Династия Вэй

Династия Вэй…

Империя Вэй (династия Вэй) (386-534/535 гг. н. э.) – также известна как Тоба Вэй или Юань Вэй, наиболее известная объединением Северного Китая в 439 г. Самая могущественная из северных китайских династий, существовавших до воссоединения Китая при династиях Суй и Тан.

Династия Вэй была основана племенами Табгач (Туоба), которые, как и многие кочевники, населявшие границы Северного Китая, имели неопределенное происхождение. Их язык был в основном тюркским, и ученые предполагают, что их происхождение можно проследить до прототюркских, протомонгольских или Сюннуских народов. Во всяком случае, Туоба не были Ханьскими китайцами, и их завоевания небольших, слабых северокитайских государств в конце IV века явно рассматривались как иностранные вторжения. После захвата провинции Шаньси Туоба приняли древнее название Вэй для своего царства и основали свою столицу в Пинчэне (современный Датун), недалеко от своей племенной Родины.

В скором времени они распространились на Хэбэй и Хэнань и заняли часть Шэньси, Маньчжурию (Северо-Восточный Китай) и Ганьсу. В этот экспансионистский период Бэй-Вэй должны были защищать свои территории от нападений других северных кочевников, и после многих сражений Вэй начали крупномасштабное наступление против кочевников из Внешней Монголии в 429 году. К 439 году Бэй-Вэй обезопасили свои территории от нападения и объединили весь Северный Китай.

Заработок в интернете без вложений

Хотя Вэй обладали огромной военной доблестью, ничто в культуре их кочевого существования не подготовило их к требованиям имперского правления. Не имея административной структуры, они были вынуждены полагаться на китайских государственных служащих, чтобы помочь управлять своими владениями. Одним из первых и величайших китайских советников при дворе Вэй был Цуй Хао (381-450), который познакомил Вэйцев с китайскими административными методами и Уголовным кодексом.

По мере того как экономика Вэй все больше и больше зависела от земледелия и все меньше от скотоводства и набегов, образ жизни туземцев становился все более оседлым. А затем, как это часто случалось в китайской истории, завоеватели были покорены притягательностью китайской культуры и общества. Новые правители были привлечены китайскими товарами и продуктами и обнаружили, что развивают вкус к роскоши, которая характеризовала китайские высшие классы. Они были поражены аристократическим стилем и аурой отличия китайских дворян. Таким образом, престиж китайской культуры, а также изменение экономической базы и влияние буддизма изменили кочевой образ жизни племени Туоба.

Династия Вэй-1

К 495 году Вэй, проводя активную политику синицизации, перенесли свою столицу в древнекитайский город Лоян. Это означало быстрое обращение правящих классов Вэй к китайским манерам и обычаям. Браки между Туоба и Китайской аристократией поощрялись, в то время как смешанные браки также увеличивались среди низших классов. Многие семьи, включая императорский дом, приняли китайские фамилии. Были даже попытки переписать историю, поскольку династия Вэй пыталась дискредитировать и отречься от всего, что имело отношение к их неханьскому китайскому происхождению. В конце концов династия запретила язык и одежду Туоба.

Эта политика синицизации породила проблемы, которые в конечном счете привели бы к падению империи. В то время как высшие классы Бэй-Вэй ассимилировались с китайским образом жизни, низшие классы, особенно те, которые жили близко к границе, и военные, ответственные за завоевания в первую очередь, все еще придерживались своего кочевого, племенного образа жизни. В результате эти классы все больше отчуждались от своих правителей.

Династия Вэй смогла улучшить и стабилизировать экономику своей империи. С объединением Севера Вэй контролировал ведущие оазисы и торговые центры, обслуживавшие торговые пути в Центральную Азию. Между Южным и Северным Китаем также велась большая торговля. Но самое важное изменение, произведенное династией Вэй, касалось земельной реформы. После завоевательных войн большая часть местного населения бежала на юг, оставляя большие площади пахотных земель неиспользуемыми. В ответ Вэйцы начали массовые депортации крестьян. Эти массовые переселения служили нескольким целям-крестьяне могли вернуть себе неиспользуемые земли, тем самым увеличивая сельскохозяйственную продукцию; династия могла заселить пустынные районы вокруг Пинчэна и Шаньси; крестьяне могли владеть своими собственными участками земли; депортации способствовали распространению китайской культуры по всей империи; и, наконец, перевозя крестьян и крепостных, династия Вэй могла сломить власть крупных земельных владений, столь зависимых от их крепостного населения.

Последствия такого перемещения населения были огромны. Только за время правления Даовуди (386-409) было депортировано около 460 000 человек. В 486 году Вэй установил систему земельной реформы, которая будет имитирована более поздними китайскими династиями. В этой системе вся земля принадлежала императору, который затем выделял сельскохозяйственные угодья каждому взрослому мужчине. После смерти землевладельца часть владений перешла к императору, который затем переназначил ее. Это обеспечивало достаточно справедливое распределение земли, а также контроль правительства над крупными поместьями, которые до сих пор были практически автономными. Были сделаны некоторые исключения из этой системы, но в целом она служила той цели, для которой была предназначена.

Правители Вэй были великими покровителями буддизма. Популярность этой религии на севере объяснялась ее универсалистской этикой в противовес партикуляризму конфуцианства или даосизма. Развитие этой религии помогло ассимилировать Туоба в китайскую культуру. Буддизм был очень привлекателен для правителей Вэй, поскольку он давал их руководству законную основу в многонациональном обществе. Они поощряли буддизм как государственную религию, хотя династия особенно заботилась о контроле над религиозной иерархией, стараясь избегать любых церковно-государственных конфликтов. Вэй сделал это, создав клерикальную бюрократию по тому же принципу, что и гражданская бюрократия, назначив главного монаха, который руководил другими монахами. Это делалось также для того, чтобы монастыри не стали убежищем для тех, кто пытался избежать налогов или трудовых повинностей, налагаемых монархией.

Но эта поддержка буддизма не облегчала всех религиозных конфликтов. Огромные богатства и огромные участки земель, приобретенные буддийскими монастырями и духовенством, представляли угрозу для государства, поддержка этих учреждений истощала экономику и лишала государство налоговых поступлений, а тысячи вассалов, необходимых монастырям, оставляли огромную инфраструктуру для поддержки государства. Коренные китайцы считали, что буддийские доктрины, проповедующие безбрачие и монашество, противоречат их представлениям о святости семейной жизни. Началась реакция.

Династия Вэй-2

Во время правления императора Тайвуди (423-452) и его советника Цуй Хао даосизм поддерживался. Первоначальные ограничения, наложенные на буддийские монастыри правителями Вэй в 438 году, привели к полномасштабным гонениям с 446 по 452 год. Все буддийские монахи и монахини были казнены; буддийское искусство, архитектура и книги были уничтожены. Со сменой правителей гонения прекратились, и новый император щедро загладил свою вину. Буддизм вновь стал своего рода государственной религией. Как только столица была перенесена в Лоян, буддийский пыл возрос, и Лоян стал великим центром буддизма на севере. Многие монастыри были построены с роскошной демонстрацией богатства.

Наибольший культурный вклад династии Вэй был внесен в буддийское искусство. Это искусство лучше всего представлено в скульптурах скальных гротов в Юньгане (близ Датуна), а после 495 года- в пещерных храмах Лунмэнь (близ Лояна); каждый комплекс был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО (в 2001 и 2000 гг. соответственно). Скульптура в этих местах показывает эллинистический натурализм и индийскую чувственность, влияющие на линейность китайского искусства, и этот эклектический стиль повлиял не только на искусство Китая, но и на искусство Кореи и Японии. Вэй также были великими строителями, и обе китайские столицы были расширены и укреплены под их властью. Лоян особенно был местом многих изменений и улучшений.

Некоторые из кочевых групп Туоба сопротивлялись ассимиляции (хотя в конечном итоге Туоба потеряли свою идентичность и были поглощены общим населением Северного Китая), что способствовало нестабильности империи. Армии, чьи победы обеспечили основу империи, чувствовали, что их оттесняют в сторону в пользу покоренных ими китайцев. Возмутительно экстравагантные расходы и полностью опустошенный образ жизни императрицы Ху привели к восстаниям. За военным восстанием в 523 году последовала гражданская война еще на 10 лет. Императрица Ху приказала убить императора Сяоминди (528) и посадила на трон своего ребенка. Не имея достаточно сил, чтобы подавить восстание, она и ее сын были утоплены в Хуанхэ (Желтой реке), а 2000 придворных были убиты, что означало конец (534 или 535) династии Вэй. Затем империя была разделена между двумя соперничающими армейскими группировками, которые разделили ее на недолговечные империи Дон (Восточная) Вэй и Си (Западная) Вэй. Но сила политических, экономических и социальных достижений Вэй значительно облегчила последующее воссоединение северного и Южного Китая.

 


 

ред. shtorm777.ru