Змей-искуситель, Грехопадение

Кто это Змей-искуситель?

В книге Бытия рассказывается о том, как Змей-искуситель смог уговорить Еву вкусить плод с Дерева познания Добра и Зла. Потом женщина дала плод также своему мужу — Адаму. После чего, оба осознали свою наготу и спрятались от Бога.

За поступком последовало наказание: Бог проклял Змея, и обрек ползать на животе и питаться прахом (по одной из версий это могло означать, что прежде змеи имели ноги); женщина — рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина — трудиться в поте лица (см. Первородный грех).

Потом Бог сделал людям одежду и изгнал их из Эдемского сада, опасаясь, чтобы они не получили вечной жизни. Чтобы человек не мог возвратиться и вкусить плодов с Дерева жизни, у входа в Рай поставили херувима с пылающим мечом.


Описание Змея-искусителя

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 1–5).

Итак, причиной Грехопадения человека стал Змей. Однако, возложив ответственность за такое грандиознейшее событие на Змея, Библия тем не менее уделили этому существу сравнительно очень мало внимания. Потому природа Змея остается весьма загадочной. Но кое-какие особенности этого создания возможно все таки попытаться установить при помощи логических размышлений, а так-же исходя из толкований святых Отцов.

Так, по некоторым внешним признакам, к примеру, по своему названию, по принадлежности к животному миру, также по тому, что он наказан Богом ползанием по земле, – Змей, конечно, изображен в Библии обычным представителем пресмыкающихся. Но многие другие из его особенностей, например, такие, как умение говорить, осведомленность о запрете вкушать плод с древа познания, невероятная хитрость и коварство, показывают на то, что Змей – существо разумное. Больше того, он, скорей всего, существо высшего порядка.

Первые Люди на ЗемлеПервородный грехЗа что Каин Авеля убил

Существо духовное

Важное значение для понимания сущности Змея имеют слова из «Откровения» св. Иоанна Богослова:

«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 9).

Скорей всего, этот «древний змий» и уговорил Еву вкусить запретный плод. А так как, прежде чем попасть на Землю, Змей обитал на небесах, он – существо духовное.

Потому, наверно, Змея надо представлять как существо, в котором соединяются в одно целое все его особенности, указанные выше. Святой Иоанн Златоуст об этом единстве сказал:

«Всегда следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману своей завистью, а этим животным воспользовался, как удобным орудием к тому, чтобы, прикрыв обман свой приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом чрез нее и первосозданнаго» (И.Златоуст. Беседы на книгу Бытие. Беседа 16).

«Полевой зверь»

Внимательно прочтя третью главу Бытия можно заметить, что если в строгости следовать категориям современной зоологической науке, то описанный в Библии Змей до того как он искусил Еву, не имеет четко обозначенных признаков пресмыкающегося, и отнесен к этому классу животных исключительно по своему названию. Больше того, согласно «классификации» Бытия, Змей-искуситель имеет отношение к «полевым зверям»:

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3: 1); «проклят ты пред всеми скотами и… всеми зверями» (Быт. 3: 14).

В действительности, если Змей – пресмыкающееся, то почему он два раза упоминается именно со скотами и зверями, да еще перед ними он и проклят?

Изучая текст Шестоднева, мы можем убедится в том, что изначально у Змея было иное, не свойственное змеям, строение, и только по велению Бога обрел характерные для пресмыкающегося внешние особенности. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3: 14).

Змей-искуситель, Грехопадение-1

Так, все приводимые ранее цитаты из Бытия, посвященные Змею, очень ясно показывают, что первоначально он был в близком родстве со «зверями и скотами». Весьма сложно предположить, что пророк Моисей мог спутать «полевого зверя» с рептилией. И святой Иоанн Златоуст тоже говорил, что Змей первоначально был «зверем», и только после того, как его проклял Бог, он стал пресмыкающимся.

Но каким именно он был зверем? – понять невозможно. Это представляет из себя еще одну тайну Шестоднева.

Почему Змей обманул человека?

Не менее интересен вопрос: по какой причине Змей обманул человека? Какие мотивы могли побудить его лишить людей тех благ, которые были предоставлены им Создателем в эдемском саду? Библия об этом умалчивает. Хотя причина, скорей всего, у Змея-искусителя была.

Какими могли быть причины? – понять затруднительно. Ведь на первый взгляд от этого обмана он не получил никакой выгоды. Напротив, его коварство стоило Змею многих потерь. И, прежде всего, его проклял Бог.

Исходя из сказанного выше, трудно верится в то, что самое хитрое существо на земле изменило всю дальнейшую жизнь человечества без всякой для себя пользы. Вероятней всего, спровоцировав изгнание из рая Богом Адама и Евы, Змей-искуситель со временем мог воспользоваться теми самыми благами, которых лишился человек по его наущению. Почему, к примеру, не сделать предположение, что, уговорив первых людей отведать плод от древа познания, сам он вкусил плод от древа жизни, после чего, обрел бессмертие.

Некоторые из толкователей Библии считают, что не сам Всевышний предупреждал Адама и Еву, чтобы они не пробовали плодов от дерева добра и зла, а отправил с этим предостережением Змея. Змей же извратил слова Бога, сказав, чтобы Ева, наоборот, вкусила плоды от древа познания. Глупая женщина так и сделала: при этом не только сама вкусила роковой плод, но и уговорила сделать это Адама…

Добро и зло в человекеГде находится райАд на Земле

Еще вопросы

Однако, кроме мотивов, подтолкнувших Змея на обман, имеются и другие вопросы, относительно этого коварного существа. К примеру, как он мог оказаться в Раю? Или – почему Бог мог позволить Змею соблазнить Еву?

Что до первого вопроса, то ответить на него не сложно, если припомнить, что Змей по классификации Бытия относится к полевым зверям. А в Рай, как известно, были допущены только звери и птицы. И, как и все эти животные, Змей получил свое имя в Раю. По этому поводу св. Ефрем Сирин писал:

«Творец… рабу предоставил наречь имена животных, чтобы помнил он… что сам дал имя змию».

Может быть, ему, как самому «умному» из всех тварей, находящихся в Эдеме, и первому было дано имя?

На второй вопрос ответить так-же не трудно. Дело в том, что Бог, сотворив человека, наделил его правом выбора того или иного пути. Потому он не мог воспрепятствовать Еве сорвать плод с дерева познания. И она, поддавшись на уговоры Змея-искусителя, пошла на нарушение запрета Бога.

 

 


 

А. Бернацкий

shtorm777.ru