Свитки Мертвого моря

Свитки Мертвого моря…

Кумранские рукописи, или свитки Мёртвого моря – найденные в иудейских пещерах в 1947 году документы (совокупность древних религиозных манускриптов) из библиотеки Кумранской общины, которые датируются периодом с 250 года до н. э. – по 68 год н. э. Включали наряду с документами, регулировавшими жизнь общины, несколько наиболее древних из на сегодняшний день известных текстов Ветхого Завета. Кумранские рукописи являются самыми важными и удивительными манускриптами, которые были найдены за последние 100 лет.

История находки

Тайник с письменами и фрагменты свитков был обнаружен в 11 Пещерах Кумрана, в 13 милях к востоку от Иерусалима, неподалеку от Мертвого моря в Израиле. 2017 год, февраль – археологи Еврейского Университета обнаружили Пещеру 12. В ней нашли лишь пустой пергамент в кувшине, но пустые и разбитые кувшины вероятно могут свидетельствовать о том, что пещера была найдена и разграблена ещё в 1950-х гг.


1947 год – пастухи-бедуины, пошли на поиски отбившейся от стада козы, и в скалах у Мертвого моря нашли неизвестную пещеру. Внутри у стены они обнаружили несколько древних глиняных кувшинов с завернутыми в полотно манускриптами. В общем из пещеры (которая получила название Пещера 1) было вынесено 7 глиняных кувшинов. Эти находки положили начало продолжавшемуся в течении 9-ти лет исследованию пещер на юго-западном берегу Мертвого моря.

В поисках свитков, археологи обнаруживали пещеры, разграбленные местными бедуинами, которые выгодно продавали манускрипты арабским коллекционерам из Вифлеема. В результате было найдено около 800 документов из 11 пещер Кумрана. В некоторых пещерах (к примеру, Пещера 4) археологи обнаружили встроенные полки: вероятно, пещеры на протяжении долгого времени использовались как библиотеки.

свитки Мёртвого моря-1

Описание Кумранских рукописей

Эта необыкновенная библиотека иудейских документов состоит из свитков, выполненных на пергаменте, нескольких листов папируса и одного необычного образца из меди. Тексты написаны при помощи углеродных чернил в большинстве своем на древнееврейском языке и отчасти на арамейском (семитский язык, на котором якобы говорил Иисус), и несколько текстов на греческом. Исследование Кумранских рукописей, определение их авторской принадлежности продолжается с конца 40-х гг. XX века — с момента, когда они были найдены. Они пролили свет не только на библейские тексты, но и дали больше информации о тайном обществе мужчин и женщин, которых принято называть ессеями.

Палеографические данные, радиоуглеродный анализ и внешние свидетельства, дают возможным датировать основную часть этих манускриптов периодом от 250 г. до н. э. до 68 г. н. э. и рассматривать их как остатки библиотеки Кумранской общины.

Написаны тексты были при помощи угля, а материалом для самих свитков служили пергаменты из кожи коз и овец, также манускрипты были и на папирусе. Небольшая часть обнаруженных свитков была выполнена техникой выдавливания текста на тонких листах меди, которые затем скручивали и помещали в кувшины. Развернуть такой свиток без неминуемого разрушения ввиду коррозии было нельзя. Поэтому археологи разрезали такие свитки на части, которые затем составляли в единый текст.

Свитки Мёртвого моря-2

Содержание

Хотя некоторые свитки Мертвого моря писались еще при жизни Иисуса, ни в одном из них нет прямых упоминаний о нем или о его апостолах. Может быть, свитки это часть огромного собрания манускриптов, которого пока не удалось обнаружить. Одна из наиболее удивительных особенностей артефактов то, что в них содержатся самые древние из известных на сегодняшний день текстов Ветхого Завета. Таким же древним иудейским документом является папирус Нэша (11 века до н. э.), обнаруженный в Египте, с 10-ю заповедями.

Кумранские рукописи можно разделить на 2 категории: библейские — которые содержат копии книг Священного Писания и комментарии к ним и небиблейские — которые состоят из молитвенников и уставов общества, к которому принадлежали их авторы.

В библейских текстах представлены все книги Ветхого Завета за исключением книги Есфири и книги Неемии. Там имеются пророчества Иезекииля, Иеремии и Даниила, а также предания о таких библейских персонажах, как Ной, Авраам и Енох, ни один из которых не упомянут в каноническом варианте Торы. Из более важных текстов, найденных в пещерах Кумрана, стоит отметить великий свиток Исайи, который содержит 66 глав книги Исайи; комментарии к книге пророка Аввакума — одной из книг малых пророков Ветхого Завета; книгу прав членов общины под названием «Наставление в дисциплине», с перечнем обязанностей лидера иудейской секты и его учеников.

Храмовый свиток

Храмовый свиток — самый длинный (длина 8 метров) и, пожалуй, лучше всех сохранившийся манускрипт из всех Кумранских рукописей, который в наши дни является предметом дискуссий. В нем рассказывается об идеальном устройстве и функционировании нового совершенного храма, о его законах и священных ритуалах. Этот свиток, привлекающий внимание своей малой толщиной и ярким цветом слоновой кости. Пергамент этого свитка имеет слоистую структуру, которая состоит из коллагенового основного материала и нетипичного неорганического слоя.

Исследователи провели анализ химического состава этого необычного неорганического слоя с помощью рентгеновской и рамановской спектроскопии и нашли солевые породы (сульфатные эвапориты). Это может указывать на некий уникальный метод создания анализируемого свитка, способный открыть тайны сохранения древних текстов.

Свитки Мёртвого моря-3

Медный свиток

Самым необычным и загадочным из Кумранских рукописей конечно является медный свиток. Он сделан из меди, был найден в 1952 году в Кумране в Пещере 3. Написан этот манускрипт на древнееврейском языке, он графически отличается от языка других манускриптов и датируется, как видно, серединой I века. Ко всему медный свиток — единственный текст, не являющийся литературным произведением. Он представляет из себя перечень 64-х подземных хранилищ, разбросанных по всему Израилю. В свитке сказано, что в этих местах находились тайники с золотом, серебром, свитками, ритуальными сосудами, емкостями с ладаном, а также с оружием.

I960 год – подсчитали, что стоимость этих гипотетических сокровищ могла быть больше одного миллиона долларов. Их найти пытались многие, но все напрасно. Много исследователей уверены, что иудейский текст свитка является своего рода кодом. В пользу этого может говорить ряд из двух — трех греческих букв, которыми заканчиваются 7 пунктов списка. Учитывая специфический характер некоторых из перечисленных предметов (а именно ритуальные кувшины и ладан), ученые полагают, что описанные богатства — это знаменитые затерянные сокровища Иерусалимского храма, спрятанные перед его разрушением римскими легионами в 70 году.

Удивительная особенность медного свитка – последний пункт списка, так называемый Пункт 64. В нем сказано: «в яме, примыкающей с севера, в отверстии, открывающемся к северу, и захоронена у его стока копия этого документа с объяснением и своими измерениями, и опись каждой вещи, и др.» Означает ли это, что где-то спрятан еще один медный свиток, в котором содержится более существенная информация, и который предстоит найти?

Свиток Хвалений

Особое место среди свитков Мертвого моря занимает “Свиток Хвалений” (“Кумранские гимны”). Этот сборник, отталкиваясь от традиции канонической Книги Хвалений, или Псалтири, сплавляет ее с интонациями пророческих книг и угрожающими видениями апокалиптиков. Исследователь и переводчик Д. Щедровицкий писал: “Эти Гимны воспринимаются в наши дни как крик, вырвавшийся на волю после 2000 лет молчания… Нет никаких сомнений в том, что Гимны были известны не только Иоанну Крестителю, но и евангелистам и апостолам и оказали влияние на стиль их Писаний”. Многое в идеях, образности, метафорике гимнов является прямым мостом между Ветхим и Новым Заветом.

Свитки Мёртвого моря-4

Кто написал Кумранские рукописи?

Кто же мог написать свитки Мертвого моря и спрятать их в пещерах у Кумрана? Ученые назвали предполагаемых авторов текстов, небольшую группу иудеев, живших в селении недалеко от Кумрана, сектой Мертвого моря. Как правило ее принято идентифицировать с ессеями, которые вели аскетический образ жизни и наряду с фарисеями и саддукеями были одной из трех основных иудейских сект, о которых немало написано у иудейского историка 37—100 гг. Иосифа Флавия. Хотя ессеи не упомянуты в Новом Завете, о них сказано в других источниках тех времен — работах Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Плиния Старшего.

Ессеи оставили Иерусалим в знак протеста против насаждавшегося иудаизма и обосновались в Иудейской пустыне, подальше от Иерусалима, который утратил, по их мнению, духовность. Они стали аскетами, вели монашеский образ жизни, хотя среди них были и женщины. Они были строгими приверженцами Торы, или Пятикнижия (как правило так называют первые 5 книг Священного Писания).

Недалеко от пещер со свитками были найдены руины Кумрана — заброшенной крепости, восстановленной в 150–130 годах до н. э. Согласно исследованиям, в Кумране жила группа иудеев, которые вели аскетический образ жизни. Там было место для собраний, миквы (ритуальные бассейны) для погружения в воду, акведуки, резервуары и хранилища. Оказывается, что люди жили не в главном селении, а в прилегающих пещерах. В одной длинной узкой комнате Кумрана, которую назвали скрипториум, находились несколько скамеек, на которых, вероятно, сидели писцы, а также были найдены 2 чернильницы. По мнению археологов, именно в этом помещении делались копии обнаруженных в пещерах библейских текстов. Хотя в скрипториуме не было ни одного манускрипта, он связан с пещерами, в которых были найдены свитки, потому как в нем обнаружены схожие с пещерными гончарные изделия.

Многие Кумранские рукописи дают важную информацию о жизни и верованиях их создателей. К примеру, известны календари, в числе которых сложный солнечный, состоящий из 364 дней, хотя в большей степени популярным был 354-дневный лунный календарь — именно его использовали в иерусалимском храме. Другой манускрипт представляет из себя свиток с таким многозначительным названием: «Война сыновей Солнца против сыновей Тьмы». «Сыновьями Солнца», возможно, были члены секты Мертвого моря, а к «сыновьям Тьмы» относилась остальная часть человечества.

В этом свитке рассказывается о вечной борьбе не только между этими двумя сторонами, но и между космическими силами добра и зла, а также дается представление общины об Армагеддоне. Для секты Мертвого моря Армагеддон наступил раньше, чем они того могли ожидать. Во времена первого восстания иудеев (66–73 годы) римляне захватили и разрушили Иерусалим и несколько иудейских крепостей, в том числе Масаду, находящуюся на восточной окраине Иудейской пустыни, у Мертвого моря.

Некоторые из ученых считают, что Кумранские рукописи вообще не имеют отношения к жителям Кумрана. По одной из версий, манускрипты были написаны жрецами второго Иерусалимского храма, а потом перенесены в Кумран и спрятаны подальше от римлян.

Свитки Мёртвого моря-5

Значение находки

Что до значимости этих находок, то ее сложно переоценить. До них по сути все еврейские произведения, которые были написаны на иврите и арамейском в период между Танахом и первым документом раввинистического иудаизма, Мишной, были известны только в переводах, а подчас – в переводах с другого перевода. Все эти тексты были как бы «профильтрованные» христианами – т. е., только то, что их интересовало из древнееврейской литературы, было оставлено, а многое из этого было «улучшено» при помощи поздних добавок христианского характера.

Говоря по другому, в отличие от ситуации, существовавшей до обнаружения Свитков Мертвого моря, сейчас мы располагаем обширной еврейской библиотекой, которая насчитывает сотни рукописей в оригинале, не прошедших последующей цензуры.

До середины XX века ученые, которые исследовали историю создания самого текста книг Еврейской Библии, кроме полных копий, датируемых X-XI в. н. э., располагали только греческим переводом Писания, Септуагинтой, и малым количеством фрагментарных копий библейских книг, как правило, не раньше середины I тыс. н. э. Найденные среди Кумранских свитков копий библейских книг, которые были написаны еще до начала н. э., конечно имеет колоссальное значение. Сегодня ученые в состоянии понять значительно лучше процесс того, какие стадии сочинения и редакции прошли книги Библии, и как текст Еврейской Библии достиг своей сегодняшней формы.

 


 

ред. shtorm777.ru