Корабль Грейт Истерн

Грейт Истерн

Грейт Истерн («Great Eastern», в переводе – Великий Восточный) – британский пароход, являлся крупнейшим в мире кораблём своего времени и крупнейшим в истории парусником. Был построен по проекту талантливого инженера, изобретателя, конструктора и судостроителя Изамбарда Кингдома Брюнеля (1806—1859 гг.) Корабль пользовался дурной славой из-за большого числа связанных с ним несчастных случаев.

Из истории

Брюнеля еще при жизни называли Леонардо да Винчи нового времени. Нет ничего удивительного в том, что предложение выдающегося инженера построить абсолютно невероятный по размерам и техническому оснащению корабль было принято руководством «Истерн Стим Навигейшн Компани».

Принято считать, что разработкой проекта Брюнель занялся в 1852 году. Он заявил: «Нужно построить судно, которое сможет принимать запасы угля на 22 000 миль. Компания, располагающая таким пароходом, легко сможет контролировать всю торговлю с Востоком и Австралией».

Заработок в интернете без вложений

Во время проектирования гиганта, в чем Брюнелю помогал опытный судостроитель и один из владельцев верфи на Темзе Скотт Рассел, было учтено многое: прекрасные условия для пассажиров и возможность во время войны перевозить большое количество войск, вопросы облегчения труда команды и проблемы обеспечения безопасности.

Описание. Особенности

На пароходе, изначально названном «Левиафан» (библейское морское чудовище), применили множество технических новинок. У него был железный корпус, для того что бы обеспечить непотопляемость имелось не только двойное дно, но и двойной борт, при этом пространство между ними переборками разделялось на небольшие отсеки. Сам корпус десятью водонепроницаемыми переборками был разделен на 12 отсеков, на протяжении машинных и котельных отделений имелись также продольные переборки, а на борту находилась целая флотилия из 20-ти спасательных шлюпок и 2-х паровых катеров.

Корабль Грейт Истерн-1

На судне были паровые лебедки и чудо техники того времени – паровая рулевая машина. Очень необыкновенным считалось оборудование, призванное помогать судоводителям: указатели числа оборотов винта и гребных колес, указатель положения руля, машинный телеграф.

Технические характеристики

Характеристики корабля Грейт Истерн, даже сегодня вызывают уважение, а в 1850-е годы они попросту поражали воображение:

Длина – 211 м (между перпендикулярами – 207,5 м);
Ширина – 25,21 м;
Осадка – 4,6 м (при полной загрузке – 9,2 м);
Полное водоизмещение – 32 000 т;
Общая мощность двух четырехцилиндровых машин – 8000 л.с.;
Скорость – 14 узлов;
Экипаж 418 человек;
Пассажировместимость – 4000 чел.

Пар для машин вырабатывало 10 котлов, для каждой пары котлов имелась общая топка и своя дымовая труба. Дополнительно к столь мощным машинам было предусмотрено 6 мачт с парусным вооружением, которое довольно условно можно отнести к баркентинам: на 4-х передних – прямое, на 2-х кормовых – косое. Со временем моряки их начали именовать по дням недели, от понедельника до субботы. А на вопрос, почему же нет воскресенья, немного мрачно шутили: «В море выходных не бывает!»

Пассажировместимость была предусмотрена невероятная (и недостижимая еще лет 80) – 4000 чел., из них 800 – в каютах 1-го класса, 2000 — 2-го и 1200 — 3-го. Чтобы корабль мог без дополнительных угольных загрузок доставить груз и пассажиров на другой конец Земли, вместимость угольных ям предусматривала около 12 000 т. Не так уж много, учитывая, что суточный расход на полном ходу достигал 380 т.

Корабль Грейт Истерн-2

Служба. Несчастные случаи

1854 год – развернулись работы на верфи и вначале они шли хорошо. Серьезные проблемы начались 2 декабря 1857 года, во время спуска огромного корпуса на воду. Все проходило при огромном стечении народа, и тем печальней оказалась неудача. Неисправность одной из лебедок привела к гибели двух рабочих, несколько получили увечья. Гигант замер, не дойдя до Темзы. Брюнель пытался предпринимать все возможное, однако добиться успеха не смог. Компания несла громадные убытки, а всевозможные изобретатели и прожектеры присылали в Великобританию невероятные предложения по перемещению корабля. Только 31 января 1858 года, когда высокий прилив и сильный ветер нагнали большую воду, «Левиафан» без помощи человека перебрался в родную стихию.

Достроечные работы длились долго, и в пробный рейс корабль вышел в сентябре 1859 года. Вначале все было хорошо, однако 9-го числа взорвался котел. При этом были убиты и ранены 15 человек, а само судно получило серьезные повреждения. Эта трагедия буквально добила Брюнеля: 15 сентября он скончался, судя по всему, от инфаркта. Пароход же был куплен «Грейт Шип Компании», новые владельцы переименовали его в «Грейт Истерн».

Пассажирский корабль

В свой первый рейс по маршруту Саутгемптон – Нью-Йорк судно отправилось 17 июня 1860 года, перевозя только 40 пассажиров: довольно мрачную репутацию успел приобрести «роковой корабль». Расход угля при плавании оказался огромным – около 2500 т. Стараясь хоть как-то компенсировать убытки, судовладельцами в Америке были организованы платные экскурсии для желающих осмотреть «восьмое чудо света». При стоимости билета 50 центов весьма быстро собрали примерно 75 тыс. долларов! Когда же объявили, что корабль отправляется в море на 2-х дневную прогулку, нашлось около 2 тыс. желающих совершить ее. Однако в обратный рейс в Европу набралось только 100 пассажиров…

После того как началась Гражданской войны в Америке «Грейт Истерн» зафрахтовало английское правительство, и в августе 1861 года корабль Грейт Истерн вышел в Канаду, имея на борту 2144 военнослужащих, 473 женщин и детей, больше 100 лошадей. Такого количества пассажиров ни один корабль не перевозил через океан вплоть до Первой мировой войны. Плавание через Атлантику заняло 8 суток и 6 часов. Казалось, дела начали налаживаться, судовладельцы стали получать прибыль, однако в декабре судно попало в сильнейший шторм и получило серьезные повреждения. После дорогостоящего ремонта, гигант возвратился на трансатлантическую линию. Его популярность росла. И все же судьба не была благосклонна к «морскому чудовищу».

Корабль Грейт Истерн-3

1862 год, 27 августа – корабль «Грейт Истерн» напоролся на необозначенную на карте скалу и получил пробоину размером 25 х 2,7 м. Ни один другой корабль в мире в те времена не остался бы после этого на плаву, но спасла предусмотрительность проектировщиков: двойное дно выдержало! Но не выдержали нервы у судовладельцев. По окончании ремонта судно совершило еще три рейса в США, а потом было продано.

Кабелеукладчик

Новыми хозяевами он был переоборудован в кабелеукладчик для прокладки трансатлантического телеграфного кабеля. В ходе работ были демонтированы два котла и труба, установили специальное оборудование и подготовили места для размещения бухт с кабелем. С новой работой корабль справлялся очень неплохо, если и появлялись проблемы, то только по причине низкого качества самого кабеля. Всего с 1865 по 1874 гг. «Грейт Истерн» проложил 5 трансатлантических кабелей и еще один в Индийском океане, связавший Бомбей и Аден. При этом во время Всемирной выставки в Париже в 1867 году судно ненадолго вернулось к перевозке пассажиров (в это время на нем путешествовал известный писатель Жюль Верн), а также совершило несколько демонстрационных заходов в порты Франции.

Корабль Грейт Истерн-4

Последние годы

На прикол пароход поставили в 1874 году, после вступления в строй судна-кабелеукладчика специальной постройки. В конце карьеры огромный корабль «Грейт Истерн» даже использовался в качестве плавучего цирка. На слом он был продан в 1888 году, а разборка завершилась уже в 1890 году.

Говорили, что в отсеках междубортного пространства были найдены останки 2-х человек, погибших еще во время постройки – взрослого рабочего и подростка-подмастерья. Суеверные моряки посчитали, что именно этим можно объяснить неудачную судьбу гиганта. Современные же исследователи более прозаичны: Брюнель допустил ошибку, совместив на одном корабле гребной винт и бортовые колеса. Также он не смог правильно оценить ограниченные возможности тогдашних котлов и их невысокую экономичность…

 


 

Н. Кузнецов

ред. shtorm777.ru