Тайна фестского диска
Надписи фестского диска — это одна из самых больших загадок археологии. Здесь все вызывает вопросы у специалистов: от цели и назначения до места создания. Таинственная глиняная пластина была найдена в Греции, на острове Крит, в минойском дворце в Фесте. Кто же мог ее создать и для чего ее использовали?
Минойская цивилизация бронзового века достигла наивысшего расцвета в 1700 году до н. э., а через три века, когда большинство минойских дворцов было разрушено, пришла в упадок. 1903 год — среди руин минойского дворца в Фесте фестский диск нашел итальянский археолог. Проводя исследования юго-восточных апартаментов дворца, в фундаменте одного из помещений археологи наткнулись на загадочный предмет — глиняную табличку с надписями, сделанными линейным письмом (нерасшифрованное письмо, которым пользовались на Крите до 1450 года до н. э.). Здесь же они обнаружили фрагменты гончарных изделий периода поздних дворцов (1700–1600 годов до н. э.)
Дворец был разрушен во время землетрясения, которое некоторые из исследователей связывают с ужасным извержением вулкана на близлежащем острове Тира в Эгейском море. Точный возраст фестского диска на сегодняшний день это дискуссионный вопрос. Судя по археологическому пласту возможно сделать предположение, что артефакт появился не поздней 1700 года до н. э., согласно новейшим данным — в 1650 году до н. э.
Фестский диск диаметром 6,2 дюйма и толщиной 0,8 дюйма сделан из обожженной глины и его обе стороны покрывают расположенные по спирали иероглифы. Надписи представляют из себя оттиски, сделанные по мокрой глине при помощи печатей или штемпелей из дерева или слоновой кости, которые после этого для прочности обжигались при высокой температуре. Исследователи обратили внимание на то, что кое-где на диске символы наклонены в правую сторону. Это может свидетельствовать о том, что создатель диска наносил оттиски справа налево, проведя спираль к центру пластины. Фестский диск представляет из себя древнейший образец печати в мире.
Всего на диске 242 оттиска, которые разделены вертикальными линиями на 61 группу. На пластине представлено 45 разных знаков, в том числе изображения бегущего человека, голов с перьями птиц, женщин, детей, животных, птиц, насекомых, орудий труда, оружия и растений.
Некоторые из символов отчасти напоминают критские иероглифы, которыми пользовались в начале — второй половине I тысячелетия до н. э. Но удивляет другое: почему представители минойской цивилизации использовали примитивный доисторический язык параллельно с линейным письмом, более совершенным. Может быть, примитивность надписей на диске указывает на то, что он древней, чем принято считать. Впрочем, это необязательно. Архаические формы письма часто доживают и до более поздних периодов преимущественно в форме священных и религиозных текстов, как к примеру в Древнем Египте.
45 знаков Фестского диска
Следует так-же заметить, что надписи на фестском диске уникальны — пока не обнаружено ни одного подобного образца. Его уникальность и краткость текста делают задачу перевода даже небольшой его части невероятно сложной. Потому как надписи наносились при помощи штемпелей, возможно сделать предположение, что существовало массовое производство предметов с оттисками знаков этого письма, которые по той или иной причине пока не найдены археологами.
Никто точно не может сказать, как расшифровываются символы на диске, потому очень сложно определить, какая роль была отведена самому артефакту. Что за изображения на диске — иероглифы или пиктограммы? Даже этого нельзя выяснить, чтобы приступить к расшифровке. Хотя некоторые из рисунков на фестском диске являются изображениями знакомых объектов, при попытке дать им буквальную расшифровку не удается найти какой-либо логический смысл.
Многие из лингвистов считают, что текст состоит из ряда знаков, представляющих из себя слоги (такой вид письма получил название «слоговая азбука»). Другие полагают, что это совокупность знаков слогового письма и графических символов, которые использовались для отображения определенных понятий или идей (так называемое идеографическое письмо).
Если надписи представляли собой сочетание слогов и идеограмм, их возможно сравнивать со всеми известными слоговыми азбуками Греции и Ближнего Востока, в том числе с минойским линейным письмом, а также иероглифическим письмом и клинописью (последняя представляет из себя символы, нанесенные на глиняные таблички заостренными тростниковыми палочками; возникла в Шумере в конце IV века до н. э.).
Интересным примером такого текста является «палитра Нармера», найденная британским археологом Джеймсом Э. Квибеллом в 1894 году в древней столице додинастического Египта городе Нехен (современный Иераконполь). «Палитра» датируется 3200 годом до н. э. и содержит несколько самых древних из известных науке иероглифических изображений. Текст «палитры Нармера» представляет собой совокупность символов иероглифического и пиктографического письма. Чтобы понять, о чем идет речь в тексте, эти знаки надо воспринимать буквально.
Проводя параллели с фестским диском, возможно предположить, что надписи на «палитре» представляют из себя смесь древних критских иероглифов и пиктограмм. Несмотря на то что без других образцов письма перевод является невероятно сложной задачей, ни ученые, ни аматоры не отказываются от попыток решить эту задачу. Напротив, уникальность текста придала задаче таинственность и увлекательность, а вовсе не отпугнула исследователей.
К сожалению, уникальность фестского диска породила ряд надуманных и необоснованных переводов и трактовок текста. Пожалуй, наиболее абсурдное предположение это то, что на диске содержится послание, оставленное будущим поколениям тысячи лет назад пришельцами или представителями древней цивилизации — Атлантиды. На вопросы, о чем же говорится в сообщении и почему инопланетяне (или атланты) воспользовались столь примитивным письмом, конечно же, ответов нет.
За последние 100 лет было предпринято множество попыток расшифровать язык, используемый при создании диска. 1975 год — Жан Фоконо опубликовал свой перевод этого текста. Он утверждал, что этот язык зародился до появления греческой культуры и что слоговое письмо принадлежит протоионической культуре, представители которой больше связаны с Троей, чем с Критом. Согласно расшифровке Фоконо, в фестском диске рассказывается об успехах протоионического царя Ариона. Впрочем, его вариант перевода большинство ученых, специализирующихся в этой области, оставили без внимания.
2000 год — Эфи Полигианнакис выпустил (на греческом языке) книгу под названием «Диск говорит по-гречески». Он утверждает, что надписи на диске сделаны слоговым письмом, которое является древнегреческим диалектом. Д-р Стивен Фишер в работе «Признаки греческого диалекта на фестском диске» (1988 год) тоже указывал на то, что текст написан слоговым письмом греческого диалекта.
Ключом к раскрытию назначения диска могут послужить предметы, обнаруженные вместе с ним. Потому как фестский диск был найден в подземном храмовом хранилище, некоторые из исследователей пришли к заключению, что он имел культовое предназначение. Они сделали предположение, что текст представлял из себя священный гимн или ритуальное заклинание. Некоторые знаковые группы в тексте повторяются, что может быть припевом. Может быть, каждая сторона диска отображает куплет песни, гимна или ритуального заклинания.
В действительности, сэр Артур Эванс, проводивший раскопки в Кноссе (в церемониальном и политическом центре минойской цивилизации) сделал вывод, что диск содержит часть текста священной песни. Первооткрыватель диска — итальянский археолог Луиджи Пернье согласился с мнением, что тот имел религиозное значение. Впрочем, хотя фестский диск и обнаружен в минойском дворце, полной уверенности в том, что он критского происхождения, нет. Диск мог быть доставлен из любого места Средиземноморья или даже Ближнего Востока.
Ритуальное предназначение диска более вероятно, но эта версия является только одной из многих других: древний занимательный рассказ, заклинание, написанное на хеттском языке (язык, который использовался на территории современной Турции в XVII–XII вв. до н. э.), юридический документ, сельскохозяйственный календарь, перечень дворцовых мероприятий или доска для игр.
1980 год — немецкий исследователь Эндис Колине в книге «Фестский диск: греческие иероглифы об евклидовых величинах» заявляет, что расшифровал таинственное письмо. По его утверждению, надписи на диске сделаны на греческом языке и текст содержит доказательство геометрической теоремы. Как бы то ни было, перевод Колинса не получил широкого распространения, с ним были согласны только немногие археологи и лингвисты.
1999 год — в книге «Компьютер бронзового века. Расшифровка фестского диска» Алан Батлер предположил, что диск мог выполнять функцию невероятно точного астрономического календаря для произведения расчетов. На сегодняшний день нет точных данных, которые указывали бы на то, что представители минойской цивилизации обладали глубокими познаниями в области астрономии. Следует признать, что даже знаний об астрономии, которыми владела египетская цивилизация тех времен, недостаточно для подтверждения гипотезы Батлера.
За 100 лет раскопок в Греции не удалось обнаружить ни одного предмета, содержащего тексты, нанесенные посредством печати или оттиска, как и в случае с фестским диском. Отсутствие материалов, благодаря которым возможно было бы провести сравнительный анализ надписей, породило сомнения в подлинности диска, которые год от года усиливаются, потому как специалисты по археологии Средиземноморья и Ближнего Востока, как видно, не хотят вступать в дебаты по поводу этого артефакта.
Датировка диска посредством термолюминесцентного анализа помогла бы определить, был ли создан объект на протяжении последних сотен лет или он в действительности относится к периоду существования минойской цивилизации. Но до настоящего времени греческие власти не пожелали предоставить диск для проведения такого исследования.
Версия о том, что диск является подделкой начала XX века, при создании которой использовали известные в то время, довольно ограниченные знания о минойской культуре, может выглядеть надуманной, но не должна исключаться. С гипотезой о подделке связана удивительная находка, обнаруженная в 1992 году в фундаменте дома в российском городе Владикавказе. Это фрагмент глиняного диска, который был меньше фестского и, как видно, являлся его копией, хотя символы на диске были скорей вырезанные, а не выдавленные. Прошел слух о подделке, но через несколько лет российский диск таинственно исчез, и после того о нем ничего не было слышно.
Несмотря на тщетность усилий, многие из исследователей во всем мире продолжают работу, упорно пытаясь расшифровать надписи на диске. Впрочем, заявленные переводы вызывают у ученых сомнения относительно успешной дешифровки надписей на диске в будущем, к тому же пока этот образец является единственным в своем роде, точное значение диска установить не удастся.
Можно лишь надеяться, что в будущем археологические раскопки на острове Крит или где-либо еще в Средиземноморье позволят обнаружить другие примеры этого таинственного письма. А до тех пор фестский диск, выставленный сейчас в археологическом музее Ираклиона на Крите, останется уникальным и таинственным артефактом.
Хотон Брайан
ред. shtorm777.ru
//А-26// 12-Спаси и охрани 07-жилища 45-трепетные 27-Тула нашего распятого
//А-27// 33-Промысел наш морской 40-срамники 04- рабством вяжут 12-спаси и охрани 02-Курбаши.
//А-28// 34-Скот на отдыхе 29-стаями псов травят…
//А-29// 07-Под жилищами 45-трепет наводят 29-хищники…
//А-30// 12-Спаси и охрани 40-срам и поругание 24-перенести достойно…
//А-31// 18-От поклепов и поношений(проклятий) 01-прииди и благослови 13-Праведою своею(судом)
12-спаси и охрани 02-Курбаши.
//А-32//
ФД имитирует «хлебец»-подорожную лепешку.Легко прятать в котомке с едой.Возможные предназначения:»молитвослов»змеепоклонника,кочевника,моряка,путника торгового, промыслового, военного,чиновного,миссионера…Возможно: донос в метрополию; просьба о помощи(молитва) при личной болезни,нападении,экспансии противников,стихийном бедствии…За основу принята идеографическая система письма.Нумерация знаков — по Эвансу. Знак 28-перевернут безосновательно! Читаю его как «алтарь»(кафедра),возможно Родовой или домашний.Переворот в авторском тексте знаков 27 и 31 считаю осознанным — смысловым.Представленная трактовка
базируется на смысловом содержании знаков(согласно рекомендации А.А.Молчанова)и не привязана к конкретному языку.Однако примечательно, что знак 12 «имел нахождение» в палеолитической стоянке «Сунгирь», как декор костюмный (нательный оберег= «спас», в моей трактовке), а знак 13 = аналог «булаве сарматского вождя» из музейной коллекции(согласно «Руководству для учителей истории» в СССР).Знаки 18(кано) и 19(феод) считаю рунами, в прочтении:»говорить»(обращенное=»клясть») и «достояние» — соответственно.Около десятка знаков имеют соответствия в символике христианства. Знак 24 =носилки,паланкин,портшез (читаю: «ноша,нести»). Знак 38 = обще-Земной символ Бога — Творца. Дальнейшее — проясняется по чтению…
А-1.//38-Жизнедатель и Вседержитель, 03-отец наш предвечный, 10-утешитель истинно-мудрый//А-2//01-прииди и благослови//13-на Праведу(направь, на прю). //А-3//21-скарбница(казна царская?) 37-оповила(скрутила, иссушила) 35-сады(пажити) 27-распятого и обезглавленного казненного Тула(прибежища) нашего, 27-Тул наш распятый 12-спаси и сохрани 02-Куру-баши(куритам,хуритам?)//А-4//38-Жизнедатель и вседержитель 03-отче наш предвечный, 10-утешитель истинно-мудрый//А-5// 35-от пажитей наших 19-достояние наше 23-утверди,установи,укрепи. //А-6// 01-прииди и благослови 13-на Праведу 12-спаси и сохрани 02-Куру-баши //А-7// 12-Спаси и охрани 26-мечем пламенным-священным 31-души похищаемые стервятниками. //А-8// 19-достояние наше 17-скоблят с кожей,гребут…
18-клянут,поносят,унижают 06-мать-кормилицу(богородицу?) //А-9// 27-Тул наш распнутый 18-проклинают, 32-душам покорным 14-кладь рушат… 27-Тул наш распятый 12-спаси и сохрани 02-Куру-баши(хуритов?). //А-10// 26-от меча святого-пламенного 31-стервятники падут… 12-спаси и охрани 02-Куру-баши(куритов)
//А-11// 01-Прииди и благослови 28-алтарь Рода нашего. //А-12// 18-Клянут(клятвопреступники?) 23-устои 10-истинные, 25-каюк(погибель в пучине бедственной) правят 27-Тулу нашему распятому, 02-Куру-баши. //А-13// 26-от меча разящего 31-стервятников хищных 12-спаси и охрани 02-Куру баши. //А-14// 23-Утверди, установи, укрепи 33-долю морского промысла нашего. //А-15// 21-Скарбница(казна) 37-скрутила,иссушила 35-пажити 27-Тула нашего распятого…27-Тул наш распятый 12-спаси и охрани 02-Куру-баши. //А-16// 26-от меча разящего,(и) 31-стервятников хищных 12-спаси и охрани 02-Куру-баши.
//А-18// 18-Клянут(преступники) 23-устои(укрепления) 10-истинные, 25-каюк правят 27-Тулу нашему распятому 02 Кур-баши //А-19// 11-Лучники 39-стреляют…
//А-20// 38-Жизнедатель и Вседержитель… 23-укрепи устои наши…души поникшие(падшие) 12-спаси и охрани 02-Кур-баши. //А-21// 07-жилища 40-осрамленные,
41-кости посеченные(уязвленные) 01-прииди и благослови… //А-22// 35-Пажити наши 19-достояние наше 41-кости посеченные(свитки древние?) 12-спаси и охрани
02-Курбаши. //А-23// 35-Пажити наши 26-мечем разящим 31-стервятники исхищают. //А-24// — 18-Заклинаем! 06-мать-кормилицу(деву-богородицу?) 12-спаси и охрани 02-Курбаши. //А-25// 08-десница(вражия?) 44-таврует 27-Тул наш распятый…