Эхнатон – ложный пророк Египта?
Фараон Эхнатон – загадка, фараон-легенда. Реформатор, еретик. Еще бы! Замахнулся на святая святых – религию! Бесстрашно вознамерился изменить ритуал. Даже в наши дни, когда перемены супятся как из рога изобилия, мы понимаем, что это был за поступок. И потому со времени появления египтологии ученые не переставая спорят об Эхнатоне и не могут прийти к одному мнению.
В испанской газете «Эль Пайс» была опубликована огромная статья, которая называлась «Эхнатон – деспотичный фараон-еретик, предтеча Сталина». Новые открытия, было сказано в ней, ставят Эхнатона, считавшегося прежде неким мистическим пацифистом, на одну ступень с такими преступниками, как Гитлер и Сталин.
Со Сталиным сравнил его знаменитый британский историк-египтолог Николас Ривс, написавший в 2001 г. книгу «Эхнатон – ложный пророк Египта».
Однако существует и другая крайность. Так, другой известный египтолог Артур Вейгалл, идеализируя Эхнатона, написал так: «Уже 3 000 лет он дает нам пример того, каким должен быть супруг, отец, честный человек. Он показал, что должен чувствовать поэт, в чем наставлять проповедник, чего добиваться художник, во что должен верить ученый и что должен думать философ».
А вот полярная оценка его деятельности: «Увы, его собственная жизнь доказала, до какой степени его принципы были нежизненными». И это естественно – слишком велика, экстраординарна фигура! В действительности споры вокруг Эхнатона будут продолжаться еще и потому, что с его именем связаны серьезнейшие и многолетние археологические изыскания, раскопки, расшифровка текстов. Появляются новые данные, возникают оттенки в воззрениях и суждениях – так или иначе фигура фараона Эхнатона – одна из основных, наиболее привлекательных и значимых в египтологии.
Сразу после смерти Эхнатона преемники вычеркнули его имя из списка фараонов – еретику нет места среди правителей страны! Его тайно похоронили, место его захоронения неизвестно по сей день. Но поистине «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Чем ожесточенней были попытки стереть память о нем, тем более значимым и нужным становился он для истории. Результат был прямо противоположный. Мало о ком мы знаем сегодня так много, как об этом «фараоне-еретике».
Его имя при рождении было Аменхотеп IV, он был преемник великого правителя Аменхотепа III, пробывшего больше 60 лет у власти. Эхнатоном он стал при проведении своей легендарной религиозной реформы.
Это была середина XIV столетия до н. э. Подумать только! По прошествии стольких лет, эта фигура и сегодня волнует воображение людей. Почему? Более 3 000 лет назад Эхнатон попытался совершить духовный и политический переворот в великой, можно даже сказать мировой державе тех времен.
Египет, достигший в тот период пределов Евфрата на севере и четвертого порога Нила на юге, захвативший Сирию, Палестину, Нубию, то есть раскинувшийся на двух континентах, был громадным образованием, которое удержать тогдашними силами было весьма трудно. Одной из основных проблем Эхнатона было сохранить это великое сооружение. Но как это сделать? Может быть, он видел выход в реформе, которую совершил. Поклонение диску Солнца, единому богу Атону, возможно, виделось ему актом единения, сплочения народа, актом укрепления и усиления государства?
Но известно, что нет ничего более стабильного и консервативного, чем религиозные воззрения, укоренившееся в самых глубинных пластах сознания. Человек способен принять другую религию под влиянием обстоятельств или собственных внутренних убеждений – народы отказываются от нее только в результате завоеваний, но тогда перестают быть теми, кем были раньше. После крещения Руси славяне еще на протяжении столетий оставались язычниками. Самые кровавые и жестокие войны, как мы знаем, – религиозные, люди идут на смерть, но не могут принять новой религии, потому как отказ от своих богов – грех самый страшный, страшней смерти.
И все-же поначалу казалось, что он смог сделать невозможное. В стране ввели новый официальный культ. Построили новую столицу, город Ахетатон. В Египте произошел настоящий переворот в изобразительном искусстве. Через многие сотни лет, в Новое время, возник термин «Амарнское искусство», которым обозначили эпоху высочайшего взлета культуры Древнего Востока.
Чего стоит легендарный скульптурный портрет жены Эхнатона, царицы Нефертити! Несколько вариантов ее изображений хранятся в лучших музеях мира, самое прекрасное из известных мне находится в берлинском Египетском музее. Нефертити – жена Эхнатона, ее имя переводится как «Красавица грядет». И в действительности пришла – пришла на тысячи лет.
Искусство обращается к Аристотелеву принципу подражания природе. Если Нефертити на самом деле красива, передадим ее человеческую красоту, а не только ее высокое положение. Если дочери Эхнатона в действительности худенькие, хрупкие, с очень тоненькими ручками – их такими и изобразили.
Итак, Аменхотеп IV был десятый фараон знаменитой XVIII династии. Ее родоначальником являлся Яхмос I, победитель гиксосов, которые на 130 лет повергли мощно расцветший Египет Среднего царства в хаос и тьму. Яхмос с ними покончил, Египет еще более укрепился, и главный город стал Фивы. Все преемники Яхмоса – Аменхотеп I, Тутмос I, Тутмос II, его вдова женщина-фараон Хатшепсут и знаменитый завоеватель Тутмос III, при котором Египет и обрел свои окончательные границы, – все они почитали город Фивы как центр возрождения Египта, центр освободительного движения против завоевателей.
В итоге фиванские жрецы владеют невероятными богатствами, которые им везут отовсюду. При Аменхотепе III жрецы получили 14 тонн золота. Эту цифру нельзя воспринимать буквально, но она показывает на то, что они были самыми влиятельными людьми в государстве. Считалось, что именно жрецы своими действенными молитвами богу Амону, солнечному божеству, укрепляли могущество Египта. Реформа Эхнатона не подрывала представление о Солнце как о божестве, Эхнатон предложил только поклоняться не изображению, а самому диску, непосредственно природе. Однако даже это испугало жрецов.
У Аменхотепа III было много жен, среди них были не только египтянки – ведь проблемы многоженства тогда просто не было. Тейя, как видно, любимая жена Аменхотепа III, стала матерью будущего еретика-фараона. Нам почти ничего не известно о его детстве. Но – поразительная удача – нам известно имя его учителя!
Его звали Аменхотеп сын Хапу. Это был жрец, доживший приблизительно до 80 лет – редчайший случай в древние времена. Склонный к мистическому восприятию жизни, он воспевал солнечный свет и тем явно повлиял на будущего Эхнатона. Жрец был целитель – на его могилу приходили паломники, спустя не одну сотню лет после его смерти говорили, что там происходят чудесные исцеления. Вот такой учитель был у маленького сына царя. И это важно. Именно в детстве образуется та глубинная корневая система, прорастающая в зрелости, давая густую крону.
Перефразируя известные слова, можно сказать: «Скажи мне, кто твой учитель, и я скажу тебе, кто ты». Знаменитый исследователь и писатель из Франции Кристиан написал в 90-х годах, XX века книгу «Египет великих фараонов». Вот в каком патетическом тоне он написал об учителе Эхнатона: «Его имя переживет века, в то время как имена его современников будут забыты. Его наследники – не памятники и не дети, а книги, знания, которые он записал… Магическая сила его писаний дойдет до читающего и наставит его на путь истинный». При Аменхотепе III жрец стал видным вельможей и, в конце концов, учителем будущего фараона. Известно, что он был еще и зодчим – тогда, в древности, было в порядке вещей такое разнообразие талантов и занятий.
Эхнатон (тогда еще Аменхотеп IV) стал правителем приблизительно в 15 лет. Сверх меры одаренный, он начал жить и действовать не так, как принято. В первые годы своего правления он приказал возвести в Фивах, в той самой традиционной столице, храм Атона, своего будущего божества. Вокруг храма было размещено примерно 100 изображений Аменхотепа, кое-какие из них сохранились, и все они были выполнены не по канону. На них Аменхотеп IV не колосс, не каменный идол, пугающий людей, как это было принято во времена ранней XVIII династии и тем более в эпоху Среднего царства.
Это обычный человек, не атлет, телосложение его несовершенно: довольно узкие плечи, впалая грудь. Он походит на интеллектуала – у него лоб мыслителя и, кроме того, подчеркнуто вытянутый назад череп. Необычную форму черепа наследовали и его дочери. Об этом много было разговоров и споров. Существует версия, что это наследственная болезнь. Все потому, что правители Древнего Египта выходили замуж и женились на своих близких родственниках. Кровосмешение могло привести к генетическим сбоям. Но все-же окончательного вывода никто не сделал. Возможно, таким был художественный стиль или особенность приема мастера, отступившего от канонов.
Имя Аменхотеп расшифровывается как «Живущий правдой». Уже после постройки храма Атона жрецы явно забеспокоились – почему вдруг солнечному диску ставится храм, а не тому великому божеству Амону, которому Египет обязан своим процветанием? А это были лишь первые зарницы будущей революции.
На шестом году своего правления фараон принял немыслимое решение покинуть столицу Фивы и изменить свое имя (а ведь имя фараона – это имя живого бога). Эхнатон (отныне это его имя, оно означает «Угодный Атону») берет с собой несколько тысяч людей, в том числе зодчих, ремесленников, каменотесов, и отправляется примерно за 400 км на север от Фив. И там, на восточном берегу Нила, он начал возводить новую столицу, которую назвал Ахехатон – «Горизонт Атона».
Как в XIX столетии об этой столице стало известно археологам, отдельная история. Правда, рассказывают ее по-разному. Одни писали, что некая египтянка полоскала белье в Ниле и обнаружила табличку, на которой были начертаны какие-то черточки. Зная, что белые люди покупают такого рода таблички, она продала ее. Черточки оказались клинописью. На табличке на арамейском языке был написан текст международного договора между правителем Египта и хеттским царем.
Есть другой рассказ, еще более экзотичный. Женщина в действительности полоскала белье, а кто-то из археологов или путешествующих белых туристов обратился к ней с вопросом. Ей чем-то не понравился «франк», так местные называли белых путешественников, и она кинула в него табличкой. Ничего себе!
В 1890-х годах начались раскопки. Особенно следует отметить старания английского археолога Питри, который посвятил поискам многие годы. И наконец удача. Найдена та новая столица, которая была выстроена согласно воле и приказу фараона-еретика Эхнатона. Она, как чудо в пустыне, как мираж, выросла стремительно, как по волшебству… и оказалась через тысячелетия раем для археологов. Потому как сразу после смерти Эхнатона был приказ жрецов Амона оставить этот город, покинуть его навсегда.
В одной из надписей, сохранившихся в Ахетатоне, фараон Эхнатон утверждал, что само Солнце своим лучом указало ему место для новой столицы. Город был гармоничный и красивый, но жизнь его была недолгая – пески сделали свое дело, они засыпали его, превратив в некрополь. И надолго, на тысячелетия законсервировали его. Это было отмщенье. Вы хотели вычеркнуть его насовсем, вы много сделали для этого, господа фиванские жрецы, но не думая, не предугадывая, вы донесли до нас невиданный объем информации именно об этом городе и о причинах ненависти к нему.
Столицу, основанную по велению самого Солнца, Эхнатон поклялся никогда не оставлять. Клятву свою он сдержал: он прожил в ней до конца своих дней, больше десяти лет. Там были построены прекрасные дворцы, созданы великолепные парки, выстроены загородные виллы. Жизнь била ключом, на большой рыночной площади кипела торговля – появился богатый, живой, активно живущий город.
Именно в нем при раскопках помещения, которое, вероятно, было мастерской скульптора по имени Тутмос, была обнаружена знаменитая скульптура царицы Нефертити. Мастерская Тутмоса была разрушена, некоторые работы – разбиты, а Нефертити уцелела. Она лежала на земле лицом вниз. Может быть, скульптор, догадываясь, что сотворил чудо, положил ее так в надежде, что сможет спасти ее.
Судя по изображениям и текстам, отношения Эхнатона и Нефертити вначале были безупречны, даже идеальны – возможно, сознательно идеализируемыми. Сохранилось много барельефов с трогательными семейными сценами, что было нетипично для изображений фараонов. Во времена Среднего царства это были колоссы, холодные, с каменными лицами.
А Эхнатон восседает на троне, у него на коленях – Нефертити, держащая дочь. На другом барельефе Эхнатон нежно целует одну из шести дочерей. Все это прежде было абсолютно невозможным в древнеегипетском искусстве. Это уже ересь, которая, как это часто бывает, дала замечательные плоды, новация, которую встречают в штыки, а после тысячелетиями восхищаются.
Эхнатон и Нефертити жили, вероятно, безупречно хорошо. Ежедневно с восходом солнца начиналось богослужение, это было строгое правило. Ни на одном изображении мы не видели Эхнатона карающего, кого-то вешающего, кого-то бичующего. У прежних фараонов это было. А он – на колеснице с Нефертити, с детьми, и везде его сопровождает солнце… Солнечный диск изображался как диск с длинными лучами, кончики лучей – это ладони, которые ласково тянутся к людям и ласкают их.
Как видно, один из мотивов его религиозной реформы, наивный и философский, – это стремление сблизить те народы, которые Египет покорил. Наивно, но приведем в переводе Бориса Александровича Тураева, нашего замечательного востоковеда, гимн Атону, солнечному диску, который приписывается самому фараону:
«В единстве своем нераздельном ты сотворил всех людей, всех зверей, всех домашних животных, все, что ступает ногами по тверди земной, все, что на крыльях парит в Поднебесье. В Палестине и Сирии, в Нубии золотоносной, в Египте тобой предначертано каждому смертному место его. Ты утоляешь потребы и нужды людей, каждому пищу своя, каждого дни сочтены. Их наречья различны, своеобычны обличья и нравы, и стать, цветом кожи не схожи они. Ибо ты отличаешь страну от страны и народ от народа».
Это находится в явном противоречии с идеологией Древнего Египта эпохи Среднего царства. За 200 лет до Эхнатона Египет превратился в крупную державу. Именно тогда появился, можно сказать, правда, с некоторой оговоркой, египетский шовинизм. Лишь египтяне фигурируют в надписях тех времен, только Египет, который называют «страной людей», представляет для них интерес.
За пределами Египта – «страна песка», «презренная страна Куш», наконец, «страна золота» – золотоносная Нубия. Во времена Аменемхетов, Сети, целых династий фараонов Египет попирает мощной своей дланью и сильным войском все другие народы. И народы эти ценятся мало. В громадной для того периода державе обеспечить спокойствие границ было задачей трудной, почти невозможной, народы на окраинах – это скорей вассалы, платившие дань египетскому фараону, боятся его власти, его силы. Как их объединить?
И фараон Эхнатон отступил от привычных идей. Шовинизм – это самое простое оружие. Во все эпохи эта примитивная идеология – самая популярная. Эхнатон выбирает непопулярную. Вот эти солнечные лучи, видишь их? Они ласкают всех, люди могут быть разного цвета кожи, но все они должны жить вместе.
Однако понравилось ли это его соплеменникам? Огромной части – нет. На кого же он все-же мог опирется? Он нашел опору в служилой знати. Во все времена рано или поздно появляются такие люди – не аристократы, а люди, выдвинувшиеся по службе. В этом Эхнатона можно сравнить с Петром 1. Эта новая знать, которая имела очень выразительное название – «немху», что значит «сироты», рассуждала так: «Пусть мы не знатны и нас называют сиротами, но мы богаты и имеем заслуги перед фараоном». Эхнатон окружил себя именно этими людьми. И они, конечно, верой и правдой ему служили. И очень быстро, с легкостью потом изменили.
Существует еще малонаучная, но интересная версия, объясняющая временный успех реформы Эхнатона. Согласно ей, этому способствовали события природные, как сказали бы мы сейчас, серия экологических катастроф, связанных с возможной гибелью острова Санторин (предполагаемая Атлантида) в Средиземном море. Это в свою очередь вызвало страшные черные бури с сильнейшими ветрами. Солнце скрылось, черные тучи надолго закрыли его.
Эхнатон мог объяснить это по-своему: значит, египтяне плохо молились Солнцу, надо молиться лучше, и оно вернется. А ведь даже короткое затмение солнца в древние времена и в Средневековье вызывало чудовищную панику. Людям казалось, что наступил конец света. А поскольку в случае экологической катастрофы затмение могло продолжаться долго, то вполне вероятно, что именно в это время реформа Эхнатона находила сочувствие народа.
Около 10-ти лет Эхнатон жил в своей новой столице – жизнь кажется безоблачной. Но умерла его вторая дочь по имени Макетатон, ей было 10–12 лет. Это и следующие события были подробно запечатлены в изобразительном искусстве. Барельефы, рельефы, изображения тех времен – это как документальный фильм о семье фараона. Вот началась похоронная процессия – хоронят эту девочку, дошли до места захоронения, вот плакальщицы, фараон Эхнатон и Нефертити охвачены горем, они заламывают руки, как обычные земные люди. Почему Атон, которому они молились так много и так усердно, мог допустить смерть безгрешного ребенка?
Как раз после этих похорон что-то происходит между Эхнатоном и Нефертити. Разрыв? Они не живут вместе. Она переезжает в загородный дворец. Благодаря раскопкам, нам очень много известно о ее жизни там – тихой, мирной, довольно замкнутой. У нее был зверинец, куда она собирала редких животных, может быть, они развлекали ее. При ней жил мальчик, может быть, будущий фараон Тутанхамон. Впоследствии он сменил имя и отступил от реформы своего предшественника.
Что-то происходит… У Эхнатона появляется другая жена, Кийя, как видно, из простых, вероятно, дочь кого-то из его служащих. Она красивая. По-другому, чем Нефертити, но красивая. Ее изображения дошли до наших дней. О ней много писал наш замечательный египтолог Ю.Перепелкин. Между Эхнатоном и его новой женой, как видно, очень страстные, очень близкие отношения.
На ее могиле сохранилась эпитафия, которая напоминает «Песнь песней» Соломона: «Буду слышать я дыхание сладостное, выходящее из уст твоих, буду видеть я доброту твою ежедневно, таково мое желание. Буду слышать я голос твой, да слышу я голос твой во дворце солнечного камня, когда творишь ты службу отцу твоему, Атону живому. Да будешь ты жить, как Солнце, вековечно, вечно». Едва ли эти слова могли исходить от кого-то, кроме Эхнатона. Нефертити отошла на задний план…
Были ли дети у Эхнатона от новой жены? Если были, то кто они? Не является ли Тутанхатон, будущий Тутанхамон, их сыном? Никогда уже, вероятно, на эти вопросы не найти ответы. Потому что целое полчище грабителей прошло по гробницам Эхнатона и Кийи. Сам город Ахетатон не был разграблен, а гробницы, находящиеся за пределами города, разрушили и опустошили.
Закат жизни Эхнатона был довольно грустный. Он разошелся с Нефертити, которая была явно его единомышленницей, реформа проходила не очень успешно. Соседние народы, обласканные солнцем, должны были бы примкнуть к Египту, но восстали против египетского владычества. Неспокойно в Миттани, тревожно в Ассирии. На исторической арене появляется таинственный воинственный белокожий народ хетты, пришедший неизвестно откуда и ушедший в никуда. Но прежде чем уйти, хетты нанесли поражение египтянам.
Конец правления Эхнатона – это начавшийся развал великой империи. Как раз к этому времени относятся изображения Эхнатона с тростью. А ему всего 35 лет. Как видно, он не очень здоров, его фигура очень хрупкая, совсем тонкая. Может быть, его генетическая болезнь заметно прогрессировала. Иногда говорят о водянке мозга, называются и другие болезни, но ни одна версия не доказана, хотя, вероятно, они и имеют право на существование.
Египет, эта почти мировая империя начинает трещать по швам. Из-за его реформ в том числе. Реформа не помогла и, возможно, даже навредила. В особенности, как считают эксперты, опасным шагом была отмена культа Осириса. Человек лишился загробной жизни, гарантированной каждому в Древнем Египте, бесконечной, счастливой. Раскопки в Ахетатоне показали, что в маленьких хижинах, где жили простые люди, хранились, вероятно тайком, мелкие изображения былых богов и божков. Значит, было сопротивление не одних жрецов, которые якобы организовали переворот и чуть ли не отравили и ослепили Эхнатона, – его новшества не были приняты обычными людьми.
Замечательная находка была обнаружена в Ахетатоне: вылепленная из глины маленькая колесница, в которую запряжена обезьяна. Ею управляет обезьяна-колесничий, рядом восседает мартышка. Это настолько похоже на карикатуру – выезд Эхнатона и Нефертити на богослужение Атону, – что возможно представить, каким сильным было сопротивление его реформе.
Как ушел из жизни этот мятежный правитель, еретик-реформатор, нам не известно. После него меньше года правил таинственный Сменхкара. Кто он такой, неизвестно. После – Тутанхамон, которого сменил чиновник, важный вельможа Эйе. Следующий правитель – некто Хоремхеб, генерал, начальник войск, правивший 27 лет, наложил табу на упоминание имени Эхнатона, вычеркнул из списков фараонов всех своих ближайших предшественников, прямо объявив себя наследником Аменхотепа III. Вот она, типичная попытка фальсификации истории. Он не знал, что будет такая наука археология, которая все поставит на свои места.
Н.Басовская
ред. shtorm777.ru