Багдадская батарея

Багдадская батарейка – описание, предназначение

Багдадская батарейка – предположительно, древний гальванический элемент, возрастом около 2000 лет. Обнаружил в 1936 г. австрийский археолог Вильгельм Кенинг в окрестностях Багдада. Находка получила название багдадская батарейка.

Описание

1938 год, июнь (по некоторым данным 1938 год) – немецкий археолог Вильгельм Кениг, который на протяжении нескольких лет проводил раскопки парфянского поселения Кужут Рабуах близ Багдада, обнаружил странный предмет. Это был терракотовый кувшин или ваза высотой около 13 см (в некоторых источниках до 15 см.); в нем находился немногим меньший медный цилиндр, куда был вставлен окисленный железный стержень. Дно цилиндра было припаяно при помощи сплава свинца и олова, которое и в наши дни широко применяют в электронике.

/*Запаять возможно и чистым оловом, однако при минусовой температуре оно превращается в порошок. Потому в олово для пайки добавляют свинец — прим. авт.*/


Способ изготовления

В цилиндре были найдены остатки асфальта. Кениг предположил, что это могла быть… электрическая батарея! В своей книге, вышедшей в 1940 г. в Австрии, он написал, как, согласно его мнения, могли изготовить такого рода батарейку. Из тонкого медного листа делался цилиндр длиной 12 см и 2,5 см в диаметре. После припаивали его донышко сплавом свинца и олова. В верхнее отверстие вставлялась асфальтовая пробка, через которую проходил изолированный от меди железный стержень, глубоко входящий в цилиндр. Когда в эту конструкцию заливалась какая-нибудь кислотная или щелочная жидкость (к примеру, уксус, лимонный сок, вино или даже обычная морская вода), возникала разность потенциалов. Таким образом, это гальванический элемент, которому примерно 2000 лет.

Еще находки археологов

Сам же Кениг не предал своей находке особенного значения. С течением времени она оказалась в музее города Гильдесхайма (ФРГ), где хранится по сей день. После Второй мировой войны археологи из Америки в ходе раскопок в Селевкии на Тигре и в Ктесифони (древней столице Парфии) обнаружили несколько небольших глазурованных 10-ти сантиметровых глиняных сосудов, напоминавших вазы для цветов. В некоторых из них были найдены запаянные медные цилиндры и железные стержни, при этом металл имел такой вид, словно его полностью разъела кислота. Находились в вазах и кусочки битума.

Багдадская батарея-1

Опыты по моделированию багдадской батарейки

Археологические находки заинтересовали инженеров. Немецкий исследователь Винклер смог изготовить копию древней батарейки. В качестве электролита, им была использована уксусная и лимонная кислота (обе были хорошо известными в древние времена). В ходе эксперимента с 10-ти процентным раствором уксусной кислоты элемент дал напряжение 0,5 В, а с лимонной кислотой — 0,54 В.

Соединив такие вазы между собой проводниками, вполне возможно было получить ток значительного напряжения.

Инженер из Америки У. Грей, научный сотрудник лаборатории высоких напряжений фирмы “Дженерэл электрик” тоже проводил опыты по моделированию древнего артефакта. Как электролит, он использовал раствор сульфата меди и ему удалось получить электрический ток напряжением от 0,25 В до 0,5 В и силой 0,5-5 мА.

Предназначение

Как люди могли использовать в те далекие времена такие батарейки? Надо заметить, что в работах античных историков неоднократно встречаются упоминания о квалифицированных мастерах царицы Египта Клеопатры, которые, если верить рассказам, могли “делать золото”. Наверно, в данном случае речь идет о некой неизвестной нам технологии, при помощи которой различные металлические, преимущественно культовые изделия, покрывались тонким слоем золота.

Багдадская батарея-2

Тем не менее этот процесс, который в наше время носит название гальванопластикой, невозможен без источника электроэнергии. Потому историки нашего времени не верили заявлениям своих античных коллег. Находки Кенига и других археологов наталкивают на мысль, что гальванопластика могла быть известна довольно давно. Не открыли ли ее еще вавилонские жрецы, а в последствии переняли мастера Клеопатры?

Заметим что, во время раскопок в той же Месопотамии обнаружили серебряные украшения, которые покрывала золотая пленка в несколько микрон. Такого рода предметы из меди и серебра, покрытые тончайшим слоем золота, были обнаружены археологами в Перу. Может быть, и в этом случае мы имеем дело с электрогальваническим способом?

Еще гипотеза

Американским журналом “Кэмистри” была предложена еще одна гипотеза относительно назначения загадочных вавилонских “ваз”. Со ссылкой на то, что в некоторых сосудах были обнаружены остатки маслинового масла, авторы гипотезы полагают, что “ваза” могла служить конденсатором. Причем цилиндр и стержень были его обложками, а масло в сосуде — диэлектриком. Конденсатор заряжался путем многократного перенесения на стержень заряда с любого диэлектрика, натертого шерстью или мехом.

Багдадская батарея-3

После заряжания от банки возможно было получить сильный разряд. Можно вспомнить в связи с этим сказку о волшебной лампе Алладина: джин появлялся тогда, когда лампу терли. Не мог ли этот джин быть художественным воплощением электрического разряда? Такой конденсатор мог пригодится и для культовых ритуалов. Но пока еще никто не проводил опыты, которые могли бы подтвердить дееспособность такого конденсатора. Ведь более вероятной кажется первая гипотеза.

Из истории

Немало загадок и с римской цивилизацией, вроде бы, хорошо изученной историками и археологами. Из некоторых намеков можно понять, что в древности римляне знали кое-что о свойствах электричества. Так, известно, что они лечили радикулит и другие заболевания, усаживая больного… на электрического ската!

А сравнительно не так давно на поднятых со дна моря римских судах были найдены медные гвозди, которыми в беспорядке оббита подводная часть кораблей. Вначале специалисты посчитали что таким образом на судах защищали обшивку от древоточцев и обрастания морскими ракушками. Тем не менее известно, что с этой целью применяли тонкие листы меди. Зачем же тогда гвозди? Эту загадку смогли решить физики. Они пришли к парадоксальному заключению: при постройке судна вбивали в корпус медные “костыли” для того, чтобы защитить корабль от разрушительного воздействия естественного электролиза!

 

 


 

ред. shtorm777.ru