Тайна древней цивилизации майя
В Мексике и Центральной Америке скрыли сотни заброшенных городов, которые все еще ждут исследователей, а ведь они бы смогли открыть тайны затерянных миров.
Эти таинственные города скрыты от людей под зеленым покрывалом джунглей, стволы громадных деревьев скрывают храмы и дворцы, которые потрясают своей красотой и необычностью. Каменные строения выглядят уже не так внушительно, так как из за тропических дождей размылись оригинальные рельефы стен, а корни деревьев и лианы изувечили причудливые сооружения. Когда-то воздвигнутые тысячами рабочих рук, теперь превращены в руины — Временем.
Лишь стаи обезьян скачут между рухнувших стен и каменных идолов, да временами воздух на развалинах оглашается рыком тигра или ягуара. Люди, которые жили здесь когда-то по своим собственным законам, поклонялись своим богам, стремились к своим целям, навсегда исчезли с лица нашей планеты.
Когда-то на Американском континенте существовали большие, густо заселенные города-мегаполисы, но человек покинул их, и на протяжении долгого времени мы имеем дело с городами-призраками. Ни одного человека не появлялось здесь — и даже память об этой цивилизации не сохранилась. Тем удивительней были находки!
После завоевания испанцами Американского континента прошло достаточно времени, прежде чем обратили внимание на загадочные развалины в тропических лесах. Открыл цивилизацию майя американский юрист и дипломат Джон Ллойд Стефенсон. Именно им в 1839 году была предпринята экспедиция, целью которой было открытие великих городов в девственных лесах, безлюдных и безымянных.
Исследователи действовали не наугад, а руководствовались легендами и древними книгами, которые по случайности попали на глаза Стефенсону.
Участниками экспедиции были обнаружены древние стены, пирамиды, которые служили основаниями для храмов, четырехгранные каменные колонны, покрытые резьбой, идолы и места жертвоприношений.
Вначале сооружения показались не так значительны, как представляли себе исследователи, но когда осмотрели постройки и исследовали находки, стало понятно, что путешественники столкнулись с остатками давно забытой цивилизации майя. Никто из местных индейцев не знал, что заставило жителей покинуть города, кто жил здесь раньше и кому эти люди поклонялись, на все вопросы они философски отвечали: «Кто знает?»
Стефенсон со своими людьми лишь слегка приподнял завесу над загадками цивилизации майя. Экспедиции смогли обнаружить больше 30 поселений. Некоторые из них до такой степени надежно скрывала тропическая растительность, что никто и не подозревал, что на этом месте может существовать нечто необычное. Но после того, как результаты исследований обнародовали в Европе и США, к затерянным городам хлынул поток путешественников, которых манили загадки неизведанной цивилизации и возможность отыскать сказочные богатства.
Итак, удалось установить, что многочисленные древние города и самый главный из них — Копан — были построены индейцами племени майя. К концу XIX века этот народ все еще проживал в Центральной Америке, при этом в те времена их насчитывалось не меньше нескольких миллионов. В период расцвета цивилизации майя число городов доходило до двух сотен. Следует отметить, что среди поселений майя было обнаружено примерно 20 городов-мегаполисов, население каждого из которых достигало 50 000 человек.
Майя жили на всей территории полуострова Юкатан, на части территории сегодняшней Мексики, занимали всю территорию Гватемалы и Белиза и на западе территорию Гондураса и Сальвадора.
По сей день остается тайной, по какой причине майя выбрали для своих поселений настолько негостеприимное место. Дело в том, что там влажный тропический климат, где за год выпадает до четырех метров осадков, а лесистая низменность чередуется с горами вулканического происхождения, с глубокими ущельями. На севере климат становится суше, а поверхность земли более ровной, но в то же время здесь поселенцев подстерегает другая беда — практически нет рек, а водные запасы возможно обнаружить лишь в естественных подземных водохранилищах. Джунгли населены множеством самых различных насекомых, ядовитых пауков, змей и скорпионов. Но древняя цивилизация майя не только прекрасно выживала в этих условиях, но и успешно развивалась.
Установили, что цивилизация майя развилась довольно быстро: культурная общность народа сложилась к 1000 году до н. э., а к 250 году н. э. майя вступили в свой Золотой век.
К тому времени была разработана и расширена сеть торговых путей, освоены методы интенсивного земледелия, выработан своеобразный архитектурный стиль. Майя возводили уникальные пирамиды, где находились храмы, целые комплексы для игры в мяч, оригинальные дворцы со ступенчатыми арками. В общественной жизни майя соблюдалась строгая иерархия.
Письменность майя
Следует также обратить внимание на то, что в области научных знаний древние майя достигли невиданных для тех времен успехов. Система письменности этого народа была просто уникальной. Письменность майя была представлена иероглифами, похожими на миниатюрные рисунки, которые были заключены в квадратики.
Каждый иероглиф обозначал единицу письменной речи. Именно это так сильно отличает письменность майя от других известных видов письменности. Тот, кто знаком с этими иероглифами, сможет довольно просто читать тексты любой сложности.
В письменности майя любопытно и то, что не все иероглифы обозначают слова, части слов или целые фразы, некоторые из них соответствуют слогам.
Майя располагали иероглифы на вертикальных стенах лестниц, стенах храмов и гробниц, глиняной посуде. У майя даже существовали свои книги, многие из которых, к сожалению, не дошли до нашего времени. Книги были написаны красными и черными чернилами на светлой бумаге, выделанной из нижнего слоя фигового дерева. На поверхность бумаги наносили специальный гипсовый состав, благодаря чему бумага становилась гладкой, как шелк. Сами книги складывали гармошкой, а обложку делали из шкуры ягуара. Практически всю литературу майя уничтожили миссионеры, отправлявшиеся на Американский континент со «священной» миссией.
Ученые по сей день не разобрались до конца, что означают все иероглифы майя.
Причем пока ни какой современный и самый мощный компьютер не способен с этой задачей справиться. На сегодняшний день прочитано всего около 800 иероглифов, и лишь после расшифровки остальных возможно будет прочитать другие надписи и дать более точные толкования уже разгаданным символам.
Календарь майя
Еще одним достижением цивилизации майя можно считать сложную систему календарей. Первый календарь — это солнечный, рассчитанный на год — на 365 дней. Весь год разделялся на 18 месяцев — по 20 дней в каждом. В конце каждого года к этим месяцам добавлялось еще 5 лишних дней, именовавшихся «уэйб» — «сон». Еще один календарь именовался ритуальным — и год состоял из 260 дней, делился на 20 месяцев по 13 дней в каждом.
Как солнечный, так и ритуальный календари выполнялись в форме зубчатых колес, у дней тоже были свои номера. Полное совпадение всех данных (день, месяц по ритуальному и солнечному календарям) было возможно лишь раз в 52 года. Любопытен факт, что майя смогли очень точно рассчитать количество дней в году, при этом календарь майя по точности даже превосходил имеющийся в Европе. Еще так и не разгадано, чем именно они руководствовались при составлении такого календаря.
Календари майя замечательны еще и тем, что они давали возможность не только фиксировать некоторые исторические события, но еще и позволяли делать некоторые астрологические прогнозы, при этом майя заглядывали в будущее так далеко, как не могут позволить себе даже современные специалисты в области космологии.
Вызывает изумление современной науки и система счета у майя. Этот народ использовал символ для обозначения ноля, в то время как даже у древних греков или римлян этого не было, а значит цивилизация майя по своему развитию даже превосходила другие современные им цивилизации.
Быт и культура цивилизации майя
Основная культура, которую выращивали майя на полях, был маис, или кукуруза. Скорей всего именно по этой причине данное племя получило название «майя» — как народ, употребляющий в пищу маис. Индейцы даже специально при помощи разных приспособлений уродовали себе череп, чтобы его форма напоминала форму кукурузного початка, и делали себе характерную прическу — высокий пучок на затылке.
Крестьяне изготавливали добротную глиняную посуду и уже к VII веку до н. э. научились покрывать ее слоем смолы и обжигать, что давало возможность расписывать глиняные сосуды самым причудливым образом.
Среди людей, которые отправились на поиски и исследования городов майя, были те, кто решил легко обогатиться. Стало известно: несмотря на то что майя широко использовали золото для изготовления ритуальных предметов, домашней утвари и украшений, у них не ценился этот металл в качестве драгоценного. Наиболее ценным в представлении древних майя был нефрит — камень, который они ценили не только за красоту, но и наделяли некоторыми магическими свойствами.
В течении долгого времени исследователи пытались отгадать, как именно майя обрабатывали нефрит. Дело в том, что полупрозрачный зеленый жадеит (разновидность нефрита, встречается в Центральной Америке) отличается очень большой плотностью и обрабатывать его необычно сложно. Резчики по камню, имея лишь примитивные инструменты, были вынуждены проявлять максимум терпения и изобретательности. Скорей всего для обработки этого камня использовали быстро заменяемые орудия и каменная пыль. Было выяснено: для того чтобы распилить нефрит, на камень сверху наносилась мокрая каменная пыль, а затем веревку протягивали по поверхности нефрита туда-сюда до тех пор, пока не образовывалась глубокая борозда и камень не распадался на две части.
Для того чтобы сделать в нефритовых фигурках завитки, канавки, лунки, использовались деревянные пилы или костяные сверла. Трудно себе представить, сколько терпения должно было быть у мастера, если даже кремень или обсидиан не оставляют на поверхности нефрита никаких следов!
Любопытно еще и то, что ремесленники майя знали разницу между похожими на нефрит минералами: серпентином, кварцем, зеленым альбитом — и из самых ценных камней изготавливали фигурки и украшения, предназначенные для высокопоставленных особ и для жертвоприношений богам во время торжественных церемоний. Менее ценные зеленые камни использовали для изготовления украшений, фигурок людей и животных, при этом довольно часто такие фигурки имели форму клина. Это говорит о том, что нефритовые изделия использовались также в качестве орудий труда — как топор или примитивное долото.
Закат цивилизации майя
Все это позволяет считать цивилизацию майя одной из величайших в мире. Тем более странно, что около 900 года н. э. наступил ее закат. Многочисленные города майя неожиданно опустели. Вначале были покинуты города в южной и центральной областях, и жители переместились на север — на Юкатан. Но и тут в скором времени государственный строй майя пришел в упадок.
Ученые-исследователи задаются вопросом: по какой причине опустели города? Никаких видимых причин для того, чтобы покинуть родные места, они так и не могут назвать, хотя выдвинуто немало предположений.
Установили, что жители покидали города примерно на протяжении столетия. Все города майя в джунглях выглядят так, словно жители неожиданно сорвались с места и ушли, оставив все свои богатства, домашнюю утварь и богов-идолов.
Некоторые ученые считают, что причиной опустения городов майя может быть экология. Известно, что майя использовали подсечно-огневой метод земледелия. Вначале участок леса, предназначенный под пашню, вырубался, выкорчевывались корни — и все это сжигалось. Полученная зола была замечательным удобрением для почвы. В тропических лесах почва очень бедная — и это являлось причиной того, что уже спустя 2–3 года на ней переставали плодоносить посаженные растения.
Земледельцам приходилось обращать внимание на другие участки леса, а поля они оставляли зарастать, чтобы по прошествии нескольких лет их возможно было использовать опять.
Простые подсчеты показали: возделывая ежегодно треть своих земель, майя все-таки не могли полностью прокормить густо заселенные города. Потому большие города быстро пустели, жители уходили на новые неосвоенные территории, используя самые большие свои города только для ритуальных церемоний. Ученые, склоняющиеся к этой версии, говорят о том, что в больших городах постоянно жила лишь элита: жрецы и правители, все же остальные люди жили в деревнях и собирались в города лишь по большим праздникам.
Другие исследователи полагают, что причиной опустения городов майя может быть иноземный захват. Известно, что северные племена индейцев захватывали города, убивая всех жителей или забирая их в плен. Но такая версия очень шаткая. Если дело обстояло именно так, то непонятно, куда могло подеваться то огромное количество трупов, которое должно было остаться после сражений. К том же строения не разрушены, храмы и захоронения повреждены лишь временем и ни в коем случае не людьми.
Некоторые из ученых, изучающих цивилизацию майя, говорят о том, что причиной опустения городов можно считать природные катаклизмы. Известно, что многие горы на землях майя вулканического происхождения. Извержения вулканов и сильнейшие землетрясения, возможно, были причиной того, что сам воздух был наполнен газами и пеплом, люди не могли дышать, потому волей-неволей вынуждены были уходить со своей земли. Но если принять такую версию за правду, тогда неясно, где весь тот вулканический пепел, который засыпал города майя? Ведь только в нескольких городах слой вулканического пепла покрывал строения. Эта версия, однако, подтверждается легендами самих жрецов майя, предсказывавших гибель их мира. По легенде, мир майя погибал 4 раза — и всякий раз возрождался. Предсказанная пятая гибель цивилизации майя совпадала с событиями, которые имели место быть.
Еще одной причиной гибели цивилизации майя некоторые ученые называют политику. Они говорят о том, что народ жестоко эксплуатировался жрецами и правителями, потому было организовано восстание, в котором погибли все правители. Но это ужасным образом отразилось и на простых людях: их быт был налажен таким образом, что они полностью были в зависимости от жрецов, которые руководили всеми повседневными действиями простых людей, и, предоставленные сами себе, последние просто-напросто не смогли выжить. И эта версия гибели городов тоже не доказана полностью.
Среди ученых-майянистов есть и такие, которые считают, что народ майя испытал на себе инопланетное вторжение. Посетившие Землю пришельцы были убеждены, что майя — наиболее цивилизованный народ, населяющий нашу планету, и потому забрали его с собой. Такая версия кажется наиболее невероятной, хотя и у нее есть свои ярые приверженцы.
Далее всех в исследованиях причин заката цивилизации майя продвинулся археолог Артур Демарест, совершивший поразительные открытия. Проводя раскопки в малоизвестном городе Дос-Пиласе, он наткнулся на туннель в основании разрушенной пирамиды. После продолжительной работы получилось проникнуть в глубину пирамиды, где обнаружили камеру, которая оказалась гробницей. Внутри находился человеческий скелет в царственном головном уборе из нефрита, морских раковин и жемчуга. Исследователь пришли к выводу, что это царь Дос-Пиласа, названный именем Правитель-2, так как настоящее его имя установить не удалось — иероглифы, относящиеся к этому периоду, по сей день не прочитаны.
Этот царь был известен тем, что вел захватнические войны и постоянно расширял свои владения.
За время его царствования владения Правителя-2 достигли 4 000 квадратных километра. Однако правитель не сумел удержать завоеванное — и в скором времени город пал. На церемониальной площади велись битвы, а вокруг храма был поспешно сооружен глубокий ров и высокий вал, которые превратили храм в крепость. Некоторые фортификационные работы велись в такой спешке, что использовали каменные блоки, которые выламывали из пирамид и храмов. Неглубокие могилы простых людей, большое количество сломанных копий показывает на то, что индейцы сопротивлялись до последнего.
Демарест считает, что враждебность, накопившаяся в обществе майя, падение общественного строя привели к экологической катастрофе, что стало причиной конца данного этапа цивилизации майя.
Религия, жертвоприношения цивилизации майя
Несмотря на то что майя были чрезвычайно просвещенный и ученый народ, все же нельзя отрицать, что они приносили своим богам большие человеческие жертвы. Когда цивилизация майя только начала исследоваться, считалось, что майя были этакими «американскими древними греками», которым была чужда жестокость и кровь, но со временем эта версия была опровергнута большим количеством находок.
Множество человеческих останков и других свидетельств показывало на то, что для майя было вполне естественным проливать кровь, при этом как чужую, так и свою. Жертвы для приношений жестоким богам избирались среди числа военных пленников и людей низшей касты.
Чтобы показать свою веру богам, майя пускали себе кровь. Для таких ритуальных кровопусканий использовались специальные инструменты, изготовленные из позвоночника морского ската. Пользуясь им, мужчины майя пускали себе кровь из ушных раковин и полового члена, а женщины — из языка. Пример такого кровопускания возможно увидеть изображенным на каменной доске из Яшчилана. Тут изображен правитель Щит-Ягуар, который держит факел над своей женой, Леди Шок. Женщина пробила свой язык ритуальным ножом и продевает сквозь рану бечеву, утыканную шипами.
Изучение письменных источников дало возможность предположить, что один из храмов был в особенности почитаем майя. Именно его использовали для священной кровавой церемонии — воссоединения с богами и предками, известной под названием «Путешествие в подземный мир». Для того чтобы ритуал был совершен, правитель должен был прийти в состояние наивысшей экзальтации, что можно было достигнуть продолжительными голодовками и частыми кровопусканиями.
Правитель уединялся в специальной маленькой комнатке, где в течении долгого времени изощренными способами пускал себе кровь, потом появлялся перед народом наверху храмовой лестницы в запятнанной кровью одежде, отсюда и начиналось его «восхождение к богам». В действительности, длительные голодовки и кровопускания могли вызвать обмороки или бредовые видения, которые воспринимали как общение с наивысшими силами.
Сейчас абсолютно непонятно, почему лишь причиняемая себе и другим боль могла возвысить майя в их собственных глазах, а между тем люди были уверены, что именно таким образом в состоянии повлиять на текущие события и природные катаклизмы. К примеру, солнечное затмение воспринималось ими как гибель божества, после которой солнце могло исчезнуть навсегда. Индейцы верили, что только многочисленные кровопускания могли помочь воскреснуть богам, а значит и не дать умереть их собственному миру.
Кровопускание делали не только правители и жрецы, но и простые люди. Прежде всего участники ритуальных церемоний доводили себя до помутнения сознания при помощи продолжительных голодовок и употребления сока из растений-галлюциногенов, а после пускали себе кровь. Поводом для этого становилось каждое сколько-нибудь значительное событие: смерть и рождение, война и смена правителей, продолжительная засуха или сбор урожая маиса. Все это требовало подношения богам. Совершая кровопускание, люди отдавали богам самое дорогое, что у них есть.
Изображенная на рисунке каменная фигурка показывает человека, совершающего обряд кровопускания. Головной убор, украшения на ушных раковинах, набедренная повязка говорят о том, что скорее всего это не простой человек, а представитель высшего сословия. На шее у него есть веревка — знак того, что он подвергает себя наказанию. Человек прокалывает свои гениталии, смачивает каплями крови кусок древесной бумаги, сжигает ее, веря, что облака дыма станут пищей кровожадных богов.
К удивительным открытиям цивилизации майя можно отнести священные пещеры. Люди думали, что пещеры, в изобилии представленные местным ландшафтом, являлись воротами в подземный мир — и потому почитались ими в качестве святилищ. Планируя размещение своих поселений, майя выбирали места, где в обязательном порядке должна была находится пещера.
В ее мрачные глубины спускались жрецы для беседы с богами, тут было место множества жертвоприношений.
Самой любопытной можно считать пещеру Эль-Дуэнде, что в переводе с испанского означает «призрак». Священная пещера служила местом жертвоприношений на протяжении нескольких веков, об этом же говорит плотный слой человеческих костей, ковром устилающий пол обширной пещеры. Некоторые останки сохранились с VII века н. э.
Эта пещера представляет из себя разветвленную сеть камер и переходов, которые искусственным образом были прорыты в подножье холма. Снаружи этому холму придали вид пирамиды. В самой горе протекает подземный поток. Сочетание трех признаков — воды, горы и подземного мира — делает пещеру особой в ряду таких же пещер. Потому, когда город Дос-Пилас, находящийся рядом с пещерой, пал от набегов соседних племен, жители разбирали каменные постройки, для того чтобы завалить тяжелыми каменными блоками вход в священную пещеру. Разрушение ценных построек говорит о том, что желание сохранить святилище нетронутым является актом отчаяния. Это также подтверждает версию, что гибель цивилизации майя наступила из-за распространившейся жестокости и анархии.
Большое любопытство майянистов вызывает также карстовый колодец, имеющий дурную славу. Этот колодец представляет собой овальный водоем, уходящий на глубину 20 метров. Это место оказалось самым жутким из всего, виденного путешественниками ранее. Вода оставалась темной даже тогда, когда на нее направлялся свет прожекторов, а в непосредственной близости от колодца всегда царила глубокая тишина: не раздавались ни рычание животного, ни пение птицы.
Первые упоминания об этом колодце относятся ко времени, когда испанцы только начали освоение Американского континента. Исследователи говорили, что индейцы майя бросали в колодец живых людей в качестве жертвоприношений богам. Жрецы же бросали в колодец своих жен в надежде разузнать у подземных богов, будет ли благоприятным наступающий год. В мрачные глубины колодца бросали также и более ценные украшения в надежде умилостивить жестоких богов. Потому колодец представлял для путешественников особый интерес, они надеялись разбогатеть при помощи добытых со дна сокровищ.
Первые попытки проникнуть в колодец предприняли в начале ХХ века.
Было решено очистить дно колодца при помощи черпалки, а после пустить в колодец водолазов. Те водолазы, которые решались проникнуть в священный колодец прежде, говорили о страхе, который пронизывал их при погружении. Вода постоянно оставалась темной — и даже мощный свет прожекторов не в силах был разогнать тьму. Водолазы чувствовали давление воды на себя со всех сторон так, словно неведомые силы препятствовали их погружению. Никто из водолазов так и не достиг дна колодца.
После того как в действие привели землечерпалку, она стала доставлять на поверхность ил и грязь — и только после непрерывной работы на протяжении 7-и дней в конце концов на землю начали поднимать останки людей. Но ожидаемые сокровища так и не появились. Тогда кто-то из водолазов решился попытаться опуститься на дно колодца, хотя присутствовавшие на раскопках индейцы высказывали ему свое сочувствие и пожимали руку, словно говор последнее «прощай».
Преодолевая гнетущее сопротивление неведомых сил и свой страх, водолаз достиг дна колодца и даже смог зачерпнуть пригоршней какие-то предметы на дне, но тут он неожиданно стал задыхаться, и поспешил на поверхность. Водолаз захватил со дна колодца пригоршню золотых и нефритовых украшений, но желающих последовать его примеру больше не нашлось. И сейчас жуткие глубины священного колодца таят немало тайн…тайн смерти.
А.Луковкина
ред. shtorm777.ru