Ноев ковчег

Ноев ковчег

Ковчег Ноя – по Библии убежище, которое построил праведник Ной для спасения человеческого рода и животных во время Всемирного потопа. В книге Бытие (6:13-16) сам Яхве указал Ною подробно материал («дерево гофер»), размер, устройство.

Ноев ковчег не похож на корабль (этим он отличается от ковчегов из мифов других народов о потопе), его устройство (три яруса) соответствует тройственному членению мироздания.

Из библейской истории

Когда Бог уведомил «праведного и непорочного» Ноя о своем решении навести на землю потоп, который должен был бы истребить развратившихся людей, Он сказал ему:

Заработок в интернете без вложений

«Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.

И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.

Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.

Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
И сделал Ной всё: как повелел ему Бог, так он и сделал» (Быт. 6: 14–22).

Итак, Ной вместе с сыновьями построил ковчег, ввел в него по паре животных мужского и женского пола.

И в тот же день, когда Ной вошел в ковчег, на землю полились безмерные воды: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7: 11–12).

Ноев ковчег-1

Мог ли Ной построить ковчег?

Предположим, что, согласно библейской истории, Ной и впрямь смог построить громадное судно, названное ковчегом, то у многих из исследователей появляется вопрос: могло ли быть так, что этот древнейший «корабль» вместил всех животных, и насколько он был устойчивым в водной стихии?

Размеры ковчега

В шестой главе Бытии приводятся такие размеры ковчега: длина – 300 локтей, ширина – 50, а высота – 30 локтей. «Локоть» – это старинная мера длины, имеющая несколько значений: минимальный его размер – 44,5 см, а максимальный – 52 см. Потому и размеры ковчега будут зависеть от того, какой длины считать локоть. Но более часто его определяют в 45,5 см.

При минимальной длине локтя ковчег был бы в длину 133,5 м; в ширину – 22,25 м; и в высоту – 13,5 м. Это соответствует объему приблизительно в 39 655 м³. Если для вычисления объема ковчега длину локтя принимать за 45,5 см, то объем такого судна будет равняться приблизительно 42 388 м³. А при длине локтя в 52 см объем судна будет примерно 63 274 м³.

Если принимать во внимание, что половина этого объема была занята кормом для животных и едой для семейства Ноя, а также жилые помещения, то для животных остается приблизительно 30 000 м³. Этого пространства с избытком хватило бы примерно для 10 тыс. особей. Это – не учитывая домашней живности.

Ноев ковчег-2

«Каждой твари по паре»

Бог же велел Ною ввести в судно «из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых: мужского пола и женского пусть они будут» (Быт. 6: 19). Значит, на ковчеге могло поместится около 5 тыс. пар каждого вида. Кроме этого, «сказал Господь Ною… И всякого скота чистого возьми по семи, мужского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужского пола и женского…» (Быт. 7: 2)

Однако, если учитывать, что сегодня зоологам известно больше 5 тыс. видов млекопитающих, почти 10 тыс. видов птиц и около 9 тыс. видов пресмыкающихся, то, даже плотно упаковав их, все равно Ной всех их не смог бы разместить в ковчеге.

Но все станет на свои места, если принимать во внимание тот факт, что, согласно подсчетам ученых, в древней Месопотамии, на территории которой жил Ной со своей семьей, обитало примерно 575 видов птиц и зверей размером от полевой мыши до овцы и 290 видов – габаритами от овцы до верблюда. А это уже совсем другое дело.

Животные для толкователей Библии задали еще одну загадку. Как сказано, из людей на судне находилось только 8 человек: Ной, его жена, а также сыновья Сим, Хам, Иафет и их жены. А ведь им на протяжении 382 дней, то есть больше года, надо было ухаживать за животными: кормить их и убирать за ними. Как они могли справляться с такой нагрузкой?

Ответ на эти вопросы такой. Во-первых, при плохой погоде многие животные впадают в сонливое состояние. А во-вторых, их могли кормить сравнительно редко, потому как животные почти не двигались, а значит, и энергетические затраты у них были минимальные. И тогда физическая нагрузка, если считать, что на борту судна находилось чуть более 2 тыс. животных, на людей была не столь уж значительной.

Ноев ковчег-3

Особенности ковчега Ноя (непотопляемость)

Так-же было много вопросов у исследователей и к конструктивной особенности ковчега. Точней, его способность устойчиво держаться на воде. Ведь строительство огромного судна, выдержавшего такое сильное наводнение без определенных инженерных знаний и опыта, по сути невозможно. А ведь у Ноя и его сыновей не было практических навыков сооружения даже самой обычной лодки. Кроме этого, постройка столь вместительного судна силами всего трех мужчин маловероятна. И этот момент в истории о Всемирном потопе и ковчеге объяснить весьма трудно.

И все-же, согласно расчетов инженеров-кораблестроителей, при таком соотношении длины ковчега к его высоте, а оно равняется 6 к 1, судно становится фактически непотопляемым. Этот вопрос тщательно исследовал американский ученый Генри Моррис и Джон Уиткомб в книге «Библейский Потоп».

«В Писании говориться, – отметили авторы, – что “воды потопа поднялись на 15 локтей выше самых высоких гор” (Быт. 7: 20). Скорей всего, такая ремарка была сделана для того, чтобы показать, что ковчег мог свободно перемещаться по водной поверхности в любом направлении. А потому как судно имело высоту в 30 локтей, то величина осадки груженого ковчега в 15 локтей вполне реальна».

Когда судно плавало, погрузившись на эту глубину, то центр его тяжести при условии, что он имел 2-х стороннюю симметрию и равномерно распределенный груз, как видно, совпадал с его геометрическим центром. А такая конструктивная особенность делала его особо устойчивым.

«Расчеты показали, – продолжают авторы, – что при любом крене менее 90° судно автоматически возвращалось в нормальное положение. Кроме этого, сравнительно большая длина ковчега (в 6 раз превышала его ширину) приводила к тому, что ковчег не подвергался воздействию волн равной амплитуды по продольной оси. Под воздействием гидродинамических сил судно должно было располагаться в воде так, чтобы его продольная ось была параллельна преобладающему направлению волн или течений. Выходит, ковчег Ноя идеально подходил для своей цели – на протяжении более года сопротивляться водной стихии и ветру».

Именно уникальное соотношение размеров и придавало судну ту удивительную устойчивость, которая не давала ему опрокинуться при килевой качке – ситуации, при которой волна поднимает один конец корабля и потом его опускает. Качка так-же создает огромную нагрузку на судно. Потому конструкция ковчега должна была быть до такой степени прочной, чтобы не прогибаться в средней части в тот момент, когда гигантские волны одновременно поднимают оба конца судна. Когда же большая волна подпирает корабль посередине и оба его конца зависают, нос и корма так-же не должны прогнуться.

Этот факт удивительной устойчивости ковчега богословы объясняют тем, что Бог, безусловно, знал, какой должна быть конструкция ковчега и из каких материалов его надо строить. И именно Господь открыл Ною самые идеальные для Ковчега пропорции. И Ной сделал все так, как велел ему Бог.

Ноев ковчег-4

В поисках Ноева ковчега

• Большым стимулом для развития «ковчегологии» стала авиация. Русский летчик В. Росковицкий в 1916 г. рассказал, что увидал большое судно, находящееся на склонах Арарата. Царским правительством была отправлена на Арарат экспедиция, обнаружившая то, что в официальных сводках именовалось «ковчегом». К несчастью, отчет экспедиции был утерян годом позже, в ходе революции.

Подобные потери не редкость для «ковчегологии».

• Еще одно свидетельство в пользу существования Ноева ковчега. На сей раз говорилось о шести довольно четких фотоснимках, снятых летом 1953 г. с вертолета, пролетавшего на высоте каких-то 100 футов над горой Арарат. Пилотом был американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин; на снимках можно увидеть очертания того, что казалось ковчегом Ноя, наполовину ушедшим в горные породы и лед, покрывавший край уступа горы. После этой истории и получения фотоснимков Грин пытался собрать экспедицию на Арарат, но его замыслу не суждено было сбыться. После его смерти в 1962 г. фото пропали.

Наибольшее число попыток найти Ноев ковчег пришлось на период между концом Второй мировой войны и 1974 г., когда турецкими властями было запрещено восхождение на Арарат под тем предлогом, что это, дескать, угрожает национальной безопасности.

• В августе французская «Франс-Суар» опубликовала сенсацию под заголовком: «Мы видели Ноев ковчег… но не на горе Арарат». Говорилось о горе Джуди, на которой обнаружили довольно внушительных размеров (500 футов в длину, 80 футов в ширину и 50 футов в высоту) судно вместе с костями морских животных и недалеко — могилу Ноя. Описывали это два турецких журналиста, которые упомянули так-же о местной легенде, по которой, время от времени Ноев ковчег появляется в тех краях в виде корабля-призрака, покрытого слоем грязи. Из газетного сообщения не вполне ясно, видели ли журналисты реальный ковчег или его призрак.

• Владелец отеля в Догубаязите (у подножия Арарата) Фархеттин Колан — настоящий знаток по части поисков ковчега и выступал обычно и в качестве проводника.

Он был очевидцем экспедиции Рикера в 1952 г., успешной попытки Наварры в 1955 г. и 7 безуспешных попыток, предпринятых Джоном Либи за период до 1969 г. Бедняга Либи из Сан-Франциско в первый раз увидел точное расположение ковчега во сне и посвятил его поискам всю жизнь. Разочарованный, он оставил свои попытки в возрасте 73 лет после целого ряда рискованных экспедиций, во время одной из которых, например, за ним гнался швырявший камни медведь, — феномен поистине уникальный…

 

 


 

ред. shtorm777.ru