Легенды о «Летучем голландце»
Самым известным кораблем-призраком издавна считается упоминаемый во многих преданиях «Летучий голландец». Существуют много вариантов легенды.
• В голландском варианте, капитан Ван Стратен был упрямый человек, поклявшимся во что бы то ни стало проплыть вдоль мыса Бурь, который известен теперь под названием мыс Доброй Надежды. Судно затонуло, но с тех пор команда корабля из мертвецов вместе с призрачным капитаном обречена на вечное скитание по волнам.
Больше того, согласно легенде, призрак «Летучего голландца» предвещает гибель для любого судна или части его экипажа. Поэтому моряки боятся его как огня, всякий раз впадая в панику при виде этого таинственного судна. А появиться «Голландец» может в любом облике — то появится в виде облака на горизонте, то пройдет мимо идущего корабля почти как настоящий парусник.
• В исторических материалах и старинных журналах Антверпенской купеческой корабельной верфи написано, что в мае 1673 г. на воду спустили парусник класса каравелла, названный именно такое — «Летучий голландец». Деньги на его постройку предоставил один из самых богатых купцов вольного торгового города господин Иоанн фон дер Фальк. У герра Фалька уже было несколько кораблей для путешествий и торговых операций, но новый парусник превосходил любое из них, в том числе скоростью, легкостью хода и великолепной оснасткой. Именно за быстроту и получило судно свое имя.
Под стать паруснику была и команда — ее для нового корабля подбирали в особенности придирчиво. А капитаном стал прославленный морской волк Ян Ван дер Стратен. За плечами у него было немало трудных миль, и, как бы тяжело ни приходилось, как бы ни пенились волны, какой бы шторм ни трепал паруса, капитан Стратен всегда уверенно вел судно. Тем и был знаменит, что, пока стоял у штурвала, ни один его корабль не погиб и даже не был выброшен на мель.
Говорили, правда, что новый капитан не только искусен в морском деле, но и дьявольски горд. Впрочем, Стратен не без оснований считал, что вряд ли можно отыскать среди мореходов равного ему по мастерству и отваге. При этом не верил он ни в Бога, ни в черта, не боялся их поминать всуе, не скупясь на проклятия ленивым и непокорным матросам.
Первые два рейса «Летучего голландца» прошли благополучно: он сходил в Вест-Индию за грузом драгоценного дерева и удивительных тканей. Удачным было и второе плавание.
1675 год, июнь — «Летучий голландец» вышел в свое третье путешествие: обогнув мыс Доброй Надежды на южной оконечности Африки и зайдя по пути в несколько торговых портов, судно должно было забрать из Индии ценнейший груз благовоний. И вот из этого рейса ни «Летучий голландец», ни его команда не возвратились.
Следует отметить, что в те давние времена парусники частенько гибли во время бурь, налетали на неизвестные картографам подводные скалы или, чтобы избежать гибели в море, выбрасывались на берег, где команда оказывалась в руках враждебно настроенных местных племен. И далеко не всегда можно было узнать, что произошло с тем или иным кораблем, попросту потому, что не оставалось ни одного живого свидетеля трагедии. Так, вероятно, произошло и с «Летучим голландцем». И вот тут заканчивается история и начинается легенда.
Всего через два или три года после того, как корабль пропал без вести, его первыми увидели моряки антверпенского торгового корабля «Благословение Марии». Перед их глазами предстало мрачное зрелище: капитан Стратен находился на мостике, команда непринужденно управлялась с белоснежными парусами, которые надувал неведомый ветер (в это время стоял полнейший штиль, и «Благословение Марии» спокойно дрейфовала в южных водах в ожидании ветра). Каравелла призраком пронеслась мимо и исчезла из виду раньше, чем моряки успели опомниться.
Тем же вечером разразился сильнейший шторм, и после нескольких часов неравной борьбы с морем капитан судна «Благословение Марии» принял решение выбросить потрепанное и давшее течь судно на видневшиеся вдали скалы. По сути, это было единственной возможностью спасти команду. Скалы оказались крохотным необитаемым островком. От голода и болезней там умерли почти все моряки. Двоих последних матросов через шесть месяцев подобрал проходивший мимо корабль. От них-то Фальк и узнал, что «Летучий голландец» продолжает бороздить океан.
Сведения о каравелле-призраке, идущей на всех парусах при полном штиле или даже против ветра, встреча с которой сулила несчастья и гибель, все чаще доносились от чудом оставшихся в живых моряков различных стран мира. Эти свидетельства были столь многочисленны и так совпадали в деталях (даже у людей, не знакомых друг с другом), что назвать их морской байкой или пьяной болтовней не получалось. Кроме этого, существует множество свидетельств уважаемых людей: известных писателей, членов императорских фамилий — английской и португальской, ученых и военных, видевших «Летучий голландец» своими глазами.
• Легенды говорят о проклятии корабля-призрака. Как видно, версия о том, что капитан Ван дер Стратен поспорил со своими собутыльниками — капитаном Фоком и графом Фалькенбергом — о том, что обогнет мыс Доброй Надежды назло Богу и дьяволу, родилась в скором времени после пропажи каравеллы и появления ее уже как корабля-призрака. За свою гордость капитан был проклят вместе с командой, а корабль «Летучий голландец» обречено вечно огибать злополучный мыс.
• Существует и другая версия истории рокового проклятия. Дескать, вечный богохульник и отчаянный смельчак Стратен поспорил с дьяволом на свою душу, что дойдет из Европы в Вест-Индию всего за три месяца. Когда нечистый из преисподней увидал, что умелый капитан выигрывает пари, он превратил паруса корабля в неуправляемые железные листы.
• Имеется и третья история. Именно ее считают истиной в Голландии, потому что была записана в 1678 г. со слов моряка торговой шхуны «Ангел-хранитель».
Выйдя в свое последнее плавание, «Голландец» благополучно добрался до южной оконечности Африки, по пути совершив несколько выгодных заходов в местные торговые порты. Но мыс Доброй Надежды не зря носил еще одно имя — мыс Бурь. И там судно попало в сильнейший шторм. Это было новое судно, легкое и быстроходное, потому команде удавалось почти без потерь справляться с бурей. Но вдруг невдалеке показалось напоровшееся на мель тонущее судно — это был «Ангел-хранитель». Команда его уже пересела в шлюпки, однако спастись в такой шторм на утлых суденышках было практически нереально.
Спасать тонущих, даже рискуя собственной жизнью и кораблем, — первый закон моря, и капитан Стратен, конечно не мог этого не знать. И все-же он даже не попытался подойти к шлюпкам. Капитан дал команду «Лево руля!», чтобы поскорей удалиться от опасной подводной скалы.
Напрасно звали на помощь из шлюпок: каравелла уходила все дальше за плотную завесу дождя и брызг. И тогда брошенные на произвол судьбы моряки прокляли жестокого капитана и его команду. «Как мы никогда не увидим берега, так и вам не суждено будет ступить ногой на твердую землю!» — крикнул вслед уходящему «Летучему голландцу» капитан «Ангела-хранителя».
Из всей команды «Ангела» выжить удалось лишь одному моряку, которого волны выбросили на берег без сознания. Что стало с его товарищами, он не знал, но, добравшись до родного Антверпена через целых три года, рассказал эту историю. В это время «Голландец» уже успел посулить гибель не одному паруснику на океанских просторах.
Вот так корабль «Летучий голландец» стал вечным вестником несчастья. И никто не знает, до каких пор суждено ему идти по волнам и огибать мыс Доброй Надежды. Говорят, правда, что любое проклятие может снять женщина, чье сердце полно любовью. Но все жены и подруги моряков проклятой каравеллы уже давно в могиле. А откуда сейчас возьмется женщина на корабле, который уже много столетий не пристает к берегу?..
• В германском варианте легенды «Летучий голландец» ходил в Северном море. Время от времени капитана посещал дьявол и играл с ним в кости, требуя ставить на кон душу. Однажды капитан проиграл, и душа его превратилась в призрак, которому был вынесен суровый приговор.
• В варианте, опубликованном в 1821 г. в одном английском журнале, корабль шел вдоль мыса Доброй Надежды, когда начался шторм. Команда умоляла капитана изменить курс, чтобы укрыться в безопасной бухте, но тот отказался и высмеял матросов за проявление трусости. Между тем шторм усиливался; капитан, грозя в небеса кулаком, проклял Бога за ниспосланное испытание.
Тут же на палубе появился призрак, но воинственный моряк приказал ему убраться прочь, угрожая пристрелить. Видя, что гость не слушает его, капитан выхватил пистолет и выстрелил в нежданного вестника, но оружие взорвалось у него прямо в руке. Призрак ниспослал моряку проклятие вечно носиться по волнам, мучая от собственного отчаяния матросов. Того, кто увидит проклятый корабль, поджидает несчастье.
Существуют и другие варианты легенды. Согласно одной из них, парусник был приговорен к вечному скитанию потому, что капитан отличался крайней жестокостью. По другой легенде, на палубе корабля появилась богиня, но капитан оскорбил ее. Ее месть — не знать кораблю покоя до Страшного суда.
Великий немецкий поэт Генрих Гейне придал истории о «Летучем голландце» яркую романтическую окраску и привнес новый элемент в существовавший сюжет. Раз в 7 лет капитану было разрешено сойти на берег, чтобы попытаться освободиться от проклятия, добившись любви непорочной девушки. Композитор Рихард Вагнер использовал этот вариант в своей опере «Летучий голландец». Вагнер назвал капитана ван Дердекеном, а девушку, которой тот делал предложение, — Сентой.
• Призрак корабля, в котором признали «Летучего голландца», видели в 1923 г. у мыса Доброй Надежды. За ним наблюдали четыре моряка, один из которых по прошествии лет сообщил об этом Эрнесту Беннетту, члену Общества изучения психических явлений. Беннетт, в свою очередь, написал об этом в книге «Призраки и дома с привидениями. Свидетельства очевидцев» (1934).
• По рассказу помощника капитана Н.Стона, призрак в очередной раз заметили в четверть первого ночи 26 января 1923 г. Накануне днем корабль, следовавший из Австралии в Лондон, прошел мыс Таун. Стон пишет:
«Около 0:15 ночи мы увидали странное свечение впереди по ходу с левого борта. Стояла кромешная темнота, была сплошная облачность, луна не светила. Мы посмотрели в бинокль и корабельный телескоп и различили светящиеся очертания идущего корабля, двухмачтового, пустые реи также светились, парусов видно не было, но между мачтами была легкая светящаяся дымка.
То не были навигационные огни. Корабль, казалось, двигался прямо на нас, и скорость его была такой же, как наша. Когда мы его заметили в первый раз, он находился от нас где-то за две-три мили, а когда он был от нас в полумиле, он неожиданно пропало. Это зрелище наблюдали четыре человека: второй помощник, стажер, рулевой и я сам. Я не могу забыть испуганный возглас второго помощника: „Господи, да это же корабль-призрак!“»
Н.Стон описал, как выглядело судно, которое запечатлелось в его памяти на всю жизнь. Его рассказ подтвердил Беннетту второй помощник капитана, а вот других свидетелей найти не удалось. В объяснении причин подобных явлений Беннетт соглашается с Фредериком У.Майерсом, который утверждал, что некоторые формы сознания, после того как переживают смерть, способны телепатически проецировать образы (в том числе и образы материальные) живым людям, которые воспринимают их как призраки.
В соответствии с этим утверждением, призрак «Летучего голландца» является образом, проецируемым телепатически его погибшим экипажем. Теория телепатической проекции используется с тех пор как возможное объяснение появления призраков.
• Один из самых знаменитых круизных лайнеров ХХ века, «Королева Мэри», и в наши дни является известной достопримечательностью для многих туристов. Он был спущен на воду 26 сентября 1934 г. в Глазго. По рассказам очевидцев, лайнер стал настоящим хозяином нескольких призраков. Среди них — 17-ти летний матрос Джон Педдер, который утонул в 1966 г., женщина в белом платье и маленький мальчик, непонятно как оказавшийся на корабле и ставший фантомом.
• По еще одной легенде о «Летучем голландце», капитаном его был Филипп Ван дер Декен, который отправился в 1689 г. из Амстердама в порт Ост-Индии. Каравелла попала в сильный шторм — конечно же, у мыса Доброй Надежды.
Капитан не отнесся к опасности серьезно. И в скором времени полуразрушенный корабль пошел ко дну вместе со всей командой. По легенде, это было наказанием Бога за то, что капитан проигнорировал предупреждение об опасности.
Одним из очевидцев появления корабля-призрака был и экипаж британского судна в 1835 г. Моряки рассказывали, что в ужасный шторм к борту их корабля приблизился другой корабль, по описаниям похожий на «Летучий голландец». Он прошел так близко, что корабли едва не столкнулись бортами, потом так же неожиданно исчез.
Корабль-призрак вновь был замечен двумя членами экипажа HMS Bacchante в 1881 г. Спустя день один из очевидцев умер странной смертью. В 1939 г. у побережья Южной Африки призрачную каравеллу видели десятки людей, отдыхавшие на пляже. Удивительно, но они с точностью описали тот самый купеческий корабль, явившийся прямо из ХVII столетия. Последний раз «Летучий голландец» видели у берегов Кейптауна, и четверо свидетелей уверяли, что он появился на горизонте, проплыл некоторое время, а потом будто растаял на горизонте.
Ю.Пернатьев
ред. shtorm777.ru