Лаокоон

Скульптура Лаокоон

Лаокоон – в греческой мифологии – жрец Аполлона в Трое. «Лаокоон и его сыновья» – мраморная римская копия с легендарной скульптурной группы, созданной мастерами с о. Родос Агесандром, Афинодором и Полидором в I веке до н. э.

Была обнаружена в Риме в 1506 г. Фелисом де Фредисом в виноградниках Эсквилина, под землей на месте где был Золотой дом Нерона. Помещена в Ватикан, где и находится по сей день в музее Пио-Клементино.

Сюжет

Согласно греческой мифологии, Лаокоон, во время Троянской войны, убеждал городских жителей, уничтожить деревянного троянского коня, которого отступая ахейцы оставили у ворот («Бойтесь данайцев, дары приносящих!»).

Тем временем из моря выползли две огромные змеи, которых послали боги, покровительствовавшие грекам, и задушили жреца и его сыновей. Троянцами это было воспринято как наказание для Лаокоона за непочтение к Афине и принесенному ей в дар коню и поспешили ввести его в город, на свою погибель.


История находки

1506 год – известная античная мраморная группа была найдена итальянцем Фелисом де Фредисом в своем винограднике на Эсквилине (Рим). В скором времени папа Юлий II приобрел эту группу, уступив де Фредису пожизненно доходы с заставы Порта-Сан-Джованни (ежегодно до 600 золотых дукатов (около 3 тыс. золотых рублей). В ватиканском «дворе статуй», или Бельведере, для Лаокоона архитектор Джулиано да Сангалло спроектировал особую нишу.

1798 год – ватиканского «Лаокоона» перевезли во французскую столицу по условиям Тордесильясского договора между Наполеоном Бонапартом и папой римским в качестве контрибуции. Скульптуру поместили в Музее Наполеона (Лувр) и в 1800 году открыли для посетителей музея. 1816 год – после свержения Наполеона, англичане вернули скульптуру в Ватикан.

Лаокоон-1

Копии. Реставрация

Немного поздней Браманте сделал с Лаокоона первую бронзовую копию по восковой модели Джакопо Сансовино. Потом Микеланджело, тщательно изучив Лаокоона, сообщил, что группа изготовлена не из одной глыбы мрамора, как утверждает Плиний. Когда Франциск I, после победы при Мариньяно (1616 г.), потребовал от Льва Х группу себе в подарок, папа для удовлетворения короля Франции заказал Баччо Бандинелли копию статуи. Эта копия на сегодняшний день находится в музее Уффици (Флоренция). Бандинелли же стал и первым реставратором Лаокоона, который был найден без правых рук отца и младшего сына и без правой кисти руки старшего сына. Однако свою реставрацию он не внес в оригинал, а только сделал в упомянутой копии.

Когда в скором времени папа захотел реставрировать сам оригинал, Микеланджело порекомендовал ему для этого своего ученика и помощника Монторсоли, который и занялся этой работой. Для правой, поднятой руки Лаокоона было, как видно, предложено несколько проектов. Но приставленные к оригиналу реставрированные части, принадлежат скульптору XVIII столетия Агостино Корнаккини (1725—1727 гг.)

1803 год – Лаокоон помещен в один из 4-х кабинетов, пристроенных к углам Бельведерского двора. Кроме знаменитой группы, сохранились еще в различных местах несколько фрагментов более или менее близких ее копий, в том числе голова Лаокоона в Эрмитаже.

Лаокоон-11

«Лаокоон и его сыновья» – описание

Реставрация должна быть признана удачной. Овербек и за ним большинство археологов-классиков отдают предпочтение видеть Лаокоона и младшего сына закинувшими правые руки за голову, первого — от боли, второго — в предсмертной агонии. Лаокоон уже обречен на погибель, он полностью находясь под влиянием жуткой боли от укуса змеи, поражающего его, подобно молнии. Напрягаясь всем телом, Лаокоон борется со змеей. Левой рукой он душит змею. Все реставраторы и вообще художники абсолютно справедливо требовали того же и от правой руки, беря за основу простейший закон параллельности движений и инстинктивности действий рук и ног. Правая рука младшего сына тоже не была закинута, а искала точку опоры, потому как его тело потеряло опору и приподнято кольцами змеи.

Все, что говорится о красивой пирамидальности группы, при упомянутой реставрации — неправильно, потому как голова Лаокоона не на равном расстоянии от голов сыновей. Лаокоон представлен нагим, опирающимся, возможно, на жертвенник, на который свалилась его одежда.

Лаокоон-2

По обе стороны от него — два его сына, разного возраста, тоже почти совсем нагие. Их фигуры обвивают две громадные змеи. Одна впилась жрецу в левое бедро. Вторая укусила в правую часть груди младшего сына, который стоит вправо от отца на ступеньках возвышения, но приподнятого кольцом змеи, привязавшим его правую ногу к правой ноге отца. Лаокоон корчась от боли кидается в противоположную укусу сторону, пытаясь вместе с этим инстинктивно разорвать как руками, так и ногами, опутавших его змей. Голова следует общему судорожному движению тела. Лицо искажено страданием, рот полуоткрыт.

Младший сын хоть и укушен змеей, но еще не умирает: его лицо выражает не спокойствие смерти, а, напротив, там читается ужас. Правой рукой он инстинктивно ищет опору в воздухе, а левой сжимает змеиную голову, и, как видно, издает вопль. Старший сын находится пока в лучшем положении. Что и ему не уйти, на это скульпторы намекают узлом, который образовала змея вокруг его левой ноги. Левой рукой он пытается освободиться от этого узла, а правой, тоже опутанной змеиным кольцом, возможно, зовет на помощь. Лицо его выражает преимущественно сострадание к отцу и брату.

Лаокоон-3

Художественная оценка. Лаокоон в культуре

Относительно художественной оценки скульптурной группы, то она вполне достойна тех восторгов, предметом которых она была на протяжении веков. отличное знание анатомии и виртуозное умение выказать его при самом неестественном положении фигур, пафос движений, выразительность лиц и жестов — все это показывает на то, что авторы Лаокоона — выдающиеся скульпторы.

Группа задумывалась с расчетом на одну точку зрения и через это приближается к рельефной композиции. Древние мастера бессознательно или умышленно придали сыновьям Лаокоона пропорции не детей, а взрослых людей, но значительно меньших размеров, чем основная фигура. Потому фигура отца в первую очередь обращает на себя внимание.

На сюжет Лаокоона писали поэмы. Знаменитый испанский художник Эль Греко, весьма своеобразно интерпретировал его в картине под тем же названием, при этом голова Лаокоона близко повторяет голову античной статуи, хоть ракурсы тел другие.

Лаокоон-4

Великий немецкий просветитель Лессинг в середине XVIII века посвятил Лаокоону специальное исследование. Он обратил внимание на то, что скульпторы, даже передавая сильную боль, смогли подчинить статую требованиям красоты. Лаокоон изображен не кричащим, а только стонущим. Чувство меры, как и вообще традиции греческой пластики, сохраняются в этой работе. Но сам выбор сюжета и трактовка его глубоко пессимистичны. Греческое искусство и ранее изображало гибель героев, однако то была гибель в борьбе. Тут же перед нами жестокая казнь неповинных людей. Все преступление Лаокоона в том, что выполняя свой долг, он пытался предостеречь троянцев. Тем более ни в чем не виноваты его дети.

К традиционному представлению греков о власти рока теперь примешивается и мысль о человеческой беспомощности. На исходе эллинистической эпохи от идеала свободного, почти богоравного человека мало что остается — нет более веры в разумность миропорядка.

 

 


 

ред. shtorm777.ru