Боровицкий холм-7

Боровицкий холм

Боровицкий холм (Боровицкий мыс, Кремлёвский холм) – холм в центральной части города, один из «семи холмов» Москвы. Находится на «стрелке» у слияния рек Москвы и Неглинной. Представляет из себя участок высокой (около 145 м) надпойменной террасы на левом берегу Москвы-реки, в древние времена покрытой хвойным лесом (сосновым или сухим еловым бором — отсюда название).

Тайны Боровицкого холма

Все таки София Палеолог, вторая жена Ивана III, бабушка Ивана Грозного, была не права, когда говорила, что проклятие не довлеет над Боровицким холмом. С этим местом связано не одно проклятие и не одна трагедия. Да и как может быть иначе с жильем, построенном в буквальном смысле на костях?


Древнейшая московская улица

Во второй половине XII столетия появилась первая московская улица именно на Боровицком холме. Тогда еще поселок был небольшим и весь умещался на верхней террасе холма. В середине 60-х гг. XX века археологами проводились изыскания в районе Патриаршего дворца – тогда шли работы по замене пришедшего в негодность фундамента этого здания XVII столетия.

И вот в восточной проездной арке под церковью Двенадцати апостолов на глубине чуть больше 5-ти метров перед археологами открылась мощенная деревом улица больше 4 метров в ширину, по которой люди ходили и ездили больше 8 столетий назад, а также остатки жилых помещений и хозяйственных построек.

Основой улицы были круглые бревна-лаги, на которые вплотную укладывался настил – толстые и широкие плахи. Когда настил приходил в негодность, на него укладывали следующий (такого рода обновление уличного мощения проводилось, обычно, раз в 20–25 лет). Проводя исследования участка древнейшей московской улицы, археологи заметили, что местами между плахами мостовой попадаются плоские кости домашних животных. Потом выяснили, что часть настила вообще лежит на отмостке из костей – это были ребра, зубы и расколотые пополам челюсти коров и лошадей.

Боровицкий холм-11

На костях

Последующие археологические наблюдения в северной части Соборной площади, которые проводились в конце 1960-х и в 1970-1980-е гг., прояснили, что отмостка из костей домашних животных в конце XII века занимала значительную площадь, не меньше 1000 м². Это мощение протянулось от алтарной части церкви Двенадцати апостолов уходя под здание звонницы. Пласт из костей доходил до 20–25 см, а на одном из участков толщина пласта была пол метра!

Из истории

Впрочем, если судить по археологическим находкам, на территории Кремля люди начали селиться со второго тысячелетия до нашей эры. В X–XII вв. там обитали племена вятичей. Здесь ими и было устроено сакральное место – капище. В центре горел знич – священный ритуальный огонь, вокруг него размещались требище и гульбище. Требище – это место, где требовали от своих богов нужные для племени блага, а на гульбище в праздники гулял народ. Невдалеке находилось и кладбище, где хоронили местных колдунов.

Есть предание о том, что во времена насаждения христианства на Руси на вершине Боровицкого холма был казнен верховный языческий жрец. А перед смертью он проклял это место. И не было с того времени покоя Кремлю: то он горел, то разрушался врагами, то происходили тут кровопролития…

На Боровицком холме находилось святилище Ярилы – бога Солнца, бога жизни. Согласно предания, на его месте построили деревянную церковь Иоанна Предтечи что на Бору. По утверждению летописца, этот храм «первая на Москве церковь быть». Однако строительство христианского храма мало что смогло изменить, ибо рядом как и прежде находился Велесов камень, к которому в праздники приходили москвичи.

Разобранный храм

1509 год – в этом храме был устроен придел святого мученика Уара. Москвичи же называли его по старинке Яром, подразумевая Ярилу. Такое скрытое язычество длилось до 2 октября 1846 г., когда император Николай I, находясь в Кремле, недовольно заметил, что церковь Святого Уара портит вид из окон Кремлевского дворца. Когда вельможа А. Н. Муравьев обратился к церковному владыке с просьбой сохранить храм, тот ответил весьма многозначительно: «Простите, что я поклоняюсь иконам и прочей святыне, а не рассевшимся камням Василия Темного». Камнем Василия Темного митрополит называл именно камень Велеса. Храм Уара разобрали, а камень Велеса убрали в одну ночь.

Языческие святилища

Впрочем, Москва была буквально насыщена древними языческими святилищами. При этом существовали они практически до времен Смутного времени и прихода к власти династии Романовых. К примеру, царь Алексей Михайлович в письме воеводе Шуйскому в 1649 г. сетовал на шумные языческие гуляния 22 декабря и рассказывал, что праздновавшие славили Коляду, Усеня и «плугу», повсюду играли скоморохи. В числе районов, охваченных весельем, были им указаны: Кремль, Китай, Белый и Земляной города, то есть по сути вся территория Москвы того времени. Собственно говоря, Москва расположилась на месте единого сакрального комплекса площадью около 8 км², построенного как изображение законов мирового коловращения.

Боровицкий холм-22

На семи холмах

Общеизвестный факт, что Рим стоит на семи холмах. Стены Константинополя (он же Византий, Царьград, Стамбул) заключали в себе столько же. Известна также легенда о семи холмах в качестве аналогии между Москвой, Константинополем и Римом. В действительности, столица России располагается на холмистой местности, расчлененной многочисленными речками и оврагами. Историки пытались среди множества возвышенностей вычленить эти легендарные холмы, но все напрасно.

Потому ряд ученых считает, что знаменитые семь холмов, на которых, согласно предания, стоит Москва, – это вовсе не 7 обычных возвышенностей, а 7 древних сакральных центров семь языческих богов: Рода, Велеса, Купалы, Ярилы, Макоши, Перуна и Трояна. На их месте в древности славяне поклонялись вначале природным богам, потом православным святым, а в советские времена там разместились культовые сооружения атеистического государства.

На 7 холмах стоят не только Рим, Константинополь и Москва, но также Киев, Нижний Новгород, Киров, Чердынь, Ижевск, Тутаев, Уфа, Томск и даже американский Вашингтон.

 

 


 

Ю. Подольский

ред. shtorm777.ru