Доказательства жизни после жизни

Доказательства жизни после жизни

Детские ОСП (околосмертные переживания)– уникальные свидетельства

• Семилетняя Кейти была найдена в плавательном бассейне; она утонула. Врач-педиатр и исследователь Мелвин Морзе реанимировал ее в отделении неотложной помощи, но Кейти оставалась в глубокой коме – у нее был отек мозга, отсутствовал рвотный рефлекс – и дышала она с помощью аппарата искусственной вентиляции легких. Медики оценивали шансы Кейти на выживание в 10%.

Как ни удивительно, за три дня она абсолютно поправилась.

Когда девочка приехала в больницу чтобы пройти повторный осмотр, она сразу узнала Морзе и сказала матери: «Это он, бородач. Вначале там был высокий доктор без бороды, а после пришел он. Сразу я была в большой комнате, а после меня перевели в комнату поменьше, где мне сделали рентген».

Кейти сообщила и другие подробности, к примеру, как ей в нос вставляли трубку – все рассказанное в точности совпадало с тем что происходило, но она «видела» происходящее тогда, когда ее глаза были закрыты, а мозг находился в глубокой коме.

Морзе спросил, что она помнит из того, как чуть не утонула. В конце концов, если она захлебнулась из-за припадка, все ведь могло повториться.

Кейти уточнила: «Вы спрашиваете за то, как я побывала в гостях у Отца Небесного?» Такой ответ показался Морзе весьма любопытным, и доктор ответил: «С этого хорошо бы начать. Расскажи, как ты встретилась с Отцом Небесным».

«Я видела Иисуса и Отца Небесного», – ответила Кейти. Может быть, она заметила потрясенное выражение лица доктора, а возможно, все дело было в ее природной застенчивости. Как бы там ни было, в тот раз Кейти не стала продолжать.

Спустя неделю девочка проявила бо́льшую словоохотливость. Она ничего не запомнила из того, как тонула, но помнила, что сначала было темно, после появился туннель, по которому пришла Элизабет. Она описала ее как «высокую и красивую», с яркими золотистыми волосами.

Элизабет проводила девочку по туннелю, где она повстречала нескольких человек, в том числе покойного дедушку, двух маленьких мальчиков по имени Марк и Энди и других. Кроме этого, Кейти рассказала, что побывала в своем земном доме, где увидела, как ее братья катают игрушечного солдатика в джипе, а мама занимается приготовлением курицы с рисом. Она даже запомнила, в чем все были одеты. Родители Кейти были поражены тем, как точно она все описала.

В конце концов, Элизабет отвела девочку на встречу с Отцом Небесным и Иисусом. Отец спросил, хочет ли она возвратится домой. Кейти хотела. Иисус спросил, хочет ли она увидеть маму. Кейти сказала «да» и проснулась.

Кейти рассказывала на протяжении почти часа, но этот час изменил жизнь д-ра Морзе. Он начал расспрашивать медсестер в отделении интенсивной терапии. Те припомнили, что, проснувшись, девочка вначале спросила: «Где Марк и Энди?» Она несколько раз спрашивала о них. Морзе долго думал о Кейти и о том, как она рассказывала о своем опыте. Хотя девочка была очень застенчивой, о том, что с ней произошло, она говорила «уверенно и убедительно».

Доктор несколько часов расспрашивал родителей Кейти о детстве девочки; обо всем, что смогло бы объяснить подобные ощущения. Родители у Кейти – мормоны и не рассказывали ей ни о туннелях, ни о ангелах-хранителях, ни о чем-либо подобном. Когда скончался дедушка Кейти, ее мама пояснила, что смерть – это как будто провожаешь кого-то, кто уплывает в лодке, а друзья и родственники остаются на берегу.

Д-р Морзе описал этот случай в «Американском журнале по детским болезням» и стал задумываться о дальнейших исследованиях. Он получил грант на исследование рака, но Дженет Лансфорд, ответственная за распределение грантов, поддержала его стремление вместо рака начать изучение ОСП у детей в детской больнице Сиэтла. Морзе собрал группу, в которую вошли восемь ученых, каждый из которых имел соответствующий опыт. К примеру, д-р Дон Тайлер, анестезиолог, изучал какое воздействие оказывает анестезии на мозг. Д-р Джерролд Милстейн, заведующий отделением детской неврологии в Университете Вашингтона, занимался изучением стволового отдела мозга и деятельность гиппокампа…

Вот к каким выводам пришел д-р Морзе после 3-х летнего исследования: «На медицинских факультетах нас обучают искать простейшие объяснения медицинским проблемам. Перебрав все остальные объяснения, я считаю: проще всего объяснить ОСП тем, что они – в действительности краткосрочные визиты в потусторонний мир. Почему бы и нет? Я прочитал все сложные психологические и физиологические толкования ОСП, и ни одно из них не показалось для меня вполне удовлетворительным».


Результаты своих исследований он опубликовал в медицинском журнале, а в последствии выпустил книгу, в которой было более подробное изложение материала.

Когда ОСП испытывают дети, ими упоминаются те же элементы, что и у взрослых. Но крайне сомнительно, что они могли слышать раньше об ОСП или обладали теми же психологическими ожиданиями, что и взрослые. Детская непосредственность при описании событий, находящихся всецело за пределами их предыдущего обучения и опыта, обеспечивает уникальный и веский набор доказательств. Отчасти книга «Рай есть на самом деле» обязана своим успехом обаянию ОСП маленького Колтона. Его рассказ кажется по-детски непосредственный; он по-своему свежо и наивно рассказывал о вещах, понять которые до конца могут лишь взрослые.

Если бы детские переживания были основаны на том, что дети хотели увидеть при тяжелой болезни, они бы наверняка видели во сне своих родителей. Но их сообщения свидетельствуют о том, что во время ОСП они часто видят умерших бабушек, дедушек или домашних любимцев. После ОСП их жизнь, как и жизнь взрослых, круто изменяется. Они становятся более чуткие, чем их сверстники; они угадывают эмоции за произнесенными словами.

• Вот еще одни детские околосмертные переживания. 5-ти летний мальчик заболел менингитом, впал в кому и, проснувшись, рассказал, что встретил по ту сторону маленькую девочку, которая сказала, что она – его сестра. Она сообщила ему: «Я твоя сестра. Я умерла через месяц после того, как родилась. Меня назвали в честь твоей бабушки. Наши родители сокращенно называли меня Ритье».

Выйдя из комы, мальчик все рассказал родителям. Они были в шоке и ненадолго вышли из палаты, а после вернулись и сообщили мальчику, что у него в действительности была старшая сестра по имени Ритье, которая умерла от отравления за год до его рождения. Они решили, пока он еще мал, не говорить ему об этом.

Сверхъестественное объяснение, похоже, больше соответствует детским околосмертным переживаниям, чем естественное, основанное на психологических установках или принятии желаемого за действительное. В особенности в пользу первого объяснения говорят многочисленные подкрепляющие доказательства.

Жизнь после смерти – описывают пережившие ОСП

• «Я потеряла сознание в магазине, отправилась туда за продуктами. Очнулась во время операции, но осознала, что парю над своим собственным телом. Там столпились врачи, они что-то делали, разговаривали между собой.

Я посмотрела направо и увидала больничный коридор. Там стоял мой кузен и разговаривал по телефону. Я услыхала, как он говорит кому-то, что я купила очень много продуктов, и сумки оказались до такой степени тяжелыми, что мое больное сердце не выдержало. Когда я очнулась, и мой брат подошел ко мне, я рассказала ему о том что услышала. Он тут же побледнел и подтвердил, что говорил об этом тогда, когда я находилась без сознания».

• «У меня было такое чувство, что я лечу на огромной скорости по вертикальному тоннелю. Оглянувшись, увидала огромное количество лиц, только они были искажены в отвратительные гримасы. Мне стало страшно, но в скором времени я пролетела мимо них, они остались позади. Я летела к свету, но все никак не могла до него добраться. Словно он отдалялся от меня все больше и больше.

Вдруг в один момент мне почудилось, что вся боль ушла. Стало хорошо и спокойно, меня объяло ощущение умиротворения. Правда, продолжалось это недолго. В один момент я резко почувствовала собственное тело и возвратилась в реальность. Меня отвезли в больницу, но я не переставала думать о тех ощущениях, что испытала. Ужасные лица, которые я видела, наверняка, это был ад, а свет и ощущение блаженства — рай».

• Руби прошла успешную операцию «кесарево сечение» в больнице Флориды, когда вдруг потеряла сознания из-за редкого осложнения, которое известно как эмболия околоплодными водами.

Через какое-то время Руби рассказала, что когда потеряла сознание оказалась в другом месте. Оно было прекрасным, все сияло. Там она встретила своего покойного отца, который сказал, что это не ее время, и она должна возвратиться на Землю.

• «Почти ничего не помню,лишь музыку. Очень громкую,похожую на марш какой то из старого фильма. Я даже удивился,что мол, серьезная операция идет, а тут магнитофон на полную врубили. После осознал что музыка становиться какой-то странной. Хорошая, но странная. Она была какой-то внеземной. Такой точно я не слышал никогда… объяснить не могу толком. Звуки абсолютно не человеческие».

• «Я увидел себя сверху и сбоку. Словно меня подняло вверх и придавило к потолку. При этом я весьма долго наблюдал как медики стараются меня оживить. Мне было смешно: ”Вот думаю, как я ловко от всех тут спрятался!” А потом меня будто в водоворот засосало и «всосало” обратно в тело».

• «…я очутился в адском аду. Вокруг был полный мрак и тишина. Мучительней всего переживалось отсутствие времени. Но страдание было совершенно реальное. Только я, страдание и вечность. И сейчас озноб проходит по телу при воспоминании об этом ужасе. Вот тогда я и воззвал ко Христу о помощи в первый раз в жизни. Откуда я мог знать о Нем? Никто не проповедовал мне. Может быть, это знание врожденное. Но Христос помог. Я возвратился в реальность и в тот же момент упал на колени и стал благодарить Бога».

• «Я съел грибы, купленные на базаре, и на другой день очнулся уже в реанимации. У меня отказали почки и печень. Пока был без сознания, увидел ад: жарко, стоял котел, вокруг которого бегали черти. А после туман и забытье. Понял, что смерть — не ключ от всех дверей, она срывает эти двери с петель. После клинической смерти появились галлюцинации. Все время слышались голоса, которые приказывали покончить жизнь самоубийством. Я уволился с работы и уехал в монастырь. Там после исповеди и причастия все прошло. Теперь церковь посещаю еженедельно. Все болит, руки немеют. По врачам ходил — никто ничего не знает, но я больше не боюсь смерти».

•  «Три года назад я разбилась на скутере. Головой пробила заднюю дверь припаркованного автомобиля. Сразу отключилась. Вдруг увидала мужчину. Он сказал: «Тебе рано умирать — ты должна спасать». После кадры, как в кино: девочка и мальчик, а рядом я и мой будущий муж. Пришла в себя в реанимации. Доктора говорили, что с такими переломами не живут, а я спустя месяц пошла в университет. Увиденное сбылось: работаю акушеркой, вышла замуж и родила ребенка. Каждый год в тот день прихожу на место аварии и благодарю, что осталась живой».

• «Это произошло на перемене, я тогда в третьем классе был. Сидел за партой, неожиданно сильно начал болеть живот, стало очень плохо, в глазах потемнело. Упал на пол….и очнулся на небе. Туловище свое увидел, но без ног. Словно в облаке был и смотрел на свой класс сверху. Вокруг одни облака. Подумал: «Надо возвращаться, а то мама будет ругаться!» Меня сильно вниз начало тянуть. Очнулся, голова ужасно болела. «Еще бы, так с парты грохнуться!» — говорили друзья. Оказалось, у меня вегетососудистая дистония. Но при обмороках как правило сны вижу или слышу, а тут все иначе. Часто об этом думаю. Не пью, не курю, жизнь очень короткая».

Видения на смертном одре

Первая известная попытка свести воедино отчеты о видениях на смертном одре принадлежала профессору сэру Уильяму Баррету. На исследование его натолкнула жена, врач.

• Однажды, придя с работы, она рассказала сэру Уильяму о примечательном видении, о котором рассказывала Дорис, пациентка, находившаяся при смерти после тяжелых родов. Дорис с большой радостью говорила о том, что увидела своего покойного отца. Потом, с довольно озадаченным выражением, она сказала: «С ним была Вида». Дорис повернулась к ней и повторила: «Вида с ним». Сестра Дорис, Вида, умерла за три недели до этого, но ввиду состояния здоровья Дорис родственники ей об этом не рассказывали.

Во второй половине ХХ столетия проводились три полномасштабных исследования предсмертных видений. В первом труде собраны и проанализированы сообщения медсестер и врачей, которые охватывают более 35 000 случаев. Во втором собрано приблизительно 50 000 сообщений пациентов. Оба этих исследования проводили в США. Позднее появился третий труд, в котором собраны 255 сообщений о предсмертных видениях в Индии. Как ни странно, «результаты индийского исследования совпадали с результатами более ранних исследований почти по всем пунктам».

Вот некоторые интересные свидетельства из данных исследований:

1. Те, кто сообщал, что покойные родные или ангельские существа пришли за ними, чтобы забрать их, умирали скорей, чем те, кто просто говорил о том, что видел в ином мире ангелов и ангелоподобных существ.

2. Порой о видениях рассказывали люди, не собиравшиеся умирать, что исключает возможность ожидания события.

• Один молодой (около 30 лет) индиец, получивший образование в колледже, быстро пошел на поправку после болезни. В тот день его собирались выписать; и доктор, и пациент надеялись на полное выздоровление. Неожиданно пациент воскликнул: «Тут стоит кто-то в белых одеждах! Я не пойду с тобой!» Спустя 10 мин. он скончался.

Если такие видения рождены ожиданием, связанным с культурными традициями, возможно предположить, что ожидания будут сильно отличаться от человека к человеку и от культуры к культуре. Но большой процент совпадений лучше согласуется со сверхъестественным объяснением (жизнь после смерти есть!), чем с чисто материалистическим (жизни после смерти нет).

Общие ОСП подтверждают многочисленные очевидцы

Часто находящиеся рядом с умирающим (его родственники и близкие), разделяют с ним околосмертные переживания. Сообщения об общих, или разделенных, ОСП ценны с доказательной точки зрения: несколько человек видят и ощущают одно и то же. Кроме этого, такие происшествия не поддаются естественно-научным объяснениям, к примеру гипотезе об умирании мозга, ведь у многих «соучастников» мозг не находился в процессе умирания! У них не отмечено ни гипоксии, ни гиперкапнии (состояние, которое вызвано избыточным количеством углекислого газа в крови), ни боязнь смерти; нет и других симптомов, которые смогли бы оказать влияние на мозг во время смерти.

Вот пример околосмертных видений, разделенного несколькими членами семьи, которые были рядом.

• 5 братьев и сестер Андерсон в Атланте дежурили у постели умирающей матери. Потому как она долго и тяжело болела, дети психологически смирились с неизбежным. По словам одной дочери, «вдруг в комнате появился яркий свет». Он не был похож «ни на какой земной свет. Я толкнула сестру в бок, чтобы проверить, видит ли она то же самое, что и я, и, повернувшись к ней, увидела, что ее глаза сделались огромными, как блюдца… Брат сидел с разинутым ртом. Мы все видели одно и то же, и нам ненадолго стало страшновато».

Потом они увидали огни, которые приняли форму портала, прохода. Их мать вышла из тела и ушла через этот проход в состоянии экстатической радости. Все сошлись на том, что проход напоминал знаменитый Природный мост в национальном парке «Долина Шенандоа».

Другие разделенные переживания порой включают в себя обзор каких-то событий из жизни покойного; «соучастники» могут увидеть друзей и близких покойного, которых они ранее не знали. Один из переживших подобное впоследствии заглянул в альбом и узнал людей, которых впервые увидал во время такого разделенного околосмертного видения.

Потому как такие переживания всегда являются чем-то неожиданным, трудно списать их на принятие желаемого за действительное. И даже если кому-то очень хочется увидеть, как уходит чья-то душа, маловероятно, что они совместно смогут наблюдать такие неожиданные вещи, как искажение пространства в комнате, о которых рассказывалось во многих не связанных между собой случаях.

Читая книгу д-ра Моуди о разделенных околосмертных переживаних, я пришел к выводу, что такого рода переживания довольно редки. Только Моуди, думал я, способен написать о большом количестве общих переживаний, поскольку за свою жизнь он опросил не одну тысячу людей, побывавших в состоянии клинической смерти.

Представьте, каким было мое удивление, когда я, беседуя со своими близкими знакомыми, узнал, что один мой родственник, профессор-историк на пенсии, рассказал мне о собственном разделенном предсмертном переживании.

• Бакки проснулся в три часа ночи, почувствовал ужасную тяжесть в груди. Все симптомы, описанные им, напомнили мне сердечный приступ. Он видел вдали свет, после вышел из своего тела и посмотрел на свое тело как будто с потолка. Потом к нему приблизились небесные создания (по отношению к месту его наблюдения свет теперь находился позади него). Он испытал крайнее умиротворение, о чем рассказывают многие, пережившие околосмертные переживания. Бакки пришел в себя в своей постели, обильно пропотевший, и тут же начал звонить телефон. Его отец, живший в 90 милях от него и ничем серьезным до того не болел, скоропостижно скончался от сердечного приступа.

Сообщения об общих или разделенных ОСП словно переводят доказательства на новый уровень. Часто больше одного человека утверждают, что столкнулись с тем же непонятным явлением. Повторяю, поскольку друзья и родственники не переживали психологические и физиологические симптомы умирания, едва ли их ощущения возможно приписать кислородному голоданию или другим признакам умирания мозга. Д-р Моуди приводит много подобных отчетов; многие из них взаимно подтверждают друг друга в книге, вышедшей в 2010 году, «Взгляды в Вечность: наблюдение за тем, как близкие переходят из этой жизни в следующую».

Беседы с глазу на глаз

Д-р Моуди пишет, что до начала исследований он сразу отмахнулся бы от подобного рода рассказов. Беседы с людьми, испытавшими ОСП, изменили его сознание. Д-р ван Ломмель был убежденный материалист, но никогда не забывал о том, что один крайне эмоциональный пациент, который пришел в себя после остановки сердца, говорил о «туннеле, ярких цветах, свете, красивом пейзаже и музыке».

Д-р Ролингс сначала считал большинство рассказов, о жизни после смерти об околосмертных переживаниях, которые он слышал, «выдумками, догадками или плодом воображения», до того времени, пока один из его пациентов, несколько раз умиравший и реанимированный, всякий раз воодушевленно не сообщал о том, что он переживал «по ту сторону». Неподдельность рассказов пациента побудила Ролингса отнестись к рассказам пациента серьезно.

Одним из тех, с кем я разговаривал лично, был человеком, добившимся успеха в жизни; умный, уважаемый, уверенный в себе человек в возрасте около 60 лет. Я начал беседу с дружеской светской болтовни, а потом спросил о его ОСП. От волнения у него перехватило дыхание. Нет, я не имею в виду, что, пока он рассказывал, у него в глазах стояли слезы. Первое время, пока он не смог справиться со своими эмоциями, вообще не мог говорить. Он извинился и попросил меня подождать несколько секунд, пока он не придет в себя.

У меня как у интервьюера не появилось сомнений в том, что мой собеседник абсолютно искренен, – он был совершенно уверен в том, что выходил из своего тела, перемещался в другое измерение и разговаривал с тремя существами о том, возвращаться ему на землю или нет. Он рассказал, что пережитое им «очень резко отличалось от сна». То, с чем он столкнулся, было реальным, мощным, незабываемым и изменило его жизнь.

Хотя поначалу такое мнение может показаться довольно субъективным, помните, что в суде считаются законным доказательством явно искренние свидетельские показания. Если, к примеру, жена неподдельно боится избившего ее мужа, суд может запретить мужу приближаться к жене. Конечно, жена может оказаться лгуньей и хорошей актрисой. Когда же речь заходит об околосмертных переживаниях, каждый случай надо проверять на предмет того, не ищут ли его авторы дешевой популярности.

С одной стороны, похоже, что маленький Колтон («Рай есть на самом деле») в своих сообщениях по-детски невинен. С другой стороны, сидящий во мне скептик подсказывает, что дети любят быть в центре внимания. А рассказ Колтона о рае безусловно обеспечил ему массу внимания! Последнее соображение не обязательно сводит его правдивость на нет, но было бы неразумным упускать из виду и такую возможную мотивацию. Я видел на Ютубе интервью священников, которые в красках живописали свои видения жизни после смерти. Тут возможно заподозрить намерение возродить интерес к написанным ими книгам.

Но когда речь заходит о множестве сообщений об ОСП, у их авторов вряд ли имеются скрытые причины для того, чтобы лгать. Обычные люди крайне неохотно делятся своими переживаниями, что показано во многих исследованиях. Они вовсе не стремятся к дешевой популярности; они не хотят заработать деньги на своих рассказах о потустороннем мире. Напротив, весьма часто у них есть довольно веские доводы, чтобы не рассказывать о пережитом или даже притворяться, будто их ОСП было «только очень подробным и ярким сном».

Глухие «слышат»

Вот как описал свои предсмертные видения мальчик, который не слышит от рождения: «Я родился абсолютно глухим. Все мои родственники слышат, а со мной всегда общались при помощи языка жестов. И вот я напрямую пообщался примерно с 20-ю предками при помощи какого-то рода телепатии. Захватывающее ощущение…»

Действительно, «захватывающее». Мальчик не слышал от рождения и не учился вербальной коммуникации. И все же оказалось, что общается без усилий, при этом не с помощью языка жестов, а напрямую, от сознания к сознанию. Учиться новому способу общения ему не пришлось. Его слова никак не сочетаются с тем, что нам известно о работе мозга.

Незрячие видят

Люди, незрячие от рождения, не «видят снов». Слепорожденные воспринимают сны через другие органы чувств. Даже потерявшие зрение в первые 5 лет жизни, лишены визуальной образности.

Тем не менее в результате исследования 31 ОСП незрячих (почти половина из них не видят от рождения) оказалось, что:

1. «…незрячие, в том числе и слепорожденные, сообщают о классических ОСП, обычных для зрячих; подавляющее большинство незрячих рассказывает, что они видели во время ОСП и ВТО (внетелесного опыта); в подтверждение они сообщают сведения, основанные на способности видеть, которые они никак не могли приобрести обычным способом, что подтверждалось подкрепляющими доказательствами из независимого источника»;

2. «…исследование не выявило очевидной разницы между подгруппами зрячих и незрячих по отношению к частоте тех или иных элементов околосмертных переживаний. Таким образом, в независимости от того, является ли человек слепорожденным, потерял зрение в более позднем возрасте или страдает от серьезных нарушений зрения, но способен видеть, ОСП оказываются очень похожими и структурно не отличаются от тех, что описывали зрячие»;

3. «подобно зрячим, незрячие респонденты описывали и свое восприятие этого мира, и сцены из жизни после смерти, часто в мельчайших подробностях. Порой у них появлялось ощущение необычайной остроты зрения – в некоторых случаях зрение было идеальное».

• Приведем случай Викки, незрячей от рождения. В возрасте 22-х лет после автокатастрофы она впала в кому. По словам Викки, «я никогда ничего не видела, не различала света и тени, ничего… Снов я не «видела». Во сне мне помогали вкусовые ощущения, осязание, слух и обоняние. Никаких зрительных ощущений не было».

После аварии она вдруг осознала, что идеально четко может видеть, происходящее в блоке интенсивной терапии, где бригада медиков энергично кого-то реанимирует. Викки узнала свое обручальное кольцо (которое часто ощупывала) и постепенно поняла, что это ее тело и она, наверное, умерла. Она взлетела под потолок и в первый раз увидала деревья, птиц и людей. «…это было невероятным, удивительно красиво, и я была поглощена этим чувством, потому что до того не могла по-настоящему представить себе, что такое свет». Перед тем как возвратится, она встретилась с родными, умершими раньше ее.

Относительно ощущений Викки д-р ван Ломмель написал: «По меркам современной медицины это просто невероятно… Викки рассказала о наблюдениях, которые не могли быть порождением чувственного восприятия или (зрительного) функционирования коры головного мозга, как не могли они быть и плодом воображения, учитывая то, что все ее наблюдения легко можно было проверить».

Что касается свидетельств в пользу, жизни после смерти, околосмертные переживания незрячих очень важны с нескольких точек зрения. Если данные свидетельства неподдельны (а авторы исследований приводят веские доводы, согласно которым они вполне доверяют своим источникам), значит, все естественные гипотезы – физиологические, психологические и другие – оказываются прискорбно несостоятельными.

С психологической точки зрения слепорожденных невозможно заранее «натаскать» на визуальные ощущения подобного рода, потому как они даже не могут понять, что такое свет и тьма, тем более не различают цвета, полутона, оттенки, не способны на глаз определить расстояние и т. д. С физиологической точки зрения они не имеют визуальных воспоминаний, от которых могли бы отталкиваться. Электростимуляция определенных отделов мозга способна пробудить у них воспоминания о вкусовых оттенках и звуках, но не зрительное воспоминание.

Если незрячие во время ОСП видят, они видят не при помощи закрытых глаз, бесполезных на больничной койке или рядом с перевернутым автомобилем. Очевидно, они видят другим, обостренным зрением нематериального тела, лишенного недостатков, которые остались позади.

Сторонникам естественно-научных объяснений стоит отнестись к описанию жизни после смерти незрячих как к серьезному вызову своему мировоззрению.

Все происходящее при ОСП крайне убедительно

Согласно результатам пяти независимых исследований ОСП, только 27 % респондентов до околосмертных переживаний верили в жизнь после смерти. Но даже через 20 с лишним лет после ОСП, хотя у них было много времени для того, чтобы всесторонне обдумать, проанализировать, что с ними произошло, и попытаться все как-то объяснить, 90 %, по их признанию, по-прежнему верят в жизнь после смерти.

Более того, чем больше у них было времени на размышления, тем больше они верили в жизнь после смерти. В одном исследовании, где до околосмертных переживаний только 38 % респондентов верили в жизнь после смерти, после ОСП в нее поверили все 100 %. Не приходится и говорить, что наблюдается огромный сдвиг в основополагающих убеждениях, который наступает после единичного случая.

 

 


 

Дж. Стив Миллер

ред. shtorm777.ru