Проклятие Кельнского собора

Проклятие Кельнского собора

Кельнский собор – величественнейший и громаднейший из памятников готического зодчества в Германии. Он был заложен во времена архиепископа Конраде фон Гохстедене, в 1248 году, по плану “каменных дел мастера” Герхарда фон Риле, на месте существовавшего с IX века и сгоревшего старого собора во имя св. ап. Петра. Строительство шло в два этапа: с 1248 по 1437 гг. и с 1842 по 1880 год. Высота конька крыши Кельнского собора – 61 м, высота башен – 157 м. Длина храма – почти 145 м, а общая площадь всех окон около 10 000 м².

1880 год – после многовекового строительства, собор в конце концов был закончен и обзавелся двумя островерхими башнями. На протяжении следующих 4-х лет (до 1884 г) он оставался самым высоким зданием в мире. Но если вспомнить, что после Второй мировой войны храм пришлось восстанавливать и реставрационные работы с тех пор продолжаются постоянно, то второго такого долгостроя, пожалуй, не найти.


Строительство Кельнского собора

Проблем с возведением храма было предостаточно. Часто работа останавливалась из-за нехватки денег. Примерно до 1530 года с финансовыми проблемами худо-бедно, но справлялись. Именно в начале XVI столетия фасады здания обзавелись декоративными украшениями и скульптурными композициями. Но с того времени к дефициту денежных средств стало добавляться безразличие властей. Наконец интерес к собору у людей пропал вовсе. С тех пор вплоть до середины XIX в. он простоял в строительных лесах. Все это подтверждают исторические документы. Но вот дошедшие до нас предания объясняют сей долгострой по-своему и во всем винят дьявола…

Легенды о проклятии

Согласно легендам, именно дьявол наложил проклятие на Кельнский собор. 1164 год – император Священной Римсокй империи Фридрих Барбаросса принес в дар кельнскому архиепископу Райнальду Дассельскому мощи трех волхвов, привезенные им в Кельн из Милана. С того времени в город начали стекаться паломники со всей Европы для поклонения священным реликвиям. Паломничество к этим мощам играло существенную роль как в религиозной, так и в экономической жизни Кельна. Короны трех волхвов и сегодня украшают городской герб. А тогда у архиепископа родилась идея возвести на месте старого обветшавшего собора новый. Там можно было бы не только установить раку с мощами, но и разместить множество верующих.

Проклятие Кельнского собора-1

Начали искать зодчего, который смог взяться за столь грандиозное и невероятно ответственное предприятие. Выбор пал на Герхарда фон Риле, изучавшего архитектуру во Франции. Городские власти дали ему ровно год на разработку чертежей. Но, несмотря на завидное трудолюбие, мастеру никак не удавалось передать свои гениальные идеи бумаге. Всякий раз, когда он уже доводил чертеж до логического завершения, обнаруживалась какая-либо ошибка, которая сводила на нет все его старания.

Архитектор постепенно стал сомневаться в своих способностях. Однажды, в задумчивости прогуливаясь по берегу Рейна, он остановился у огромного камня, который народная молва окрестила чертовым. Неожиданно перед ним появился незнакомец в одежде строителя. Незнакомец начал что-то быстро чертить тростью в пыли у самых ног Герхарда. Когда мастер присмотрелся, то был не на шутку удивлен: на земле перед ним красовался завершенный план нового собора. Архитектор спросил чужака, что тот хотел бы получить за свой чертеж. На что чужеземец, а это был не кто иной, как сам хозяин преисподней, ответил: «Твою душу! А если пообещаешь мне еще и души твоих жены и ребенка, я сам построю собор за три года. Если у меня ничего не выйдет, то ты и впредь будешь наслаждаться жизнью в мире людей. Но если собор будет готов с первыми петухами, оповещающими о начале первого дня в четвертом году, ты и твоя семья – мои!»

Легендарная сцена договора Герхарда фон Риле с Сатаной запечатлена на кельнском нотгельде в 50 пфеннигов 1922 г. (нотгельдами назывались банкноты, выпущенные во времена гиперинфляции органами местной власти). При этом на рисунке возле одной из незавершенных башен можно рассмотреть средневековый строительный кран. Он в действительности простоял там несколько веков (его убрали только в XIX в.) и для многих поколений жителей Кельна сделался своеобразным символом города. Так что существуют даже черно-белые фотоснимки этого чуда средневековой техники.

Строительство Кельнского собора-2

Мастер Герхард решил, что возвести такое грандиозное сооружение за столь короткий срок будет не под силу даже черту, а потому согласился на дьявольские условия. Шум со стройки слышался и днем и ночью. И с каждым днем стены Божьего храма становились все выше и выше. А настроение Герхарда фон Риле падало все ниже и ниже. Это не ускользнуло от внимательных глаз его супруги, и как-то раз она все-же выпытала у него, что так мешает ему радоваться жизни. А когда узнала об условиях сделки, то вначале испугалась, а потом задумалась.

В один прекрасный день жена архитектора вместе с сынишкой отправилась на рынок. Там мальчик обратил ее внимание на статного каплуна, который на потеху толпы кукарекал во все горло. И когда малыш начал передразнивать петуха, женщину вдруг осенила спасительная идея. Теперь она знала, как перехитрить скупщика душ. С тех пор жена мастера ежедневно упражнялась в подражании голосистой птице. И как только на ее кукареканье стали откликаться соседские петухи, снова обрела душевное спокойствие.

И вот настал день расплаты. В то утро женщина поднялась ни свет ни заря и отправилась на стройку. Демоны как раз устанавливали купола башен. Тут-то жена Герхарда и продемонстрировала свое мастерство в подражании. Она кукарекала так искусно, что со всех концов Кельна на ее крики начали отзываться настоящие петухи. А собор-то еще немного не достроен! Дьявол не заподозрил подвоха, а, издав дикий вопль, начал крушить только что возведенную церковь. Но, как говорится, уговор дороже денег, и властителю тьмы пришлось убираться восвояси.

Когда дьявол узнал об обмане, он возгласил: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!» С тех пор собор не перестают строить и достраивать.

Согласно еще одной версии, дьявол поклялся, что, когда собор будет достроен, конец придет не всему миру, а только Кельну. Так или иначе, но собор остался стоять недостроенным. С того времени кто бы ни брался за его завершение, он или погибал при странных обстоятельствах, или быстро отказывался от своей затеи.

Из истории

Любопытно, что и у церкви – предшественницы Кельнского собора судьба складывалась не лучше. Строили ее на месте, где когда-то стоял языческий храм. Находился он на самой вершине холма, и местные жители обходили его стороной. Ходили слухи, будто там нечисто. Подчас в развалинах древней молельни люди замечали блуждающие огоньки и всякую жуть. И даже после того, как древние камни срыли, а место освятили, ситуация не изменилась. А под заступами рабочих то и дело показывались обломки античных статуй и барельефов. Как только это случалось, все работы по рытью котлована тут же прекращали. Вызывали священника, и тот начинал служить над очередной находкой, чтобы обезопасить людей от колдовских чар проклятого места. Позднее, когда уже возводили стены христианской церкви, работа на стройке нередко омрачалась несчастными случаями.

Строительство Кельнского собора-3

А что же мастер Герхард?

Через некоторое время после описанных событий Сатана вновь поспорил с ним (конечно же, на душу), что быстрей проведет из Айфеля (область на западе Германии) в Кельн воду по подземному каналу, нежели тот достроит свой собор. Мастер же согласился, ведь он знал то, чего никак не мог знать дьявол: если на протяжении всего подземного канала не делать специальных отдушин, то возникнут проблемы с тягой и вода не потечет по трубе. Об этом он поспешил сообщить своей супруге, дабы заручиться ее моральной поддержкой. Но если в случае с первым договором женщина помогла своему мужу, то на сей раз сыграла в его судьбе роковую роль.

Хитрому демону удалось выведать у нее секрет тяги, и он таки пустил воду по подземному каналу. Рассказывают, что мастер Герхард находился на крыше недостроенной башни собора, когда увидал внизу бьющий из-под земли дьявольский источник. Осознав, чем ему это грозит, он прыгнул вниз, дабы спасти свою душу. Но не успел: обратившись в адского пса, вслед за ним прыгнул Сатана. Прежде чем архитектор долетел до земли, дьявол схватил его и утащил в преисподнюю.

И после того именно призрак несчастного зодчего препятствовал завершению возведения храма. Он неожиданно появлялся на строительных лесах и пугал рабочих, а то и вовсе сталкивал вниз наиболее смелых. Поговаривают, что призрак мастера Герхарда еще сотни лет после его смерти блуждал ночами вокруг собора, охраняя свое незавершенное творение.

 

 


 

Ю. Подольский

ред. shtorm777.ru