Аполлон Бельведерский, скульптура

Аполлон Бельведерский (скульптура)

Аполлон Бельведерский – известная скульптура, мраморная копия с утраченной греческой бронзовой статуи Леохара – придворного скульптора Александра Македонского, которая была создана во второй половине 4 века до н. э. Римская копия по стилю близка копии статуи Ганимеда того же Леохара.

Как известно, статуя Аполлона работы Леохара стояла в Афинах перед храмом Аполлона Патрооса. По мнению многих, ватиканская копия не достаточно хорошо воспроизводит оригинал, чересчур элегантна и суха; в Базеле находится римская копия головы Аполлона, вероятно, более близкая к оригиналу.

Название статуя получила от галереи Бельведер в Ватикане (Рим), где на протяжении долгого времени была выставлена.

Художественная идея

По древнегреческим мифам, Аполлон – сын верховного олимпийского бога Зевса и богини Лето, брат Артемиды, бог солнечного света и покровитель искусств. Статуя представляет его победителем дракона Пифона – чудовища, которое обитало возле города Дельфы. Древнегреческий оригинал изображал Аполлона держащим в руках лук. Лучезарный бог был изображен скульптором в движении: он только что выпустил стрелу и следил за ее полетом.

Аполлон Бельведерский в течении многих лет почитался художниками и любителями искусств как символ совершенства в изображении человеческого тела, идеал мужской красоты.


Из истории статуи

В первые столетия христианства, а также во времена варварских нашествий и во время раннего средневековья почти все античные бронзовые статуи переплавили. Мраморные изображения богов и героев низвергались с пьедесталов, и довольно часто благородный мрамор использовался для выжига извести.

Копией греческого оригинала, первоначально созданного в бронзе Леохаром, ученые искусствоведы считают и статую Аполлона Бельведерского. Статуя была найдена в XV столетии в Анцио – во владениях кардинала Джулиано делла Ровере. Взойдя на папский престол и став папой Юлием II, он велел поставить статую в Оттогонском дворике Бельведерского дворца в Ватикане.

Ствола дерева служащего опорой правой руки Аполлона в бронзовом оригинале не было, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Но статую нашли с отбитыми руками. В 1550-х гг. итальянский скульптор Дж. Монторсоли (ученик Микеланджело), дополнил обе руки.

Аполлон Бельведерский, скульптура-1

Описание скульптуры

Высота статуи 2,24 м. Совершенное тело греческого бога венчает горделиво посаженная голова, слегка поднятая вверх и резко повернутая влево. Идеальное лицо оживлено взглядом слегка асимметрично посаженных глаз. Сверкающий взгляд бога устремлен вдаль.

Из того, что за спиной Аполлона есть колчан, то можно сделать предположение, что в вытянутой левой руке он держал лук, тогда как в правой был, как видно, другой атрибут бога. Остатки его еще можно заметить на верхнем конце ствола, и судя по ним, некоторые из исследователей предположили, что Аполлон держал лавровую ветку, увитую повязкой.

Плотно обвивая грудь и плечи, широкой массой за спиной античного бога собирается плащ, составляя задний фон, на котором (как перед занавесом) вырисовывается прекрасное тело.

Рано возмужавший Аполлон еще в юности убил змея Пифона (Дельфиния), опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах античный бог основал свое прорицалище, там же учредил в свою честь Пифийские игры и был прославлен жителями Дельф в священном гимне.

Древний мастер, когда создавал статую, возможно, хотел представить Аполлона наступающим на врагов, которые в страхе отступят перед лицом грозного бога. Скульптор Леохар мог быть вдохновлен теми рассказами, когда Аполлон в 278 г. до н. э. отразил нападение галлов на Дельфы.

Аполлон Бельведерский, скульптура-2

Враг, напуганный громом, молнией, землетрясением и снежной бурей, был вынужден отступить не только от стен осажденного им города, но и вообще бежал за пределы Греции. Согласно мифу, во время своего чудесного избавления дельфийцы увидели Аполлона, который в образе юноши, сияющего неземной красотой, поднялся над своим храмом через отверстие на его крыше. Божественная легкость походки и позы, поворот головы – все это дает возможность предположить, что древний скульптор хотел изобразить бога идущим, но не походкой людей. Движения античного бога выходят за границы природы, они были найдены самим Леохаром.

Лук может охарактеризовать Аполлона как ни перед чем не останавливающегося мстителя, несущего кару. Поза бога и его манера держать эгиду, символизирующие (по традициям греческого искусства) грозу, для многих исследователей является тому подтверждением. В память о чудесном избавлении от врагов в храм Аполлона были принесены жертвы и благодарственные дары, в числе которых, может быть, находился и греческий оригинал античного бога.

Аполлона Бельведерского со времен эпохи Возрождения считают самым значительным произведением древнего искусства. Немецкий историк искусства И. Винкельман называл эту скульптуру «высшим идеалом искусства среди всех дошедших до нас античных произведений».

 

 


 

ред. shtorm777.ru