Загадка Моны Лизы

Загадка Моны Лизы

Люди издавна интуитивно ощущали, что в этом портрете, созданном гениальным Леонардо, скрыта какая-то загадка. Ведь не зря по сей день не стихают споры о том, чей портрет в действительности нарисовал художник.

В 1502–1506 гг. Леонардо да Винчи написал свое самое удивительное произведение — портрет Моны Лизы, жены мессера Франческо дель Джокондо. Со временем картина получила более простое название — «Джоконда». Имя «Джоконда» стало условным, так как у многих появились сомнения по поводу личности женщины, которая изображена на картине.

В XVI веке Джорджо Вазари, соотечественник Леонардо, автор известного «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», так и не смог объяснить, по какой причине художник не отдал Франческо дель Джокондо портрет его жены. С того времени появилось множество гипотез, авторы которых стараются ответить на вопрос: кто изображен на картине «Джоконда»?

Наиболее любопытной является гипотеза исследователей из Америки, которые пришли к выводу, что на портрете изображен сам Леонардо да Винчи. Такое заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» при помощи специальной компьютерной программы. Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ той эпохи, с другими картинами Леонардо, давали ей другие имена, если вдруг обнаруживалось портретное сходство. Самые известные среди них: герцогиня Франкавилль; Филиберта Савойская, Изабель д’Эсте, куртизанка; синьора Пачифика, любовница Джулиано Медичи и даже Пресвятая Дева Мария.


Но Леонардо да Винчи, конечно же, не писал своего автопортрета под видом Моны Лизы, которая в действительности позировала. В противном случае он был бы уличен и высмеян сразу же возле портрета, так как было бы легко сравнить оригинал с его изображением. Даже Рафаэль, великий художник, который, несмотря на свою молодость, был допущен к картине, ничего подобного не заметил.

Чтобы разгадать загадку «Джоконды», надо отметить, по крайней мере, два странных факта биографии Леонардо да Винчи.

1. Леонардо не рисовал самого себя.
До нас не дошло ни одного живописного автопортрета Леонардо. Известен только рисунок, сделанный спустя несколько лет после создания «Джоконды». В чем же кроется неприязнь Леонардо к своей внешности?

2. Леонардо не имел семьи.
Нет ни одного свидетельства о том, что он любил какую-то женщину (не считая нежных чувств и намека на платоническую любовь к Чечилии Галлерини, любовнице Лодовико Моро). И это при том, что Леонардо был статным и красивым, сильным и мужественным, обходительным и образованным.

Почему же Леонардо так и не полюбил ни одной женщины?

Чтобы ответить на эти вопросы, заглянем вначале в раннее детство художника и историю семьи да Винчи. Отец Леонардо, нотариус сер Пьеро да Винчи, владел имением в окрестностях местечка Винчи в Тосканских Альбанских горах. Здесь, в горах, он и встретил будущую мать Леонардо, девушку по имени Катерина. Она была простая крестьянка — крепкая, здоровая и красивая.

Серу Пьеро было 25 лет, когда в 1452 году Катерина родила Леонардо. «Тут же старый Антонио (отец Пьеро), — пишет один из биографов Леонардо, — чтобы выбить у Катерины дурь из головы и успокоить свою совесть, женил сына на флорентийке Альбиере из семейства Амадори и, развязав толстую мошну, уговорил молодого человека Пьеро дель Вакка, прозванного за горячий нрав Задирой, жениться на красивой обманутой Катерине».

Так Леонардо, едва появившись на свет, был разлучен со своею матерью. Уже в возрасте 5-ти лет он стал замечать, что какая-то женщина неотступно следит за ним. Это была Катерина, его мать. Он частенько встречал ее во время прогулок. Катерина как правило стояла у одного из домов селения и с печальной улыбкой смотрела на Леонардо.

С точки зрения классического психоанализа с большой вероятностью возможно предположить возникновение у мальчика так называемого эдипова комплекса, который заключается в любви к матери одновременной ревностью и ненавистью по отношению к отцу.

В случае с Леонардо да Винчи скорей всего именно этот комплекс имел место, и если не в полной мере, то хотя бы частично. В сознании Леонардо с детских лет отпечатался образ Катерины — красавицы-крестьянки. Для Леонардо она оставалась просто Катериной даже тогда, когда он уже во Флоренции узнал, что жена Пьеро Задиры его мать.

В записях Леонардо читаем: «Катерина пришла в день 16 июля 1493 года». Он упорно не хотел называть ее матерью.

Лишенный матери с детства, Леонардо не смог вполне прочувствовать, что такое сыновья любовь к ней. Но он любил этот образ. Он был влюблен в собственную мать. Вот почему он никогда не любил другую женщину и не имел семьи. Вот почему он не писал автопортреты.

Леонардо был очень похож на свою мать. Стоило ему нарисовать самого себя, как на холсте проступили бы черты его матери, но только в мужском обличье. По сути дела, получалось изображение его идеала, его кумира, но в гротескном виде. Учитывая его состояние, легко понять, что вынести такое для Леонардо было тяжело или невозможно.

Постоянно находясь под бременем комплекса, Леонардо не мог не желать написать портрет Катерины. Он отчетливо помнил дорогие ему черты. Но для написания картины, достойной его кумира, картины, где Катерина была бы как живая, ему была нужна модель. Как видно, Мона Лиза Герардини, жена Франческо дель Джокондо, была похожа на Катерину или могла напоминать ее. Точно известно только одно: художник писал ее портрет не по заказу.

Леонардо намеренно подружился с мессером Франческо дель Джокондо и сам предложил написать портрет его жены. Чем еще, кроме портретного сходства, могла привлечь художника Мона Лиза? Она печально улыбалась. Мона Лиза в это время все еще не пришла в себя после смерти дочери. Печальная улыбка молодой женщины оживила в памяти Леонардо улыбку Катерины, его матери, которую к тому времени он уже похоронил.

Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы и, протрудившись над ним 4 года, так и оставил его незавершенным. Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины. Имея перед собой живую модель, художник превращал хранящийся в его памяти схематичный образ Катерины в образ живой.

«В действительности, в этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них была сизая красноватость и те волоски, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи. Ресницы же — благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже, и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (Джорджо Вазари).

Леонардо использовал Мону Лизу как отделочный материал. По сути дела, «Джоконда» — это Катерина, имеющая кожу Моны Лизы. Долгих 4 года, затратив, по некоторым подсчетам, не меньше 10 000 часов, с лупой в руке Леонардо создавал свой шедевр, нанося кистью мазки величиной в 1/20-1/40 мм. На такое был способен лишь Леонардо — это каторжный труд, работа одержимого.

Когда же портрет был готов (не считая пейзажа), флорентийцы признали в женщине, изображенной на картине, Мону Лизу. Некоторое расхождение между портретом и оригиналом они отнесли к художественному видению автора, ведь портреты зачастую не передавали модель с фотографической точностью, а, наоборот, приукрашивали ее. Потому Мону Лизу узнали все, кроме ее мужа.

Франческо дель Джокондо понял, что на портрете изображена не его жена. Но и он не знал, что это Катерина, на которую Леонардо был похож в молодости. Именно этим обстоятельством можно объяснить такой странный на первый взгляд результат сравнительного компьютерного анализа «Джоконды» и автопортрета.

Закончив портрет, Леонардо сразу же покинул Флоренцию. Картину он забрал с собой, так как она имела большую ценность только для него. 16 лет — до конца своей жизни — он не расставался с портретом, все время хранил его у себя и никому не показывал.

И еще один интересный факт. Поздней, после отъезда из Флоренции, Леонардо написал фон картины. Это горный пейзаж. Это горы, которые как нельзя более кстати подходят именно Катерине, а не кому-то еще. Это горы, в которых она родилась, это ее мир.

Леонардо да Винчи, скрытный и гениальный, глубоко упрятал тайну «Джоконды».

 


 

Н.Непомнящий

ред. shtorm777.ru