За первую половину XIX столетия население Лондона увеличилось больше чем в два раза. Появилась проблема — где хоронить покойников. В то время в качестве кладбищ использовались церковные дворы. Как результат перенаселенности могилы использовались по нескольку раз, останки оказывались разбросанными по земле, кости попадали в близлежащие колодцы. Это ставало причиной болезней и эпидемий. Эпидемия холеры, которая разразилась в 1848-49 годах, забрала больше 15 000 жизней.
Проблему решил лорд Ричард Браун. Он выкупил участок земли в 40 км от Лондона, недалеко от деревни Бруквуд. Там построили кладбище, которое получило название «Лондонский некрополь». Новая железнодорожная линия связала город и Бруквуд. Сэр Браун предложил перевозить гробы на кладбище поездом. Епископ Чарльз Блумфилд был противником такой практики, мотивируя это тем, что люди разных сословий, еретики и благочестивые христиане смогут оказаться рядом. Но другого выхода не было — перевозить гробы и скорбящих родственников на лошадях было бы довольно дорого и долго.
Следует заметить, что железнодорожный транспорт и паровозы были в те времена новшеством. Первая железная дорога, связавшая Ватерлоо и Саутгемптон, начала действовать в 1838 году. Линия, конечная станция которой называлась «Лондонский некрополь», открылась в 1852 году.
1852 год, июнь — соответствующим актом Парламента была учреждена «Национальная мавзолейная компания», которая принялась обслуживать кладбище и траурную железную дорогу. В «Поезде мертвых», такое неофициальное название получил поезд, перевозивший гробы, было три класса — для клиентов различного достатка. Вагоны первого класса перевозили катафалки, сами вагоны были роскошно украшены, для тех, кто провожал умершего в последний путь, в дороге предусматривались все удобства и даже горячий чай.
В вагонах третьего класса было весьма тесно, в коридорах стояли гробы, и часто родственникам приходилось ютиться в тесных купе рядом с посторонними людьми. Во всех вагонах висело расписание движения поезда и правила для пассажиров.
1854 год, 7 ноября — епископ освятил поезд, а спустя шесть дней состоялся первый траурный рейс. Лорд Браун увлекался египтологией. Он, так же как и другие основатели «Национальной мавзолейной компании», хотел построить кладбище, которое бы напоминало города мертвых на западном берегу Нила в Древнем Египте.
Предполагали, что «Лондонский некрополь» вместит всех лондонцев, которые умрут в ближайшие несколько сот лет.
Время шло, кладбище разрасталось. Поезд объезжал его вокруг, останавливаясь по пути следования несколько раз. На станциях были комнаты отдыха и буфеты, где можно было заказать траурную трапезу. Для перевозки гробов были построены специальные багажные вагоны особенной конструкции. 1899 год — между Лондоном и Бруквудом курсировало уже три «поезда мертвых», в один день проходило до шестидесяти похорон.
Лондон интенсивно развивался и поглотил Бруквуд. Открывали новые кладбища. Похороны в «Лондонском некрополе» стали проходить все реже, последнее захоронение относится к 1941 году.
С самого начала «Лондонский некрополь» и «поезд мертвых» обросли легендами. 1912 год – случилась авария, и поезд сошел с рельсов. Гроб с телом некоего Чарльза Хорсфилда вывалился из багажного вагона. Крышка открылась, оказалось, что гроб пустой. Как это произошло, непонятно. Около десяти людей были свидетелями того, как тело Хорсфилда уложили в гроб. В поезде выкрасть труп не было никакой возможности. Этот таинственный случай широко освещался в газетах еще и потому, что Хорсфилд был спасенным пассажиром «Титаника». Его вытащили из воды, но пожилой джентльмен скончался спустя несколько дней от переохлаждения.
Сейчас линия Лондон — Бруквуд все еще действует, но скоростной современный поезд не останавливается около закрытого нынче кладбища. Здание, где был расположен кладбищенские офис и архив, сгорело в 1972 роду. Причина пожара была достаточно необычная: в большой дуб ударила молния, огонь перекинулся на «крышу здания. Остатки пожарища были снесены бульдозером. Окна и двери полуразрушенной кладбищенской часовни были заколочены.
В конце XX столетия в «Лондонский некрополь» довольно редко приходили люди, чтобы ухаживать за могилами своих предков. Пошли слухи о некоторых странностях, которые происходят на кладбище. На могилах стали появляться цветы, которые никто не приносил, эти цветы не увядали на протяжении недель. На могилах детей начали появляться игрушки — куклы у девочек и паровозики у мальчиков. Как-то раз на могиле Энн Дарси, погибшей в 1921 году за несколько дней до собственной свадьбы, появилось свадебное платье.
Посетители кладбища порой видели женщин и мужчин, прогуливающихся по кладбищенским аллеям. Леди были в длинных платьях и чепцах, джентльмены — в смокингах и цилиндрах. На приветствия эти люди не отвечали. Если кто-то пытался их преследовать, они уходили, ускорив шаг, и исчезали в отдалении между могил. В склепах гробы оказывались сдвинутыми, а тяжелые крышки открытыми. На лицах полуразложившихся покойников родственники с ужасом видели следы укусов.
В начале 1990-х годов поползли слухи, что в «Лондонском некрополе» обосновались сатанисты, и в полуразрушенной часовне они проводят свои черные мессы. Полицейские провели свой рейд, в часовне нашли полуобгоревшие черные свечи, а, кроме того, чучела кошек, собак и летучих мышей. На стенах мелом были начертаны странные знаки. Но было непонятным, как внутрь часовни могли попасть люди. Окна и двери были забраны тяжелыми засовами, ржавчина и паутина свидетельствовали о том, что их не открывали, по крайней мере, с десяток лет.
Известная журналистка Маргарет Хоббс написала книгу о таинственных явлениях на кладбище «Легенды «Лондонского некрополя», которая стала бестселлером. В скором времени образовалось самодеятельное «Общество Бруквудского кладбища», члены которого организовали экскурсии по кладбищу для всех желающих. Туристы могли узнать об истории кладбища и траурной железной дороги, а также о странностях происходящих в наше время.
Но в 2004 году «Общество Бруквудского кладбища» прекратило свою деятельность после того, как активистка общества Нора Стайн была убита. Тело 60-и летней женщины нашли на аллее кладбища. Нора была одета в монашеское платье, в руках она держала четки из нефрита. Глаза несчастной мисс Стайн были выколоты, а лицо исказила жуткая гримаса. Полицейское расследование результатов не принесло, убийство и по сей день остается нераскрытым.
«Интересная газета»
ред. shtorm777.ru