Крейсер Эдинбург, золото

Золото «Эдинбурга»

Из истории…

Тем днем, 8 октября 1981 г., мурманский порт жил своей обычной жизнью. Не было торжественной музыки оркестров, не полоскались на ветру яркие флаги расцвечивания. А тем временем в порту происходило знаменательное событие. Туда доставили огромные ценности — пять с половиной тонн золота, которые 39 лет назад покинули Мурманск на борту английского крейсера «Эдинбург». Во главе конвоя из 13-ти вымпелов за двое суток он успел пройти 250 миль, когда 30 апреля 1942 г. в его правый борт попали 2 торпеды, выпущенные немецкой подводной лодкой.

Крейсер потерял управление, однако продолжал держаться на плаву. Потому «Эдинбург» было решено отбуксировать обратно в Мурманск вместе с его бесценным грузом. Главную роль сыграло то, что золото перевозили в артиллерийском погребе и его перегрузка на один из кораблей конвоя заняла бы много времени. Увы, как в скором времени выяснилось, это решение было далеко не лучшим. Спустя 36 часов последовала атака германских эсминцев, во время которой крейсер получил новые повреждения. Опасаясь, как бы он не попал в руки врага, командование конвоя приказало затопить крейсер «Эдинбург».


Поиски «золота Эдинбурга»

За прошедшие годы неоднократно предпринимались попытки достать это золото, отправленное СССР союзникам в уплату за военные поставки. Но все, кто занимался поисками клада, включая английские, советские, немецкие и норвежские фирмы, несмотря на большие затраты, так ничего и не смогли добиться. Потому, когда водолаз-глубоководник Кейт Джессоп загорелся идеей добраться до русского золота, коллеги сочли это несерьезным со стороны известного подводного аса.

Если даже удастся отыскать крейсер в студеном штормовом Баренцевом море, доказывали они, это все равно ничего не даст. Золото надежно спрятано в артиллерийском погребе, самом труднодоступном месте на корабле. Его броня достаточно крепка, чтобы можно было применить апробированный способ резки корпуса при помощи подрывных зарядов. Ну а добраться до погреба в жестком скафандре по бесконечным коридорам, да еще в ледяной воде, тем более невозможно.

Однако ни скепсис, ни насмешки не подействовали на Джессопа. Шесть лет он собирал и вводил в ЭВМ любую информацию, относящуюся к «Эдинбургу». На ее основе был разработан настолько впечатляющий, а главное, весьма реальный план спасательной операции, что энтузиаст смог убедить британское правительство заключить с ним контракт на ее проведение. Под него Джессоп получил кредиты и организовал компанию «Джессоп марин рикавериз лимитед». Ее поисковое судно «Стефанитурм» водоизмещением в 1400 тон«, оснащенное новейшей аппаратурой, сравнительно быстро смогло обнаружить «Эдинбург».

Подводная съемка и визуальное обследование, проведенное опытнейшими глубоководниками, дали довольно обнадеживающие результаты: крейсер лежал на боку вверх пробоиной на глубине 235 метров. Через эту пробоину водолазы вполне могли проникнуть внутрь судна, при этом по счастливому стечению обстоятельств как раз недалеко от артиллерийского погреба.

Крейсер Эдинбург, золото-1

«Я нашел золото!»

…Превозмогая почти невыносимое давление воды на 235-ти метровой глубине, достигавшее 23 атмосферы, Джон Росье, 27 летний водолаз из Зимбабве, первым приблизился к корпусу «Эдинбурга». Немного передохнув, медленно, буквально сантиметр за сантиметром он стал пробираться к артиллерийскому погребу, осторожно шаря впереди себя вытянутой рукой. Из-за ила и мазута вода была до такой степени мутной, что в ней ничего не было видно даже при свете мощного фонаря. Больше всего Росье боялся что наткнется на снаряды, почти 40 лет пролежавшие на дне Баренцева моря: они могли взорваться даже от легкого прикосновения.

Вот наконец и артиллерийский погреб. Перед тем как войти туда, водолаз остановился. Мелькнула мысль, что, наверное, такое же чувство испытывает дрессировщик перед клеткой со львами. Но там он хоть видит опасность, а здесь предстоит действовать на ощупь. Луч света упирается в плотную зеленую мглу, как в стену.

Собравшись, Росье заставил себя сделать первый шаг. Он не знал, сколько прошло времени — ему казалось, целая вечность, как вдруг рука коснулась острого угла металлического ящика. Его стенки были так изъедены морской водой, что водолаз с легкостью, как сквозь бумагу, просунул пальцы внутрь ящика. Нет, в нем лежали не снаряды, а массивные прямоугольные бруски. На мгновение радость находки заставила Росье забыть обо всем, кроме тяжелых слитков металла. «Я нашел его! Я нашел золото!» — закричал он в микрофон, вмонтированный в шлем.

Операции по подъему золота

Так начался многодневный поединок английских водолазов с немыслимой глубиной, ледяным холодом и затаившейся рядом смертью. И выйти в нем победителями им удалось прежде всего потому, что Кейт Джессоп до мелочей продумал организацию подводных работ. Прежде всего, подобно космонавтам, водолазы должны были пройти специальную подготовку. Кроме этого, на протяжении 2-х дней перед погружением они не покидали барокамер, в которых постепенно создавались условия, соответствующие тем, что ждали их на дне. Их базой-убежищем там был сферический колокол, висевший в 15-ти метрах над артиллерийским погребом «Эдинбурга». Постоянную глубину его погружения в штормовую погоду обеспечивало особое устройство, которое компенсировало колебания по вертикали висящего на направляющих тросах колокола.

Крейсер Эдинбург, золото-2

Одновременно в колоколе спускались по два водолаза. Каждая смена работала под водой несколько часов. Это был предел человеческих возможностей. Несмотря на тщательный отбор и специальную тренировку, на дне глубоководники испытывали страшную усталость и постоянную сонливость. Из-за огромного давления у них развивался нервный синдром, вызывавший судороги мышц. А это сильно затрудняло поиски слитков, когда одно неверное движение рядом с затаившейся в артиллерийском погребе смертью могло привести к катастрофе.

Найденные золотые слитки по нескольку штук складывали в капроновую сетку, которую осторожно поднимали на поверхность. «Наша работа была до ужаса медленной и изматывающей, все равно что поднимать вручную увесистый груз на крышу высоченного небоскреба при сильном ветре», — так поздней рассказывал о том, что ему довелось испытать, Мэл Уильямз, ветеран-глубоководник, отнюдь не склонный к преувеличениям. Но другого выхода не было. Именно благодаря строжайшим мерам безопасности за все время операции по подъему золота не произошло ни одного несчастного случая.

Да, на дне водолазам приходилось несладко. Но. и на поверхности у команды спасателя хватало забот. Ветер, волны, течения постоянно сносили дрейфовавшее судно. Эти отклонения фиксировали два гидроакустических буя, опущенные на глубину. По их сигналам установленная на борту спасателя так называемая система динамического позиционирования определяла величину отклонений и через ЭВМ давала корректирующую команду подруливающим устройствам, которые возвращали судно в заданную точку над крейсером. Потому команда спасателя все время несла круглосуточную вахту. Впрочем, на долю моряков и водолазов все же выпадали редкие дни отдыха, когда разыгрывался шторм, эта хитроумная система переставала действовать и работы на дне приостанавливали.

В ходе «операции века», как окрестили журналисты спасательные работы на «Эдинбурге», компания Кейта Джессопа установила абсолютный мировой рекорд подводного кладоискательства: впервые свободно плавающие водолазы удачно выполнили столь сложные и крупномасштабные работы на такой большой глубине. В качестве вознаграждения «Джессоп марин рикавериз» было выплачено 35 миллионов долларов из общей суммы в 81 миллион, в которую был оценен золотой груз, поднятый со дна Баренцева моря. Остальные деньги были поделены в пропорции один к трем между Англией и Советским Союзом.

Крейсер Эдинбург, золото-3

Подводная эпопея продолжается

Но подводная эпопея с русским золотом на этом не закончилась. Была версия, по которой в Мурманске в 1942 г. на «Эдинбург» было погружено не пять с половиной, а 10 тонн золотых слитков. В частности, командовавший в те времена Северным флотом адмирал А.Г. Головков написал в своих мемуарах: «Крейсер добили британские корабли, и он пошел на дно вместе с грузом золота, составлявшим около 10-ти тонн».

Свидетельство было довольно серьезным поводом продолжать работы на крейсере. Но «Джессоп марин рикавериз» предпочла переключиться на поиски затонувших в Карибском море испанских галеонов с сокровищами конкистадоров. Потому она уступила контракт на «Эдинбург» одному из своих партнеров, британской компании «Вартон Вильямс».

Ее решение вернуться к «Эдинбургу» было продиктовано трезвым расчетом. Если даже версия о 10-ти тоннах не подтвердится, там еще оставалось 34 золотых слитка из официально подтвержденных пяти с половиной тонн. Следовательно, игра стоила свеч. Тем более что методика спасательных работ на крейсере была отработана в деталях.

Но прошло 5 лет, прежде чем из английского порта Абердин в августе 1986 г. в Баренцево море отправился специальный водолазный корабль «Дипвотер-2». Установленные в ходе первой экспедиции точные координаты затонувшего судна позволили сразу же выйти в точку над «Эдинбургом». К этому моменту за время перехода водолазы уже успели пройти в судовых барокамерах подготовку к глубоководным погружениям. И 4 сентября были начаты спасательные работы.

Крейсер Эдинбург, золото-4

Как и предполагали, за 5 лет на крейсере во всех его отсеках и трюмах осело много ила, который сильно мешал вести поиски первый раз. Были вынуждены заново расчищать и отсасывать его, прежде чем заняться обследованием соседнего с артиллерийским погребом отсека, куда могли бы погрузить вторые 5 тонн золотого груза, если он в действительности существовал. Работая газовыми резаками, водолазы осторожно вскрыли переборку и смогли проникнуть в этот отсек. Увы, там их ждало разочарование: все помещение занимали ящики с пороховыми зарядами, которые пришлось перекантовывать на протяжении полутора суток, чтобы убедиться в отсутствии золота.

Не оставалось ничего другого, как вернуться в артиллерийский погреб и сантиметр за сантиметром в буквальном смысле ощупать его. В итоге, работая попарно, 12 водолазов-глубоководников совершили 23 погружения и нашли еще 29 слитков. Куда девались пять остальных, установить так и не удалось.

 

 


 

С. Демкин

ред. shtorm777.ru