В 2012 году у берегов Италии потерпел крушение огромный пассажирский лайнер «Коста Конкордия«. На его борту находилось свыше 4000-х тысяч человек. Капитан покинул корабль одним из первых, бросив пассажиров и экипаж на произвол судьбы. О последнем круизе «Коста Конкордии» читайте прямо сейчас.
Большой круизный лайнер Коста Конкордия был построен в 2006 году по последнему слову техники. Стоимость работ составила 450 миллионов евро. Размеры гиганта впечатляют: примерно, как 20-этажный дом длиной в три футбольных поля. На церемонии ввода в эксплуатацию, бутылка шампанского не разбилась о борт с первого раза, что является плохим знаком на флоте.
Капитаном корабля был назначен потомственный моряк Франческо Скеттино. На борту роскошного лайнера было всё, что нужно для отдыха и развлечений: полторы тысячи кают, 5 ресторанов, 4 бассейна, кинотеатр, спа, казино, концертный зал, бутики, фитнес-центр и многое другое. «Коста Конкордия» могла вместить свыше трёх тысяч пассажиров и более тысячи членов экипажа.
Первая авария с лайнером произошла в 2008 году в итальянском городе Палермо. «Коста Конкордия» во время швартовки врезалась носовой частью в плавучий док. Инцидент смогли снять на видео работники порта. Тогда обошлось без пострадавших, но вмятина осталась довольно крупная. В прессе не уточнялось кто именно руководил швартовкой — Скеттино или нет.
После ремонта судно вновь вышло в море. Приближённые капитана, говорили, что он управляет кораблём как водитель Феррари. При этом отмечали его как профессионала своего дела, который может рисковать и немного отклоняться от стандартных процедур.
Крушение «Коста Конкордии»
2012 год, 13 января — «Коста Конкордия» отправилась в круиз по Средиземному морю с остановками в семи городах Европы. На борту находилось более 3000 пассажиров из разных стран мира, и около тысячи членов экипажа. Судно шло из итальянского города Чивитавеккья в Савону. Ближе к ночи капитан решил отклониться от курса, чтобы пройти рядом с островом Джильо — то ли он хотел произвести впечатление на пассажиров, то ли поприветствовать гудками кого-то на берегу. Такое он делал и раньше, как минимум трижды. Отключив аварийную защиту судна и управляя лайнером «на глаз», Франческо Скеттино подошёл к берегу слишком близко и слишком быстро. Осознав угрозу, он приказал рулевому поворачивать вправо, но гигантский корабль, под воздействием бокового ветра, слишком медленно маневрировал и в итоге врезался в подводную скалу.
От удара днище левого борта получило пробоину длиной 53 метра, четыре отсека начали быстро заполняться водой. Корабль мог бы плавать при двух заполненных отсеках, но не четырёх. В течении минуты остановились двигатели и погас свет. Члены экипажа успокаивали пассажиров, говоря, что вышел из строя электрогенератор. Вскоре свет удалось восстановить, однако многие механизмы, в том числе руль, не работали. Неуправляемое судно сначала двигалось по инерции в сторону моря, но ветер и течение развернули его обратно к берегу. Коста Конкордия подошла к острову Джильо и постепенно начала заваливаться на подводные скалы. Береговая охрана впервые узнала о происшествии от пассажира, который в телефонном разговоре был обеспокоен тем, что Коста Конкодия сильно накренилась набок.
Люди собирались на палубах, одевали спасательные жилеты и ждали от экипажа внятных объяснений. Капитан долгое время отмалчивался и не запрашивал помощь, вероятно из-за оценки масштабов повреждений. Команда об эвакуации была дана лишь спустя час после удара, когда уже всем стало понятно, что судно тонет. К тому моменту, как спасательные корабли и вертолёты направились к месту крушения, на борту уже началась паника, люди ломились к спасательным шлюпкам, без какого-либо приоритета, каждый сам за себя. Были даже сообщения, что первыми спасались члены экипажа. Некоторые пассажиры прыгали за борт и вплавь добирались до берега, расположенного в пятидесяти метрах от тонущего корабля. Без моральных и физических травм не обошлось.
В числе первых Коста Конкордию покинул и капитан Франческо Скеттино. Позже на суде он сказал, что сменил морскую форму на гражданскую одежду, поскользнулся и случайно упал в шлюпку. На пути к берегу до Скеттино дозвонился начальник береговой охраны и в грубой форме приказал вернуться на борт для организации эвакуации людей, но капитан проигнорировал приказ.
Спасательная операция
Активная часть спасательной операции продолжалась около шести часов. За это время с тонущего корабля было спасено свыше 4000 человек, в том числе 111 россиян. Далее к работе приступили водолазы, они обследовали затопленные помещения рискуя своей жизнью, зная, что судно может соскользнуть с рифа и полностью затонуть. К счастью, за время работ корабль сдвинулся всего на несколько сантиметров.
В течении суток была спасена южнокорейская пара молодожёнов, которая оказалась отрезана от выхода, а на второй день мужчина, повредивший ногу и ожидавший помощи в полузатопленном ресторане. Интересное совпадение — на круизе была внучка одной из пассажирок Титаника (см. Интересные факты о Титанике), ей, как и бабушке удалось спастись. Однако повезло далеко не всем, Коста Конкордия унесла жизни 32 человек.
Так как на судне осталось много ценных вещей, нашлись те, кто захотел присвоить их себе. Дайверы-мародёры воровали часы, украшения, картины и многое другое — некоторых поймали с поличным. Примерно через две недели поисковая операция завершилась, возникли вопросы: кто виноват, и что делать с полузатопленным кораблём.
Кто виноват?
Виновными в крушении были признаны 6 человек, пятеро из которых отделались условным сроком. Главным обвиняемым стал 52-летний капитан Франческо Скетино. По версии следствия его действия привели к гибели 32-х человек, потере судна, и нанесли ущерб окружающей среде. Бегство капитана на шлюпке до завершения общей эвакуации, только усугубило приговор. В итоге Франческо Скетино получил 16 лет лишения свободы. Он так и не признал своей вины, ссылаясь на ошибки рулевого, который выполнял команды с запозданием, а то и вовсе путал их.
В ходе разбирательства дела, выяснились интересные подробности рокового вечера. Оказалось, что в момент столкновения, по приглашению Скеттино на капитанском мостике находились посторонние люди, в том числе его тайная любовница Доминика Чемортан. То есть главными причинами крушения были названы отклонение от безопасного курса, языковой барьер между капитаном и рулевым, а также нахождение посторонних на мостике.
Последствия
Итальянская пресса сделала Франческо Скеттино самым ненавистным человеком в стране, называя его Капитан Трус. Сразу после крушения, вокруг «Коста Конкордии » установили боновые заграждения, чтобы избежать крупного разлива нефтепродуктов. Вскоре топливо из баков удалось откачать и началась подготовка к подъёму судна. На реализацию уникального проекта ушло больше двух лет. В 2014-ом году с помощью стальных тросов и специальных ёмкостей с водой, развешанных по бортам, лайнер поставили на ровный киль, отбуксировали в порт и в 2017 году утилизировали.
Работы обошлись в сумму более одного миллиарда евро. Ещё по 11 тысяч евро компания судовладелец выплатила пассажирам в качестве компенсации. По некоторым оценкам, общий ущерб от кораблекрушения в три раза превысил стоимость самого судна. К слову, потеря лайнера, который был застрахован, не сильно сказалась на деятельности компании-судовладельца Коста Крочере. Она быстро восстановилась и снова начала приносить прибыль.
Обломок скалы, застрявший в корпусе корабля, превратили в памятник. На него прикрепили мемориальную табличку и опустили в море, рядом с местом крушения. Острову Джильо, жители которого приняли у себя пострадавших и оказывали им всякую помощь, была присуждена государственная награда — золотая медаль «За гражданские заслуги».
ред. shtorm777.ru