Черный принц

В поисках золота «Черного принца»

В ходе Крымской войны в Балаклавской бухте затонул английский паровой фрегат, на котором, по слухам, находилось золото, которое предназначалось для выплаты жалованья союзным войскам. Почти сразу же после заключения мира были начаты поиски «Черного принца», как окрестили этот корабль, официально носивший название «Принц».

Это судно заинтересовало не только европейцев — англичан, немцев, норвежцев, но и американцев. Все их усилия оказались тщетными, потому как примитивная водолазная техника не давала возможности опуститься достаточно глубоко. Только в 1875 г., когда появился водолазный скафандр, во Франции было учреждено акционерное общество с большим капиталом, всерьез взявшееся за поиски «Черного принца».

Работы проводились на огромной по тем временам глубине — почти 40 саженей. Потому даже самые выносливые водолазы могли находиться под водой только несколько минут. И все-же они смогли обследовать дно бухты и все подходы к ней, но фрегат так и не был найден.

Самыми настойчивыми оказались итальянцы, два раза, в 1901 и 1903 гг., снаряжавшие экспедиции в Балаклавскую бухту. При этом возглавил их сам изобретатель глубоководного скафандра Джузеппе Рестуччи. Под его началом водолазы нашли железные корпуса двух судов, однако никаких следов золота не нашли.


Фантастический клад в Балаклаве не давал покоя многим изобретателям, водолазам, инженерам. Министра торговли и промышленности России завалили предложениями относительно подъема золота «Черного принца». Так что царскому правительству приходилось отказывать и своим, и иностранным кладоискателям, ссылаясь на то, что спасательные работы в Балаклавской бухте «стесняют Черноморскую эскадру, базирующуюся в Севастополе».

1922 год — ныряльщик-любитель из Балаклавы достал со дна моря у входа в бухту несколько золотых монет, и в мировой прессе снова начался ажиотаж вокруг «Черного принца». В Советской России им даже заинтересовалось такое серьезное учреждение, как ОГПУ. 1923 год — туда обратился флотский инженер В.С. Языков с предложением достать золотой клад. В марте того же года был организован ЭПРОН — Экспедиция подводных работ особого назначения, поздней снискавшая немалую славу.

Судно Британник

23 декабря «Британник» пошел в свое первое плавание…

Советским инженером Е.Г. Даниленко был создан глубоководный аппарат, который давал возможность осматривать морское дно на глубине 80 саженей. Воздух для экипажа из 3-х человек подавался по резиновому шлангу, а сам аппарат имел «механическую руку», был оборудован прожектором, телефоном и системой аварийного подъема на случай обрыва троса.

В первых числах сентября ЭПРОН начал поисковые работы. Ежедневно с катера спускался аппарат Даниленко, квадрат за квадратом прочесывавший дно Балаклавской бухты. За год было обнаружено множество обломков деревянных судов, но ни одного железного корабля.

1924 год, осень — врач ЭПРОНа К.А. Павловский во время учебных спусков с группой молодых водолазов наткнулся к востоку от входа в бухту на допотопный паровой котел квадратной формы. Неожиданная находка заставила эпроновцев тщательно обследовать этот район. Под обломками скал, обрушившихся с береговых утесов, водолазы обнаружили разбросанные на большой площади останки железного корабля. Однако перед новым годом спуски пришлось прекратить, так как начались жестокие штормы.

К тому времени поиски «Черного принца» уже стоили ЭПРОНу почти 100 000 руб. Встал вопрос: следует ли их продолжать? Тем более что не было достоверных документов, подтверждающих наличие золота на затонувшем фрегате. Запросили советское полпредство в Лондоне. Однако Британское адмиралтейство, сославшись на давность событий, а также на законы, ограничивающие допуск иностранцев к архивам, ничего конкретного не сообщило. В результате продолжение работ признали нецелесообразным.

Но история балаклавского клада на этом не заканчивается. Советское правительство получило предложение поднять золото с «Черного принца» от известной японской водолазной фирмы «Синкай Когноссио Лимитед». Последним в ее «послужном списке» значился английский корабль, затонувший в Средиземном море, с которого водолазы достали ценностей на два миллиона рублей.

Загадки и тайны Антарктиды

Это самое суровое место на Земле: на протяжении всего года температура…

Японская фирма предлагала ЭПРОНу сто 10 000 руб. в качестве оплаты за предварительные работы по обследованию останков железного корабля у входа в Балаклавскую бухту. Поднятое золото должно было делиться между советской и японской стороной в соотношении 60 и 40 %. На этих условиях был заключен договор, и летом 1927 г. «Синкай Когноссио» приступила к подводным работам. За два месяца ее водолазы расчистили от обломков скал и тщательно обследовали дно в месте кораблекрушения. Но нашли всего 4 золотые монеты: английскую, французскую и две турецких.

Перед тем как покинуть Балаклаву, представители японской фирмы заявили, что у входа в бухту в действительности лежит «Черный принц», только они не смогли найти среднюю часть судна. Оставшиеся части корпуса сильно разрушены, причем явно искусственным образом. Это привело их к выводу, что англичане, которые оставались в Балаклаве на протяжении восьми месяцев после кораблекрушения, взорвали «Принца» и подняли бочонки с золотом.

Впрочем, не исключено, что японцы ошиблись и Балаклавская бухта все еще хранит золото «Черного принца».

 

 


 

С. Демкин

ред. shtorm777.ru