Грейт Истерн
Грейт Истерн («Great Eastern», в переводе – Великий Восточный) — британский пароход, являлся крупнейшим в мире кораблём своего времени и крупнейшим в истории парусником. Был построен по проекту талантливого инженера, изобретателя, конструктора и судостроителя Изамбарда Кингдома Брюнеля (1806—1859 гг.) Корабль пользовался дурной славой из-за большого числа связанных с ним несчастных случаев.
Из истории
Брюнеля еще при жизни называли Леонардо да Винчи нового времени. Нет ничего удивительного в том, что предложение выдающегося инженера построить абсолютно невероятный по размерам и техническому оснащению корабль было принято руководством «Истерн Стим Навигейшн Компани».
Принято считать, что разработкой проекта Брюнель занялся в 1852 году. Он заявил: «Нужно построить судно, которое сможет принимать запасы угля на 22 000 миль. Компания, располагающая таким пароходом, легко сможет контролировать всю торговлю с Востоком и Австралией».
Во время проектирования гиганта, в чем Брюнелю помогал опытный судостроитель и один из владельцев верфи на Темзе Скотт Рассел, было учтено многое: прекрасные условия для пассажиров и возможность во время войны перевозить большое количество войск, вопросы облегчения труда команды и проблемы обеспечения безопасности.
Описание. Особенности
На пароходе, изначально названном «Левиафан» (библейское морское чудовище), применили множество технических новинок. У него был железный корпус, для того что бы обеспечить непотопляемость имелось не только двойное дно, но и двойной борт, при этом пространство между ними переборками разделялось на небольшие отсеки. Сам корпус десятью водонепроницаемыми переборками был разделен на 12 отсеков, на протяжении машинных и котельных отделений имелись также продольные переборки, а на борту находилась целая флотилия из 20-ти спасательных шлюпок и 2-х паровых катеров.
На судне были паровые лебедки и чудо техники того времени – паровая рулевая машина. Очень необыкновенным считалось оборудование, призванное помогать судоводителям: указатели числа оборотов винта и гребных колес, указатель положения руля, машинный телеграф.
Технические характеристики
Характеристики корабля Грейт Истерн, даже сегодня вызывают уважение, а в 1850-е годы они попросту поражали воображение:
Длина – 211 м (между перпендикулярами – 207,5 м);
Ширина – 25,21 м;
Осадка — 4,6 м (при полной загрузке – 9,2 м);
Полное водоизмещение – 32 000 т;
Общая мощность двух четырехцилиндровых машин — 8000 л.с.;
Скорость — 14 узлов;
Экипаж 418 человек;
Пассажировместимость — 4000 чел.
Пар для машин вырабатывало 10 котлов, для каждой пары котлов имелась общая топка и своя дымовая труба. Дополнительно к столь мощным машинам было предусмотрено 6 мачт с парусным вооружением, которое довольно условно можно отнести к баркентинам: на 4-х передних – прямое, на 2-х кормовых – косое. Со временем моряки их начали именовать по дням недели, от понедельника до субботы. А на вопрос, почему же нет воскресенья, немного мрачно шутили: «В море выходных не бывает!»
Пассажировместимость была предусмотрена невероятная (и недостижимая еще лет 80) – 4000 чел., из них 800 – в каютах 1-го класса, 2000 — 2-го и 1200 — 3-го. Чтобы корабль мог без дополнительных угольных загрузок доставить груз и пассажиров на другой конец Земли, вместимость угольных ям предусматривала около 12 000 т. Не так уж много, учитывая, что суточный расход на полном ходу достигал 380 т.
Служба. Несчастные случаи
1854 год — развернулись работы на верфи и вначале они шли хорошо. Серьезные проблемы начались 2 декабря 1857 года, во время спуска огромного корпуса на воду. Все проходило при огромном стечении народа, и тем печальней оказалась неудача. Неисправность одной из лебедок привела к гибели двух рабочих, несколько получили увечья. Гигант замер, не дойдя до Темзы. Брюнель пытался предпринимать все возможное, однако добиться успеха не смог. Компания несла громадные убытки, а всевозможные изобретатели и прожектеры присылали в Великобританию невероятные предложения по перемещению корабля. Только 31 января 1858 года, когда высокий прилив и сильный ветер нагнали большую воду, «Левиафан» без помощи человека перебрался в родную стихию.
Достроечные работы длились долго, и в пробный рейс корабль вышел в сентябре 1859 года. Вначале все было хорошо, однако 9-го числа взорвался котел. При этом были убиты и ранены 15 человек, а само судно получило серьезные повреждения. Эта трагедия буквально добила Брюнеля: 15 сентября он скончался, судя по всему, от инфаркта. Пароход же был куплен «Грейт Шип Компании», новые владельцы переименовали его в «Грейт Истерн».
Пассажирский корабль
В свой первый рейс по маршруту Саутгемптон – Нью-Йорк судно отправилось 17 июня 1860 года, перевозя только 40 пассажиров: довольно мрачную репутацию успел приобрести «роковой корабль». Расход угля при плавании оказался огромным – около 2500 т. Стараясь хоть как-то компенсировать убытки, судовладельцами в Америке были организованы платные экскурсии для желающих осмотреть «восьмое чудо света». При стоимости билета 50 центов весьма быстро собрали примерно 75 тыс. долларов! Когда же объявили, что корабль отправляется в море на 2-х дневную прогулку, нашлось около 2 тыс. желающих совершить ее. Однако в обратный рейс в Европу набралось только 100 пассажиров…
После того как началась Гражданской войны в Америке «Грейт Истерн» зафрахтовало английское правительство, и в августе 1861 года корабль Грейт Истерн вышел в Канаду, имея на борту 2144 военнослужащих, 473 женщин и детей, больше 100 лошадей. Такого количества пассажиров ни один корабль не перевозил через океан вплоть до Первой мировой войны. Плавание через Атлантику заняло 8 суток и 6 часов. Казалось, дела начали налаживаться, судовладельцы стали получать прибыль, однако в декабре судно попало в сильнейший шторм и получило серьезные повреждения. После дорогостоящего ремонта, гигант возвратился на трансатлантическую линию. Его популярность росла. И все же судьба не была благосклонна к «морскому чудовищу».
1862 год, 27 августа — корабль «Грейт Истерн» напоролся на необозначенную на карте скалу и получил пробоину размером 25 х 2,7 м. Ни один другой корабль в мире в те времена не остался бы после этого на плаву, но спасла предусмотрительность проектировщиков: двойное дно выдержало! Но не выдержали нервы у судовладельцев. По окончании ремонта судно совершило еще три рейса в США, а потом было продано.
Кабелеукладчик
Новыми хозяевами он был переоборудован в кабелеукладчик для прокладки трансатлантического телеграфного кабеля. В ходе работ были демонтированы два котла и труба, установили специальное оборудование и подготовили места для размещения бухт с кабелем. С новой работой корабль справлялся очень неплохо, если и появлялись проблемы, то только по причине низкого качества самого кабеля. Всего с 1865 по 1874 гг. «Грейт Истерн» проложил 5 трансатлантических кабелей и еще один в Индийском океане, связавший Бомбей и Аден. При этом во время Всемирной выставки в Париже в 1867 году судно ненадолго вернулось к перевозке пассажиров (в это время на нем путешествовал известный писатель Жюль Верн), а также совершило несколько демонстрационных заходов в порты Франции.
Последние годы
На прикол пароход поставили в 1874 году, после вступления в строй судна-кабелеукладчика специальной постройки. В конце карьеры огромный корабль «Грейт Истерн» даже использовался в качестве плавучего цирка. На слом он был продан в 1888 году, а разборка завершилась уже в 1890 году.
Говорили, что в отсеках междубортного пространства были найдены останки 2-х человек, погибших еще во время постройки – взрослого рабочего и подростка-подмастерья. Суеверные моряки посчитали, что именно этим можно объяснить неудачную судьбу гиганта. Современные же исследователи более прозаичны: Брюнель допустил ошибку, совместив на одном корабле гребной винт и бортовые колеса. Также он не смог правильно оценить ограниченные возможности тогдашних котлов и их невысокую экономичность…
Н. Кузнецов
ред. shtorm777.ru