Магия Кроули или человек ходивший над пропастью
Английский поэт, драматург, сценарист, художник, альпинист, путешественник и… маг, который называл себя аутентичным консервативным революционером. Сын пивовара, которому было суждено вселять любовь в одних, ужас и отвращение — в других, человек, которого даже родная мать считала исчадием ада, самим Антихристом. Алистер Кроули бросал вызов обществу, сотрясая основы современного ему пуританского мира. Он странствовал по свету, меняя будто перчатки любовников и любовниц — и нигде не находил пристанища. Этот человек, как видно, просто умудрился родиться не в том месте и не в то время: он вполне органично вписался бы в среду хиппи. Кроули, объявивший себя великим поэтом и магом, на протяжении всей жизни ходил над пропастью и остался верен сам себе даже после смерти…
Алистер Кроули был бы весьма доволен, если бы узнал, что интерес к его персоне со временем не только не угас, но и обострился. О безумном маге пишут в газетах и книгах, создают научные работы; о достоинствах и недостатках его поэзии спорят филологи; исследователи оккультизма со старанием пытаются (как правило — безуспешно) разобраться в ворохе историй о Кроули. Что же касается любопытных, то им не дает покоя дурная слава мага. Под явным влиянием Алистера Кроули находились Соммерсет Моэм, Адольф Гитлер, Йейтс, в наше время это же можно сказать о Пауло Коэльо, Мике Джаггере, Дэвиде Боуи, Оззи Осборне, членах группы «Лед Зепеллин» и других. Идеями Алистера Кроули интересовались Тельман, Троцкий, Муссолини, Ленин, Черчилль. Примечательно, что и в наши дни существует довольно много знаменитостей, объявивших себя последователями этого невероятного безумца. Сам Алистер только потирал бы руки: все же он не зря старательно выстраивал себе репутацию самой отвратительной личности столетия; будь он праведник, то навряд ли удостоился бы такой шумной и «живучей» славы…
В своих произведениях Алистер Кроули утверждал идею, что человек является Богом, который не знает себя, и что только магическая практика дает возможность реализовать это состояние. Задачу своего существования он видел в том, чтобы «изложить методы, с помощью которых человек может обрести божественность». Высшим же и окончательным ритуалом маг считал… союз с Богом, который представлял для него не что иное, как состояние сознания. Достичь его, по словам этого безумного гения, можно было, только открыв в себе сознание «всего многообразия персональностей и объединив его в своем «Я». В общем же этот англичанин верил в построение общества безграничной свободы, главный принцип которого звучит так: «Делай, что ты хочешь, — и это будет твоим законом». Согласно «Конституции» от Кроули, законом и счастьем мира становился закон силы: «Человек имеет право убить того, кто препятствует ему осуществлять свои права…» В новом мире не оставалось места для кланов, семей или государств; существовать могли только господин и раб, благородный и подлый, одинокий волк и стадо. По мнению мага, пророками нового общества выступали Ницше и Гобино.
Родился Эдвард Алистер Кроули 12 октября 1875 года в маленьком английском городке Лемингтон-Спа (графство Уорвиксшир), находящемуся неподалеку от Стратфорда-на-Эйвоне — родины Шекспира. Кроули не раз говорил, что этой местности явно повезло: это же надо, тут родились сразу два величайших поэта современности! (Следует заметить, что заниженной самооценкой маг не страдал; в гроб его уложила тоже совсем не скромность…) Собственно, лишь данные о детстве Кроули и, пожалуй, дата его смерти не оставляют сомнений. Все остальное настолько опутано ложью, что с уверенностью нельзя сказать ни об одном событии. Великий мистификатор, Кроули с упоением любил сочинять страшные и отвратительные сказки о самом себе, которые причудливо искажали действительность и были полны преувеличений. Но порой перед действительностью меркли даже самые поразительные мифы…
Знаете, на примере Алистера можно увидеть, насколько правы психологи, которые утверждают, что первопричины практически всех отклонений у взрослого человека надо искать в его детстве. Родители Кроули были фанатиками, членами экстремистской протестантской секты «Плимутское братство», и вся жизнь в доме проходила по строжайшим пуританским законам. Отец будущего мага, Эдвард Кроули, являлся преуспевающим богатым пивоваром, но одновременно он выполнял обязанности проповедника. Как итог, мальчик рос под постоянным моральным «прессом»; за каждый проступок его серьезно наказывали, родственники старательно подавляли ребенка, пугали его «карой свыше», а мать постоянно срывалась на крик, обзывая сына Зверем и Антихристом… Будущий маг получил библейское образование, но… родители сумели только внушить ребенку крайнюю неприязнь к собственной вере. В школе он, кстати, несмотря на все старания родственников, числился отпетым хулиганом.
Когда Алистеру исполнилось двенадцать лет, его отец умер. Теперь в семье всем заправляла мать — властная и скандальная женщина, полагавшая, что все, кроме «Плимутских братьев», безнадежно погрязли в грехе. Тем не менее, строгая мать уже не могла уследить за сыном, который старательно пытался вырваться на волю. Уже в то время он решил строить свою жизнь, опираясь на принцип свободы природных инстинктов, в особенности одного из них. Так сказать, «основного инстинкта», на котором построил свою революционную теорию Зигмунд Фрейд. Так что в четырнадцать лет Алистер умудрился соблазнить молоденькую служанку матери, и с того времени для него началась череда сексуальных похождений, окончившаяся только со смертью мага.
1891 год, 5 ноября — произошел случай, который пробудил необычные способности неуправляемого юноши. В указанный день, вечером, добропорядочные англичане празднуют подавление «порохового заговора» Гая Фокса, и Алистер тоже решил запустить фейерверк. Но тот взорвался в руках Кроули… На протяжении четырех суток он не приходил в сознание; все это время юноша… летел к какому-то светлому пятну, по пути проскальзывая сквозь щиты с рекламой отцовского пива. С того времени Алистер начал серьезно интересоваться оккультизмом. А поскольку в год его рождения ушел из жизни «отец оккультизма», знаменитый французский мистик Элифас Леви, Алистер убедил себя, будто он является очередным воплощением Леви, который, в свою очередь, был воплощением Калиостро и Папы Римского Александра IV Борджиа.
Через год Кроули отправили в частную привилегированную школу для мальчиков в Малверне. 1895 год – Алистер поступил в престижный Тринити-колледж в Кембриджском университете. Внушительное состояние позволяло ему существовать иначе, чем простые студенты. В частности, будущий маг серьезно занимался шахматами (он даже числился среди «надежд» своего поколения), совершал далекие путешествия, за свой счет публиковал стихи в роскошных журналах, «болел» альпинизмом. На протяжении последующих четырех лет он каждое лето отправлялся в Швейцарские Альпы — на покорение очередной вершины. Во время одной из экспедиций Кроули познакомился с алхимиком Джорджем Сесилем Джонсом, членом «Герметического ордена Золотой Зари». «Орден» являлся оккультным обществом, члены которого усиленно изучали магию, каббалу, алхимию, таро, астрологию. 1898 год, 18 октября — Алистер, который только что закончил колледж, вступил в «Золотую Зарю», наконец-то найдя свое место в жизни.
Первый мистический опыт Кроули пережил в том же году во время визита в Стокгольм. «Во мне проснулось знание того, что я вовлечен в магические намерения становящейся сознательной и требующей удовлетворения части моей натуры, которая до того момента была, по существу, скрыта от меня. Это был опыт ужаса и боли, сочетавшийся с определенным душевным дискомфортом, и, в то же время, он представлял собой ключ к наиболее чистому и святому духовному экстазу, какой только возможен», — писал он. 1898 год — Алистер Кроули выпускает и свой первый сборник стихотворений: «Акелдама, или Место, где похоронены чужие». Тогда же маг вступил в гомосексуальные отношения с одним из своих знакомых. Нет, Алистер не любил своего партнера по сексу. Просто, по его словам, маг хотел «испытать новый острейший грех». Что ж, бросать вызов обществу стало для Кроули манией, и этот способ был для него ничуть не хуже других… К тому же, уже тогда «подсевший» на наркотики молодой человек (впоследствии он регулярно использовал морфин, мескалин, хлороформ, гашиш, кокаин и героин) стал считать секс всего только одним из видов «дури». Впредь секс, садизм, алкоголь и наркотики будут сопровождать его на протяжении всей жизни.
1899 год — алистер Кроули познакомился с главой ордена «Золотой Зари» Мак-Грегором Матерсом. Кроули решил уехать из Лондона и облюбовал для себя север Шотландии, где купил большой дом на берегу знаменитого озера Лох-Несс. Там Алистер оборудовал Черный и Белый храмы, в которых вместе с Сесилем Джонсом проводил различные ритуалы по книге мага Абра-Мелина. Кроули горел желанием вызвать философа, исцелителя болезней и повелителя 50 адских легионов — демона Буэра. И, по словам свидетелей, это ему в конце концов удалось. Мол, с тех времен в Лох-Нессе и появилось невероятное чудовище, которое является не чем иным, как вызванным магом демоном…
1899 (1900?) год — Алистер, возможно, на короткое время вступил в одну из общин Джорджа Пикингилла в графстве Эссекс. По крайней мере, так гласит одно из преданий ведьм. Есть неподтвержденная информация, что в 1899-м он был посвящен в Норфолке в ведьмовской ковен (один из 9 ковенов, созданных в Британии примерно за полвека до этого известным колдуном Джоржем Пикингиллом). Но в скором времени Алистер порвал с ведьмами. Он, мол, не хотел быть «в подчинении у женщин». Но есть и другая версия: верховная жрица, обвинившая мага в «сексуальных извращениях», попросту изгнала любвеобильного новичка из ковена.
1900 год — в «Золотой заре» случился раскол. Алистер Кроули, успевший получить в первом (внешнем) ордене все степени посвящения, уехал в Париж, где при помощи Матерса стал членом второго ордена — «Красной Розы и Золотого Креста». Кроули понадобилось немного времени, чтобы и тут быстро подняться по иерархической лестнице и стать масоном высшей, 33-й степени. Но члены «Золотой Зари», находившиеся в конфликте с Матерсом, отказались признать законность этого посвящения. Алистер, обозлившись, порвал с орденом и уехал в Мексику. Его жизнь как и прежде была крайне насыщенной: эксперименты с магическим кристаллом сменила енохианская магия, за ней последовало создание ритуала самоинициации и присвоение себе магом степени Главного Адепта.
Последующие годы Кроули много путешествовал. В особенности часто он бывал в Индии и Мексике, после чего увлекся йогой и другими индийскими учениями, очень интересовался историей и магическими практиками индейцев. Кроули также принял участие в экспедиции в Каракорум. 1902 год – Кроули добрался и до Цейлона: ему хотелось практиковать йогу под руководством Аллана Беннета (впоследствии буддистского монаха школы ваджраяны). Там же маг увлекся практиками Дхьяны — работы с сознанием, медитацией на умозрительные объекты, заканчивающейся экстазом. Еще раз навестив Беннета (на сей раз в Бирме), Алистер вернулся в Париж. Там судьба свела его с интереснейшим человеком, писателем Соммерсетом Моэмом. Примечательно, что Алистер остался запечатленным в одном из романов Моэма — «Маг» — под именем Оливера Хаддо. Кроме того, Кроули стал сотрудничать с Роденом и даже организовал ему поездку в Рим.
1903 год — маг, вернувшись в Шотландию, основал свой издательский дом «Общество по распространению религиозной правды», завершил книгу «Подснежники из сада викария» и в августе того же года женился. Его супругой стала Роуз Келли, сестра художника Джеральда Келли, впоследствии занявшего должность президента Королевской академии искусств.
Во время свадебного путешествия молодожены побывали в Париже, Неаполе, Каире, Индии, на Кипре. Там, если верить рассказам самого мага, в 1904 году Роуз (она уже была беременной) неожиданно сказала, что должна выступить посредником между Алистером и его Хранителем (Айвазом). 8 — 10 апреля женщина якобы… надиктовала мужу текст, впоследствии превратившийся в основную работу Алистера Кроули — «Книгу Закона», которая состояла из трех глав и 220 стихов. В этой работе присутствовали и ницшеанские пассажи, и чувственный мистицизм, и темная метафизика, и четкие ритуальные указания. Начиная с лета 1909-го, Алистер интерпретировал их в качестве «евангелия» новой гностической и мессианской религии — телемизма. Она основывалась на вере в эволюцию человечества в ходе особых эпох — эонов. Первым был эон Изиды, эра матриархальных обществ и языческих богов, затем эон Осириса, эпоха богов умирающих, а с апреля 1904 года наступил эон Гора, бога экстаза и насилия, огня и жара. Приблизительно через 2 000 лет, по утверждению мага, должен наступить эон Маат. Правда, сам маг не особо верил в реальное существование этих богов, но… Нужно же держать марку! Тем более что, заботясь о популяризации своей идеи, Кроули превращался в пророка новой системы мысли, очень похожей на религию: со своими ритуалами, праздниками, особым пантеоном, миссионерами.
Тогда же он закончил «Аргонавтов», «Книгу магии царя Соломона» и, едва успев перевести дух, снова сорвался с места, поехав сначала в Гималаи (там маг, кстати, спокойно бросил попавших в беду компаньонов), а затем в путешествие по Китаю.
В 1905–1906 годах Кроули жил в Париже; отношения его с Матерсом ухудшались с каждым днем. Вскоре они окончательно рассорились. Оккультисты и члены мистических орденов всерьез считали, что между Кроули и Матерсом произошла самая настоящая магическая «разборка». Противники якобы натравили друг на друга орды нечисти — от вампиров до Вельзевула с его 49 помощниками. Кроули, мол, сам решил встать во главе общества, что не могло понравиться Матерсу. В тот раз Алистер проиграл: он остался жив, но был исключен из «Золотой Зари». Когда же в 1918 году Матерс внезапно скончался, оккультисты объявили его смерть делом рук Кроули.
Это не помешало Алистеру закончить «Оракула» и «Орфея», после чего снова рвануть в Гималаи — покорять третью в мире по высоте вершину, гору Канченджанга. Кроме того, в тот же период он познакомился с Джоном Фредериком Чарлзом Фуллером, автором первой опубликованной работы о самом Алистере Кроули («Звезда Запада»). А затем вместе со своим очередным учеником, лордом Танкервилем, он посетил Марокко.
В Англию маг попал только в 1906 году; на родине он (вместе с Сесилом Джонсом) основал новый магический орден: «Орден Серебряной Звезды» и написал свое новое произведение — «Книгу 777». Кроме того, он занялся изданием журнала «Равноденствие». Правда, в свет вышло только десять его номеров — магу надоело возиться с периодикой. 1910 год — с ним связался глава основанной в Германии организации «Орден восточных тамплиеров», Теодор Ройс. Его группа утверждала, что открыла высшие секреты практической магии. Алистер спешно порвал с Джонсом и стал членом организации Ройса. При этом он снова стал активно путешествовать; новым его увлечением оказались занятия практической магией в Сахаре. В 1913 году он, кстати, с хором девушек «Реггид регтайм герслз» побывал и в Москве, где написал «Город Бога», «Гностическую мессу» и «Книгу Лжей». Приблизительно в то же время Кроули был назначен руководителем британской ветви ордена.
Когда началась Первая мировая война, маг находился в Швейцарии. Вскоре он перебрался в Америку: Кроули интересовала астрология, и он довольно продолжительное время сотрудничал с известным специалистом в этой области Эванджелиной Адамс. В США Кроули, не долго думая, сам себя посвятил в девятую, предпоследнюю степень посвящения ордена «Золотой Зари» и объявил, что теперь является магом, пророком Нового зона.
С супругой маг расстался уже давно. Роуз, и без того неуравновешенная (можно сказать, истеричка), пристрастилась к алкоголю и потихоньку спивалась. 1911 год — она вообще лишилась рассудка. Но маг не особенно переживал по этому поводу: к жене он давно охладел, а в любовниках и любовницах недостатка не испытывал никогда. Но для восстановления душевного равновесия отправился в путешествие по Сахаре (в Южный Алжир) вместе со своим почитателем, переводчиком Виктором Нойбергом. Спутник и некоторые знакомые Алистера уверяли, что в пустыне магу удалось вызвать демона Хорзона. Это дало Кроули возможность принять степень мастера Храма. В январе — феврале 1914 года маг совместно с Нойбергом проводил магические ритуалы вызывания богов (Юпитера и Меркурия), включавшие в себя и гомосексуальный обряд.
Кстати, получив развод, маг довольно быстро нашел Роуз замену. Его второй женой в 1918 году стала бывшая школьная учительница Лия Хирсиг. Молодожены перебрались на Сицилию, где в городке Чуфалу Кроули основал «Телемское аббатство». Теперь у скандально известного мага было все: дом, любящая жена, ребенок, друзья. Жизнь свою Кроули наконец устроил так, как всегда хотел. Да, он сделал своей любовницей няню, и Лия временами закатывала мужу безобразные пьяные скандалы, но чаще обе женщины с удовольствием принимали участие в сексуальных ритуалах мага. А он, тем временем, закончив книгу «Алеф», увлекся живописью, расписав все стены в доме по собственному усмотрению. Так, в детской «проживали» разные виды нечисти и совокупляющихся монстров, а в кабинете Алистера Кроули все стены покрывали рисунки, по сравнению с которыми и «Камасутра», и обычные порнографические картинки казались верхом пуританства.
Когда в 1921 году скончался глава «Ордена восточных тамплиеров», Алистер прибег к уже проверенной тактике: быстренько посвятив себя в высшую магическую степень («Совершеннейший»), он занял место Ройса и быстро добился независимости своей организации от свободных каменщиков.
Через два года Кроули пришлось спешно покинуть Италию, поскольку правительство Муссолини посчитало необходимым убрать чокнутого мага подальше. Причиной высылки стала кампания против Кроули, поднятая в британской и итальянской прессе женой умершего ученика мага Рауля Лавдея. Пришлось оккультисту снова пуститься в странствия. Тем временем его второй брак начал трещать по всем швам и тоже распался. Маг снова предпринял попытку наладить личную жизнь, и снова неудачно: его третий брак быстро приказал долго жить. Однако Кроули не унывал, и в августе 1929-го, после выхода в свет книги «Магия в теории и практике», женился на никарагуанке Марии Терезе Феррари де Мирамар. К слову: из шести детей мага от разных жен в живых остались только двое (судьба их неизвестна).
До начала Второй мировой войны маг прожил «на чемоданах», слоняясь из страны в страну. Нельзя сказать, чтобы власти Португалии, Германии или Северной Африки радовались появлению скандалиста, но он каждый раз успевал уехать до того момента, как его готовы были попросить покинуть страну. Только во Франции Кроули чересчур уж задержался; в 1929 году его попросту выдворили из страны и попросили там больше не появляться. Между делом оккультист сумел написать еще две книги: «Равноденствие богов» и «Восемь лекций по йоге». Кроме того, в 1930 году были опубликованы первые два тома его «Исповеди». Что касается нацизма, то маг воспринимал это учение с энтузиазмом только поначалу, восхищаясь «здравомыслием его программы». После того как Муссолини пошел на сближение с Ватиканом, Кроули тут же объявил себя убежденным антифашистом и начал ниспровергать дуче и его приспешников.
1934 год – Кроули возбудил иск против своей бывшей любовницы, писательницы Нины Хамнет. Алистеру не понравилось упоминание в автобиографической книге женщины о том, что он занимался в Чефалу черной магией. Спустя год Фемида вынесла свой вердикт не в пользу мага, после чего скандалист был объявлен банкротом.
Только в начале 40-х Кроули снова оказался на родине. Там в 1944 году он вместе с художницей Фридой Харрис создал свое оформление карт Таро и опубликовал «Книгу Тота». Но пик творческого расцвета Кроули уже давно миновал, да и здоровье его оставляло желать лучшего. В 1945-м он покинул Лондон и обосновался в Гастингсе, в частном пансионе «Незервуд», где закончил «Магию без слез». В последующие два года престарелый оккультист обучал колдовским ритуалам английского последователя ремесла ведьм Джеральда Гарднера и создавал третью антологию стихов — «Оллу».
1947 год, 1 декабря — в Гастингсе Алистер Кроули, который последнюю четверть жизни был законченным алкоголиком и наркоманом, ушел из жизни и, согласно его воле, 5 декабря был кремирован. По официальным документам, причиной его смерти был обычный бронхит. Но существуют и другие, более правдоподобные версии. Согласно наиболее распространенной из них, самого скандального человека эпохи убила… простая передозировка героина. Вот только была ли она случайной или предумышленной, сказать не может никто.
Даже в смерти этот англичанин оставался величайшим циником и сотрясателем общественных устоев: на его похоронах читались «Молитвы и гимны» из «Гностической мессы» и избранные места из «Книги Закона», носившие явный фаллический характер. После столь «нетрадиционной» панихиды городской совет Брайтона постановил: впредь повторений подобного не допускать…
Владимир Сядро, Валентина Скляренко
ред. shtorm777.ru