Исчезновение звена 19

Тайна исчезновения звена №19

Впервые словосочетание «Бермудский треугольник» стало встречаться в мировых СМИ после «мистической» гибели в 1945 г. шести самолетов американских военно-морских сил в районе, расположенном в западной части Атлантического океана между полуостровом Флорида и Бермудскими островами…

«Звено 19» — начало легенды

1945 год, 5 декабря — было обычным днем для ВВС США, базирующихся на базе Форт-Лодердейл (штат Флорида). Тогда там на службе находилось большое количество опытных пилотов, потому разные «неполадки» в воздухе происходили сравнительно редко. Кроме этого, они не приводили к «трагическим последствиям».

5 американских самолетов-торпедоносцев ТМВ-3 «Эвенджер» («Мстители») с 5-ю офицерами и 9-ю членами экипажей взлетели в тот день с базы в 14.10 по местному времени («Эвенджер» был трехместным самолетом, а лететь должны были 15 чел.) Перед этим тренировочным полетом боевые летчики шутили и веселились. Но один из них почувствовал на душе что-то неладное и остался на земле. Как выяснилось в последствии это, спасло ему жизнь…


Перед полетом, как обычно, все самолеты прошли тщательный осмотр, а их баки были заправлены на 5,5 часов полета, то есть полным запасом горючего. Все приборы и навигационное оборудование было исправно. Командовал звеном «Флайт N 19» («Полет N 19») лейтенант Чарлз Тэйлор – опытный летчик, проведший за штурвалом в воздухе больше 2500 часов.

Цель полета, начавшегося при идеальных погодных условиях, была не очень сложная: самолетам нужно было выйти прямым курсом на Чикен Шоал, находившийся примерно, на расстоянии около 1000 миль и располагавшийся несколько северней острова Бимини. Расчетная продолжительность полета составляла 2 ч. Учебный полет: 256 км на восток, 64 – на север, к Бермудам, и обратно. Ничего необычного…

Взлетев летчики взяли курс на восток, потом повернули на север и, достигнув цели полета и проведя учебное бомбометание, примерно в 15.30-15.40 повернули обратно на юго-запад. А спустя несколько минут в 15.45 от командира группы Ч. Тэйлора на базу поступила странная радиограмма: «У нас аварийная обстановка! Наверно, сбились с курса. Мы не видим земли, повторяю, мы не видим земли. Все смешалось. Даже море выглядит как-то необычно…»

Диспетчер авиабазы Форт-Лодердейл тут же послал запрос о координатах звена. Полученный ответ очень озадачил всех присутствовавших офицеров: «Мы не можем определить своего местоположения. Мы не знаем, где сейчас находимся. Мы, кажется, заблудились…»

Казалось, что в микрофон говорил не опытный Тэйлор, а растерявшийся новичок, не имевший ни малейшего представления о полетах над морем. Потом в 16.45 на контрольном пункте услыхали, как командир звена говорит о том, что они, по-видимому, пролетели над островом Флорида-Кис (в Мексиканском заливе) или южней и пытаются повернуть, чтобы попасть на базу Форт-Лодердейл. Дикий бред какой-то – на небе ни облачка, впереди солнце…

На авиабазе «примерным» координатам лейтенанта Тэйлора не поверили и решили, что самолеты застряли где-то над Багамами. В данной ситуации представители базы приняли единственно правильное решение и безапелляционно посоветовали держать курс на запад, на заходящее солнце.

Исчезновение звена 19-1

После чего связь с самолетом стала быстро ухудшаться, персонал береговой радиостанции слышал разговоры только пилотов между собой. Выяснилось, что летчики будто ослепли. Они не видели даже солнца и были охвачены паникой. За бортом наблюдался сильный ветер, все компасы – и магнитные и гироскопические – видимо, вышли из строя, потому как их стрелки «плясали как сумасшедшие» и показывали разные направления. Горючее заканчивалось…

Сообщение о том, что 5 опытных экипажей заблудились и терпят бедствие, было по крайней мере странным. В особенности усилилось беспокойство на базе, когда Тэйлор неожиданно передал командование капитану А. Стиверу, который взволнованным голосом, звучавшим иногда даже истерично и бессвязно, сообщил о полной потере ориентации. В скором времени связь прервалась… О самых последних словах Тэйлора до сих пор идут споры. Радиолюбители смогли расслышать: «Похоже, что мы вроде… Нас обволакивает белая вода. Мы заблудились…»

Немедля была объявлена тревога, и с авиабазы Банана-Ривер на помощь группе вылетел поисковый гидросамолет «Мартин Маринер», имевший на борту 13 человек и полный комплект спасательного оборудования. Его экипаж успел передать на базу, что на высоте 1800 метров очень сильный ветер. Но через какое-то время связь и с этим самолетом прервалась, после чего он также исчез навсегда. Нужно, правда, сказать, что этот тип самолета сами летчики именовали «летающей цистерной», потому как из-за постоянной утечки паров бензина даже от небольшой искорки они взрывались чаще, чем взлетали…

Следующим утром после сенсационного исчезновения – теперь уже 6-ти военных самолетов – началась спасательная операция, в которой участвовали больше 300 военных самолетов, эсминцы, подводные лодки, корабли береговой охраны, катера, а также многочисленные частные самолеты и яхты.

В течении многих дней, от рассвета и до сумерек, пилоты летали на высоте около 100 метров над Западной Атлантикой, Мексиканским заливом, полуостровом Флорида и многочисленными мелкими островами, проведя в воздухе больше 4100 часов. Поиски оказались безуспешными: не было найдено ни одного предмета или знака, свидетельствовавшего о разыгравшейся здесь катастрофе.

Вопросов больше чем ответов

На базе Форт-Лодердейл царила растерянность… Куда в таком ограниченном районе могли бесследно исчезнуть 6 самолетов с 27 летчиками на борту? Куда делась летающая лодка «Мартин Маринер», которая и с пустыми баками могла остаться на плаву сколь угодно долго? Почему море показалось летчикам странным, а солнца они не видели? Почему показания всех компасов были ошибочными? Почему не удалось обнаружить никаких следов катастрофы?.. Вопросы… Вопросы… Вопросы…

Кто виноват?

В Форт-Лодердейле был отдан под суд офицер, отвечавший за проверку приборов самолетов перед вылетом, который, как выяснили, проводил ее в строгом соответствии с инструкциями. В этой связи кажется странным, что в то же самое время не обратили особого внимания на тот факт, что утром 5 декабря 1945 г. состоялся еще один необычный тренировочный полет, к счастью, закончившийся благополучно. Пилот, совершивший его, тоже сообщал о временном выходе компасов из строя и своей вынужденной посадке в 80 км от базы.

Обстоятельства гибели 6-ти самолетов выяснить не удалось, комиссия, анализировавшая причины катастрофы, смогла только заключить: «Мы не можем даже приблизительно сообщить, что могло произойти».

Исчезновение звена 19-2

Версии произошедшего

Некоторые специалисты считают, что вышеизложенная версия происшедших событий неверна. Во-первых, нельзя говорить о пилотах и экипажах пропавших самолетов как об «опытных летчиках», утверждают они. Наоборот, все они, кроме командира звена Тэйлора, который растерялся в полете, были стажерами. Отказ обоих компасов в самолете командира звена стал для него и его ведомых роковым. Паники не возникло, но бомбардировщики начали, блуждать, утратив ориентировку, а потом у них закончился бензин. Хотя море было неспокойное, а пилоты – неопытными, им пришлось пойти на вынужденную посадку на воду. Это очень опасная мера, тем более при сильном тумане. О гибели самолетов можно было лишь гадать.

Во-вторых, рассказ о переговорах с Тэйлором (на нем версия и основана) выдуман. Его странного первого сообщения вообще не было. Ни одна из радиостанций, имевших связь с самолетами, не зафиксировала ничего подобного, ни один из людей, находившихся тем днем на аэродроме и слышавших Тэйлора во время выхода на связь, не припомнил ничего похожего, и даже высший военный авторитет, коммодор М. Виршинг, на которого ссылаются в данном случае, полностью отрицает, что он когда-то слышал или говорил что-то подобное.

А бесследное исчезновение «Мартина Маринера», направленного на поиски, тоже не таит в себе ничего таинственного. На этой не совсем удачной модели летающей лодки в кабину часто проникали бензиновые пары из подтекающих бензопроводов. В связи с этим малейшая искра могла в любой момент вызвать взрыв. Видимо, взрывоопасные пары и были причиной гибели самолета. Во всяком случае взрыв в небе, который наблюдался с одного из танкеров в день катастрофы около 19 ч. 30 мин., был отмечен как раз в том месте, где, по расчетам, и должен был находиться незадачливый «Мартин Маринер».

Слухи, мифы

Естественно, что в такого рода ситуации выше изложенные события быстро начали обрастать подробностями и свидетельствами очевидцев, которые придали катастрофе поистине мифический характер. Так, спустя 2 часа после того, как в самолетах кончилось горючее, якобы были услышаны позывные командира группы, которые постепенно затихали, как бы удаляясь.

Наконец, по свидетельству репортера и писателя А. Форда, в 1974 г., то есть через 29 лет (!?), один радиолюбитель сообщил, что якобы последними словами командира звена Тэйлора были такие: «Не следуйте за мной… Они выглядят, как выходцы из Вселенной…»

Итак, лейтенант Тэйлор якобы по радио передал, что его кто-то преследует «из другого пространства». Впрочем, эту фразу наверняка придумали или интерпретировали позднее, потому как до 1948 г. люди почти наверняка употребили бы в подобной ситуации выражение «выходцы с Марса». Как бы там ни было, но ведь все-таки разумного объяснения причин обсуждаемой катастрофы так и не было.

Прошли десятилетия

А спустя 42 г., по сообщению информационного агентства ЮПИ, приподнять завесу тайны исчезновения самолетов «Эвенджер» попытались американские исследователи. Группа подводников обнаружила к западу от Ки-Уэст, на дне Мексиканского залива (?!), обломки самолета данного типа постройки 1940-х годов.

Самолет был найден на значительном расстоянии от того района, в котором в 1945 г. велись поиски. При помощи специального оборудования обломки были подняты на поверхность и доставлены в Ки-Уэст для изучения. Потому как информации о результатах исследований не последовало, можно предположить, что это был, видимо, какой-то другой самолет, не имеющий отношения к эскадрилье из пяти «Эвенджеров», погибших 5 декабря 1945 г.

Только через 46 лет, по сообщению сотрудника агентства Би-Би-Си Тома Карвена, прозвучавшему в эфире осенью 1991 г., начали выясняться кое-какие подробности этой таинственной истории, явившейся, в определенной степени, «краеугольным камнем» в возникновении легенды о Бермудском треугольнике. «Пожалуй, больше любого другого происшествия исчезновение самолетов „Звена N 19“ и привело к возникновению легенды Бермудского треугольника…» – заявил Т. Карвен.

Исчезновение звена 19-3

Найдены остатки 5-ти самолетов

Но суть его выступления была в другом… Нью-йоркская фирма «Си-Си-Пи» заявила, что берет на себя обязательство в самом ближайшеи времени раскрыть тайну Бермудского треугольника. А обстоятельства этого дела складывались следующим образом…

Экипаж судна «Дип Си», принадлежавшего фирме «Си-Си-Пи», вел поиск затонувшего испанского галиона, перевозившего сокровища из колонии в Европу, и при помощи карликовой субмарины, снабженной сонарами и телекамерами, исследовал морское дно у берегов Флориды. В 15 км от берега на глубине 230 м. были найдены остатки 5-ти самолетов. Подводный археолог этой фирмы констатировал: «Четыре самолета лежат на дне неповрежденными, у пятого сломано хвостовое оперение. Они находятся на расстоянии 100 метров друг от друга. На самолетах сохранились опознавательные знаки, и ясно, что они вылетели с базы во Флориде. Судя по всему, они спикировали в океан…»

Пятый ведущий самолет, кстати, с номером «28», который был у самолета Тэйлора, находился в миле от указанной «четверки». Невольно здесь вспоминаются якобы последние слова лейтенанта Тэйлора о том, чтобы за ним не следовали, потому как кто-то преследует его и выглядят они как…

Немедля были подняты архивы. Их изучение показало, что за все время в Атлантическом океане потерпели катастрофу 139 самолетов «Эвенджер». Но группа из пяти самолетов пропадала только однажды, а именно: в декабре 1945 г. Правда, тут же была выдвинута версия о «падении» в воду 5-ти самолетов с борта соответствующего авианосца? Но последовавшее фотографирование «Эвенджеров» подтвердило, что они садились на воду сами: у них были загнуты лопасти пропеллеров и открыты фонари кабин. Останков летчиков в кабинах не оказалось.

Все это свидетельствовало о том, что обнаружено именно звено N 19, тем более что на 2-х бортах были надписи «FT», так обозначались самолеты, базировавшиеся на авиабазе Форт-Лодердейл.

Следует отметить, что авиабаза Форт-Лодердейл пыталась отгородиться от этой находки, но фирма «Си-Си-Пи» не желала выпустить из своих рук пальму первенства в раскрытии тайны Бермудского треугольника.

По сообщениям американского журнала «Тайм», фирма «Си-Си-Пи» и соответствующие военные службы США собирались поднять остатки самолетов, чтобы установить причину трагедии. Для этих работ было выделено 150 тыс. $, обломки самолетов лежали на относительно небольшой глубине, и достать их было не так уж сложно.

После этих сообщений некоторые ученые и исследователи начали утверждать, что загадка пропавших самолетов разгадана и что, следовательно, пришел конец и самой легенде о Бермудском треугольнике. Так, в частности, первооткрыватель подводных «Эвенджеров» некто Д. Хоукс в одном из своих последних интервью сказал: «Мы подплываем на подводном аппарате поближе с тем, чтобы прочесть номера. Уверен, что это они! Мы разгадали величайшую тайну! Но если выясниться, что это не 19-е звено, то это означает, что мы создали новую великую загадку, потому что 5 самолетов не могут так просто собраться на дне океана!..»

Впрочем, в данном случае Хоуксу нужно было все же быть несколько сдержанней. Находка свидетельствовала только о том, что самолеты исчезли не вообще, а упали на морское дно после выработки всех запасов топлива. Кроме этого, никаких сообщений о поднятии самолетов с морского дна не появлялось, и, следовательно, тайна Бермудского треугольника осталась нераскрытой.

 

 


 

А. Войцеховский

ред. shtorm777.ru