверни рассматривали дело женщины-оборотня (властям сообщил о ней муж «волчицы»), на счету которой было несколько человеческих жизней. Во время одной своей «охоты» «перевертыш» лишилась кисти руки; отрубленную конечность представили суду как доказательство. После пыток и признания в совершении ряда преступлений женщину сожгли. Подобных свидетельств существует множество.
В Восточной Европе, в Германии и Франции на протяжении долгого времени верили в то, что оборотень попросту может менять свою кожу, выворачивая ее наизнанку стороной, якобы покрытой густым мехом. Для того же, чтобы вернуться в человеческое обличие, монстру достаточно проделать эту же операцию еще раз. Из-за этого суеверия тысячи людей были буквально порезаны на куски «правдоискателями», старавшимися вывернуть их кожу «мехом наружу».
В славянской мифологии оборотня называли вовкулаком (волкодлаком, волколаком). Характер он имел специфический; тут явно произошло смешение фольклорных черт и элементов христианской демонологии. У славян, в отличие от народов Европы, в древности оборотень был персонажем… положительным. Наши предки считали факт «перекидывания» в зверя явлением совершенно нормальным; к тому же, подобные практики, по уверениям древних, были весьма распространены на славянской территории. По крайней мере, Геродот без особого удивления констатировал тот факт, что племя невров (вероятно, обитавшее на территории современной Беларуси) каждый год на несколько дней меняет обличие, превращаясь в крупную стаю волков.
А если вспомнить героический эпос наших предков, то в нем главный герой сплошь и рядом являлся оборотнем и описывался как существо божественного происхождения. При этом «диапазон» возможностей таких героев был удивительно широк. Богатыри в самый критический момент могли превратиться в тура, медведя, волка или рысь, чтобы помочь справиться с превосходящими силами противника; в горностая или куницу – чтобы пробраться в стан врага, выведать секреты или напакостить в чужом складе и попортить оружие; в сокола – чтобы обозреть окрестности и быстро добраться до нужного места.
Но с принятием христианства в качестве официальной государственной религии все в корне поменялось. Прежние божества получили статус демонов; естественно, что обладающие экстраординарными способностями герои-богатыри и «перевертыши»-помощники или срочно «растеряли» свои необыкновенные качества, или превратились в чудовищ, столкновение с которыми грозит человеку муками и гибелью. Правда, несмотря на это, истории об оборотнях, временами меняющих человеческое обличие на волчью или медвежью шкуру, не потеряли своей популярности и продолжали занимать видное место в народном фольклоре.
Одной из разновидностей легенд об оборотнях являются истории о детях, воспитывавшихся в волчьей стае и потому перенявших все повадки и привычки диких животных. К сожалению, подобные истории созданы на вполне реальной основе. Одним из наиболее ранних описанных случаев выкармливания малышей волками считается история Ромула и Рема.
А в XIV столетии в Гессе, в лесах около города, появилось странное существо. Когда в 1344 г. «зверя» изловили, оказалось, что это – восьмилетний мальчик, полностью одичавший и ведущий себя абсолютно по-волчьи. Приблизительно в те же годы в лесах Баварии нашли еще одного маугли. К сожалению, для этого найденыша обстоятельства сложились практически безнадежно: мальчику было уже больше 12-ти лет, и по крайней мере 10 из них он провел в волчьем логове…
«Диких» людей находили в различных странах, но наибольшее число их было обнаружено в Индии. С 1843 по 1933 год тут поймали 16 детей-волков (обоих полов), несколько малышей-пантер, леопардов, обезьян и даже мальчика-антилопу. Трудно сказать, по какой причине некоторых «человеческих детенышей» животные берут под свою защиту и воспитывают, как свое потомство.
Но те маугли, которые выживали в джунглях, прекрасно приспосабливались к дикой жизни (даже их зубы изменялись!), четко повторяли повадки своих приемных родителей и практически утрачивали человеческий облик. Насильно оторванные от ставшей уже привычной жизни, в человеческом мире они быстро погибали… Уникумом в этом смысле стал мальчик-волк Дина: он смог «продержаться» среди людей 20 лет и за это время с большим трудом научился прямо стоять, одеваться, пользоваться посудой и понимать окружающих.
Разумеется, одичавшие дети оборотнями считаться никоим образом не могут. Но существование таких «полулюдей» оказало влияние на формирование легенд о страшных «перевертышах». Ведь внешность маугли в действительности страшна для простого человека: «дикари» грязные, покрыты царапинами и болячками, со спутанными длинными волосами, с поломанными зубами; рот перепачкан кровью от съеденного сырого мяса. Ногти у них длинные, острые и прочные, потому напоминают когти хищника. Маугли принимают позы, свойственные животным, копируют поведение остальных членов «своей» стаи, издают совершенно животные рычание и вой, а также отличаются особенной свирепостью.
О том, что настоящие оборотни все же существуют, парапсихологи говорят давно. Естественно, что представители официальной науки с таким утверждением категорически были не согласны. В течении веков все попытки логически объяснить феномен «перевертышей» в просвещенных кругах считались откровенной чушью. Но некоторые обстоятельства заставили специалистов с большим вниманием отнестись к «сказочной» проблеме. Относительно недавно заговорили о том, что в основе всех рассказов об оборотнях может лежать довольно редкое заболевание – ликантропия.
Данная напасть получила название по имени царя Аркадии Ликаона, который упоминается в греческой мифологии. Согласно легенде этот правитель отличался несусветной жестокостью, приносил богам человеческие жертвы и даже попытался «угостить» Зевса, прибывшего к нему в гости, телом только что зарезанного ребенка. За все зверства боги превратили Ликаона в волка. Причем царь сохранял некоторые приметы своего естественного облика, понимал все происходящее с ним и даже старался говорить.
Итак, медики окрестили ликантропией особую форму умопомешательства, при которой больной начинает считать, что превратился в животное (чаще всего – в волка). К тому же, оказалось, что еще в древние времена знали об этом явлении. В Древней Греции данное заболевание называли «волчьим сумасшествием». А Марцелл Сидст в 125 году до н. э. описал человека, пораженного ликантропией, указав при этом, что жертву недуга охватывает безумие, которое сопровождается не только волчьей свирепостью, но также приступами поистине зверского голода.
В конце концов и современные эскулапы обратили внимание на свидетельства своих древних коллег, а также на удивительную «живучесть» и широкую распространенность рассказов об оборотнях. В 1963 году в Королевское медицинское общество была представлена работа «О порфирии и этиологии оборотней». Ее автор, доктор Ли Иллис из Хэмпшира, во время проведения исследований обработал множество документальных свидетельств и хроник, а также около 80 случаев подобных заболеваний, описанных и изученных дипломированными врачами. В результате он привел ряд аргументов, объяснявших вспышки ликантропии в Европе и других частях мира в разное время.
По мнению доктора, все появления оборотней имеют под собой достоверное медицинское обоснование. Ли Иллис утверждал: «Я полагаю, что так называемые вервольфы (оборотни) прошлого, по крайней мере, в большинстве случаев, страдали от врожденной порфирии. Доказательство этому лежит в соответствии между симптомами этой редкой болезни и описанием оборотней во многих дошедших до нас свидетельств». Автор работы указал, что порфирия является следствием редкого вида генетических нарушений. Они, в частности, приводят к тому, что у несчастной жертвы заболевания начинает развиваться особая кожная чувствительность к свету (в особенности солнечному). Это явление носит название везикулярной эритемы и приводит к тому, что больной под действием света начинает покрываться воспаленными пятнами.
Как правило поражение кожи сопровождается мучительными болями, в результате этого люди не только утрачивают человеческий облик, но и лишаются рассудка… Тем более что одним раздражением кожи дело не заканчивается. Воспаления весьма быстро превращаются в глубокие язвы, которые потом переходят на хрящи и кости. У больного постепенно разрушаются веки, нос, уши и пальцы. Порой кожа жертвы бунта гормональной системы идет темными пятнами, а зубы из-за отложившегося в эмали порфирина приобретают красный или красно-коричневый цвет. В итоге больной, конечно, в волка не превращается, но становится существом, весьма далеким от человека в его физическом и психическом понимании.
В общем, состояние страдающих порфирией, как оно обрисовано с медицинской точки зрения доктором Иллисом в его оригинальной работе, точно соответствует состоянию оборотня. Посудите сами: больной предпочитает выходить из дома ночами – дневной свет вызывает у него непереносимые боли; психические проявления болезни со временем усиливаются, переходя от легкой истерии в маниакально-депрессивный психоз; воспаления на открытых частях тела и лице напоминают ссадины и укусы, типичные для «перевертыша». Борода у несчастного длинная и запущенная – из-за острого воспаления кожи ее не стригут и не бреют, а исказившиеся черты лица больного иногда напоминают жуткую маску. Все эти классические признаки легендарного оборотня засвидетельствованы многими средневековыми судьями.
Врач указывает, что порфирия имеет несколько разновидностей. Все они основываются на генных «сбоях» и возникают вследствие нарушения обмена веществ. Однако та разновидность заболевания (врожденная порфирия), которая привела к рождению мифа о людях-волках, по счастью, крайне редка. Конечно, автор нашумевшей книги посчитал чепухой заявления о том, что ликантропом может стать человек, укушенный больным. Но вариант наследственности Иллис не только не исключил, но в некоторых случаях назвал закономерным.
Ведь на развитие порфирии влияют как генетические отклонения, так и особенности климата каждой местности, продукты и способы питания. Этим, похоже, объясняется тот факт, что в Западной Европе «волчье безумие» было настолько частым явлением и подчас охватывало целые селения (в особенности много подобных случаев зарегистрировано в Швеции и Швейцарии). А вот на Цейлоне никогда не слышали о подобной болезни. Легенды об оборотнях тут также не зафиксированы.
В наши дни нападения ликантропов на людей тоже происходят. Правда, нечасто. С 1990 г. в Бразилии, Испании и Великобритании жертвами больных порфирией стали 46 человек. По данным американцев, в их стране существуют около тысячи людей, страдающих этой редкой и страшной генетической болезнью.
Открытие Ли Иллиса положило начало исследованиям проблемы, с которой человечество сталкивалось с незапамятных времен. Тем более что версия английского доктора прояснила далеко не все вопросы, связанные с оборотничеством. В частности, все источники упоминали о том, что «перевертыш» мог в нужный момент (как правило, через несколько часов) снова обрести человеческий облик. Иллис писал, что «обратное превращение» является теоретически возможным, но… маловероятным.
Объяснить, почему на оборотней так влияет стремительный рост луны, ученому также не удалось. Кстати, в тех редких случаях, когда появление «перевертыша» не связано с полнолунием, оно наблюдается в особых местах, описываемых как «черная земля», «черные скалы», «черные камни» (там, где присутствуют минералы или горная порода темного, почти черного цвета). Почему? На этот вопрос медицина не может пока дать ответ. Так что загадка человека-волка не раскрыта до конца и по сей день…
В.Сядро, Т.Иовлева
ред. shtorm777.ru