История Гентского алтаря

История Гентского алтаря

Гентский алтарь – церковный большой алтарь-складень. Алтарь состоит из 24-х дубовых панелей, с изображением 258 человеческих фигур. В центральной части высота алтаря – 3,5 м., ширина (в открытом виде) — 5 м. Картины располагаются на внешней и внутренней стороне алтаря.

Внешние створки алтаря выполнены в технике гризайль (монохромная живопись) исключение – фигуры заказчиков в нижнем ряду. Рядом с ними находятся святые Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Выше изображается сцена Благовещения, а в верхнем ярусе — ветхозаветные пророки и пророчицы.

Складень создан по заказу Йоса Вейдта, одного из влиятельных и богатых людей Гента, который пожелал украсить личную капеллу своей жены в церкви Святого Иоанна Богослова (первоначальное называние кафедрального собора Святого Бавона в бельгийском городе Гент) большим живописным алтарем.

Это самая известная работа братьев ван Эйк и одно из наиболее значимых произведений в истории европейской живописи.

Заработок в интернете без вложений

Из истории алтаря

Уже сразу после того как алтарь был создан, он стал знаменитым. Его копировали и восхваляли. Так, к примеру, известно, что великий Дюрер отмечал высочайшее мастерство его исполнения. В одно время створки с Адамом и Евой были заменены копиями, где они изображались в кожаных передниках, потому как набожный австрийский император Иосиф II, посетивший собор Святого Бавона в 1781 г., не смог вытерпеть нецеломудренную наготу прародителей.

К счастью, поздней подлинные створки возвратили на их изначальное место. А вот крайнюю нижнюю створку в правом нижнем ряду, к сожалению, похитили в 1934 г. и сейчас она заменена копией.

История Гентского алтаря-1

Братья ван Эйк

За минувшие столетия алтарю довелось перенести пожар, демонтаж, переезды, реставрации, потерю одной из частей и кражу другой. На раме алтаря имеется надпись: “Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейдта”. Среди букв надписи есть хронограмма, выполненная красной краской, в ней зашифрована дата 1432.

Согласно надписи, работа над алтарем была начата Губертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончена его братом Яном, «вторым в искусстве». 1432 год, 6 мая – алтарь был освящен.

В течении долгого времени искусствоведы пытались определить, какая роль каждого из братьев в его создании. Сейчас принято считать, что Губерт только начал работу и что почти целиком ее выполнил Ян-ван Эйк.

История Гентского алтаря-2

Описание Гентского алтаря

Гентский алтарь представлял из себя большой деревянный складень, резное обрамление которого, к сожалению, было утрачено. Идеалом этого искусства является достоверность. Ошеломителен живописный контраст между будничной и праздничной сторонами алтаря. В закрытом виде живопись створок, которая исполнена почти монохромно в технике «гризайль», завораживает зрителей тончайшими нюансами цветовых сочетаний, выверенной ритмикой композиции и каким-то особенным неземным ощущением покоя.

В открытом виде, спокойную созерцательность сменяет ощущение красочного праздника: звонкие, мажорные цвета являют красоту и великолепие мира во всем его богатстве и многообразии. С одинаковым вниманием и любовью художник живописует мир природы, подчеркивает индивидуальность каждого из растений. И столь же трепетно он передал детали предметного мира — фактуру ткани, блеск драгоценных камней, мерцающее бликами золото.

История Гентского алтаря-3

В нижнем ряду изображены Йоса Вейдт и его жена Елизавета. Благочестивые донаторы, заказчики алтаря, предстоят в молитвенных позах перед статуями двух святых — Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Выбор пал на этих святых неслучайно: Иоанн Креститель был в то время патроном церкви, а Иоанну Богослову посвящалась капелла, для которой был предназначен алтарь.

Ярусом выше изображение сцены Благовещения, которая отмечает начало евангельской истории. Просторный интерьер, где находятся фигуры архангела и Девы Марии, лишен какой-то обстановки за исключением рукомойника и белого полотенца — традиционные символы непорочности Мадонны. Из арочного окна открывается вид на спокойную улочку средневекового городка. Композиция завершается изображением ветхозаветных пророков и пророчиц, предсказавших пришествие Христа, чьи фигуры в сложных ракурсах мастерски вписаны в арочное пространство.

Композиция Гентского шедевра в раскрытом виде разделена на 2 яруса. Вверху на богатом троне в пурпурных одеяниях восседает Бог-Отец (некоторые исследователи считают, что это не Бог-Отец, а Иисус Христос).

История Гентского алтаря-4

С одной стороны от него — читает Святое Писание Дева Мария, а с другой — Иоанн Предтеча. Эти три фигуры составляют центр композиции, они монументальны и величественны, драпировки в одежде, ложащиеся широкими и тяжелыми складками, создают объем и иллюзорную глубину пространства. Поющие и музицирующие ангелы продолжают композицию, а завершается она фигурами прародителей — Адама и Евы. Образы прародителей написаны очень тщательно, без всяких попыток придать изящество их фигурам и элегантность позам, что было характерно для итальянского искусства, зачастую прибегавшего к приемам идеализации.

В нижнем ярусе изображение сцены Поклонения агнцу. На алтаре окруженный ангелами стоит жертвенный агнец — символический прообраз Спасителя. Перед ним фонтан с живой водой, вечный жизненный источник. С левой стороны — языческие философы, ветхозаветные пророки и мудрецы, среди них Вергилий и Данте. С правой стороны — персонажи Нового Завета: апостолы, церковные деятели, мученики. Создается впечатление, словно церковь небесная и земная слились в едином молитвенном преклонении, созерцая открывшееся пред ними мистическое видение.

Версия двух алтарей

Смысл иконографической программы алтаря остается неясным. Различные по масштабам изображения и соотношение композиций по вертикали позволяют предположить, что первоначальная форма алтаря была другая. Была выдвинута гипотеза, что алтарь в его настоящем виде объединяет фрагменты 2-х разных алтарей. Возможно, эти части были в составе гораздо большего по размерам ансамбля, имевшего каменную надстройку, которая не сохранилась.

 

 


 

ред. shtorm777.ru