Антиох IV

Антиох IV…

Антиох IV Эпифан (рожд. 215 г. до н. э. – смерть 164 г. до н. э.) – царь Сирии македонского происхождения, династия Селевкидов, сын Антиоха III Великого. Царствовал в Сирии в 175—164 гг. до н. э.

Религиозное рвение Антиоха IV к Зевсу, “воплощением” которого он считал себя, привело к осквернению еврейского храма в Иерусалиме и к тому, что стало царством ужаса для евреев, отказавшихся подчиниться его политике эллинизации. Это привело к восстанию и, в конечном счете, к территориальной потере и потере политического престижа для его преемников.

Являясь примером религиозного фанатизма и нетерпимости, наследие Антиоха как правителя служит предостережением для тех, кто предпочитает навязывать религию, культуру или идеологию сверху и не уважать чужие убеждения. Для евреев победа над преемником Антиоха IV, Димитрием I (187-150 гг. до н. э.) в 164 году до н. э. а восстановление храма знаменует собой момент восстановления, ежегодно отмечаемый в праздник Хануки. Позднее имя Антиоха IV было изменено с Ефипана (что означает “проявление Бога”) на Эпимана (“маньяк”).

Приход к власти

Антиох пришел к власти после смерти Селевка Филопатора. Он был заложником в Риме после заключения Апамейского мира в 188 году до н. э. Но был обменян на сына и законного наследника Селевка IV, впоследствии Деметрия I Сирийского. Воспользовавшись этой ситуацией, Антиох смог провозгласить себя соправителем другого сына Селевка, младенца Антиоха, убийство которого он организовал несколькими годами позже.

Заработок в интернете без вложений

Война с Египтом

Антиох IV был честолюбив и хотел расширить свою территорию и влияние. Ему удалось совершить несколько набегов в Египет, где правили Птолемеи. В 168 году до н. э. он почти преуспел в завоевании Египта, но не смог этого сделать из-за Римской интервенции. Селевкиды в целом продолжали политику культурной интеграции Александра, но Антиох IV был больше заинтересован в эллинизации своих подданных. Он особенно стремился эллинизировать евреев, которые сопротивлялись этому процессу, и он начал применять силу, проводя эту политику. Его отец освободил евреев от эллинизирующей политики. Это привело к началу еврейского восстания Маккавеев. Ему наследовал его малолетний сын Антиох V Евпатор.

Антиох IV (1)

Поскольку стражи Птолемея VI египетского требовали возвращения Коэля-Сирии, в 170 году до н. э. Антиох решил нанести упреждающий удар и вторгся в Египет, завоевав все, кроме Александрии. Затем он захватил Птолемея в плен, но согласился оставить его марионеточным царем. Это имело то преимущество, что не тревожило Рим. После этого Александрия избрала царем брата Птолемея Птолемея VIII (Птолемея Эвергета). В отсутствие Антиоха оба брата пришли к соглашению править совместно. Поэтому в 168 году до н. э. Антиох снова вторгся и захватил весь Египет, кроме Александрии, в то время как его флот захватил Кипр. Близ Александрии его встретил римский посланник и сказал, что он должен немедленно покинуть Египет и Кипр. Антиох сказал, что обсудит это со своим советом, после чего посланник провел черту на песке вокруг него. Если он выйдет из круга, сказал посланник, не предприняв предварительно попытки отступить это, то окажется в состоянии войны с Римом. Антиох согласился отступить.

В порыве мести он организовал поход против Иерусалима, который подчинил себе, самым жестоким образом убив огромное множество его жителей. С этого времени евреи начали войну за независимость под предводительством своих Маккавеев с успехом, разгромив посланные против них войска Антиоха. Разгневанный этим, Антиох, как говорят, лично выступил против них, угрожая полностью истребить народ; но по дороге он внезапно скончался (164 г.) Точные причины еврейского восстания и ответ Антиоха на него неизвестны; еврейские свидетельства содержатся в книгах Маккавеев, и это восстание отмечается праздником Ханука. Его последние годы были потрачены на кампанию против растущей Парфянской империи на его восточной границе, которая, по-видимому, была изначально успешной, но закончившейся после его смерти.

Царствование Антиоха было последним периодом сильной империи, и в некоторых отношениях оно было фатальным. Поскольку он был узурпатором и не оставил наследника, кроме маленького мальчика, за его смертью последовали разрушительные династические войны.

Антиох и иудеи

Антиох считал себя Зевсом (отсюда его титул-Эпифан, что означает “проявление”), греческим Богом. Он щедро одаривал греческие храмы, в том числе храм Зевса в Афинах. Его представление о себе как о Верховном Боге означало, что он видел себя обладающим властью над всеми религиями в своем царстве. Таким образом, он пытался систематически изменять традиции евреев, основанные на законах Моисея, чтобы привести их в соответствие с греческими верованиями. Он построил в Иерусалиме гимназию, где священники, вместо того чтобы изучать свой древний закон, занимались борьбой на греческий манер. Те, кто был обрезан, старались скрыть это. Программы эллинизации Антиоха, возможно, даже включали в себя изменение священных писаний, например, введение греческой космологии в еврейские Писания. В текстах говорится, что люди, пойманных за чтением Торы, наказывали, вплоть до убийства; соблюдение субботы было отменено, а обрезание запрещено под страхом смерти.

Антиох IV (2)

Во 2-й книге Маккавеев записано, что послушные священники брали храмовые средства для оплаты деятельности полиса, такой как “международные игры и драматические состязания”, и “перестали проявлять какой-либо интерес” к храмовым делам. Влияние Маккавеев Антиоха усилилось из-за соперничества между претендентами на Первосвященство в Иерусалиме. Борьба за власть между Онией III и Ясоном (братьями) привела к тому, что Первый основал конкурирующий храм в Гелиополисе в Египте, а второй стал Первосвященником. Сотрудничая с Антиохом, Ясон (это было греческое имя, которое он принял) смог оставаться на своем посту с 175 г. до н. э. до 172 г. до н. э.

Однако, пока Антиох проводил кампанию в Египте, одной из еврейских группировок удалось свергнуть Ясона, отправив его в изгнание. Другие источники говорят, что Антиох организовал смену первосвященника, потому что его преемник Менелай обещал больше дани и ускорить процесс эллинизации. Антиох требовал все больше и больше денег для оплаты своих войн. Многие евреи уже считали Первосвященство слишком скомпрометированным, чтобы сохранить свое уважение. Ясон вступил в союз с антиэллинскими евреями и при их поддержке смог вновь занять этот пост в 168 году до н. э., после изгнания войск Антиоха. На самом деле это было восстание против Антиоха, который смог быстро отреагировать.

В 168 году до н. э. или в 169 году до н. э. Антиох пришел в Иерусалим, убил Ясона (последнего из первосвященников Садокитов) и посвятил храм Зевсу, воздвигнув на алтаре изображение Зевса в его собственном подобии, а также, согласно некоторым источникам, принес в жертву свинью в храме. Это известно евреям как “великое осквернение” или “мерзость осквернения” (от Даниила 11: 31 и 12: 11). Священные сокровища храма, включая “золотые подсвечники и золотой алтарь”, были ограблены. Копии Торы были уничтожены, как и здания. Он восстановил старый город Давида как крепость Селевкидов, доминирующую над остальной частью города. Источники путаются в том, когда именно произошло осквернение. Менелай был восстановлен в Первосвященстве. У большинства источников пишется что, Антиох посещал Иерусалим дважды, возможно, в 166 году до н. э. и в 169 году до н. э. Иосиф Флавий описывает его как грабителя в обоих случаях.

Еврейское восстание

Восстание началось в 165 году до н. э., когда Мататиас, священник, впервые убил своего собрата-священника, которому греческий чиновник приказал совершить языческое жертвоприношение в храме. Маттафия бежал из Иерусалима со своими пятью сыновьями (известными как Маккавеи), где вместе со многими благочестивыми иудеями-хасидами, он начал партизанскую войну против Селевкидов. Война с Деметрием I продолжалась до 164 года до н. э., когда Иерусалим был взят, храм восстановлен и была достигнута квази-независимость под защитой Рима.

Антиох IV (3)

Поначалу Деметрий не воспринял восстание всерьез и послал против Маккавеев небольшой отряд. Затем, когда эта сила была разбита, он послал гораздо большее войско. Которое было так-же побеждено. Праздник Хануки знаменует собой повторное посвящение и восстановление храма, а также победу Маккавеев во главе с сыном Маттафии, Иудой Маккавеем. В то же самое время Димитрий боролся с восстанием Александра Баласа (150 – 146 до н. э.), который утверждал, что он сын Антиоха IV, и поддерживался Маккавеями, египтянами и Пергамом. Деметрий сменил Антиоха на посту правителя того, что осталось от империи. Описанный как ленивый и пристрастившийся к алкоголю, Димитрий был убит во время битвы с Баласом (1 Макк 10:1-53).

К 142 году до н. э. независимость евреев под властью царей-жрецов дома Хасмонеев (или Маккавеев) была признана. Хотя в скором времени не осталось ни одного государства, которое могло бы не прислушиваться к воле Рима.

 


ред. shtorm777.ru