Бермуды

Бермуды или бесследно исчезнувшие

Та старая история о путешествиях Колумба вполне могла быть позабыта по той причине, что в последующие века Бермудский треугольник относительно редко давал о себе знать, кроме напо­минаний о Саргассовом море с его уникальными свойствами. Вспомнить о таинственном водном пространстве заставили собы­тия 1840 года, когда недалеко от порта Нассау, столицы Багамских островов, обнаружили дрейфующее французское парусное судно «Розали». На нем все паруса были подняты, имелась необ­ходимая оснастка, но при этом — ни одного человека из эки­пажа или пассажиров.

Осмотрев парусник установили, что он находится в отличном состоянии, а весь его груз в целости и сохранности. Никаких записей в судовом журнале не обнаружили. Вначале предположили, что корабль сел на мель, команда отплыла на шлюпках, а во время прилива «Розали» переместилась в открытое море.

Но мало кто поверил в такое объяснение, причислив судно к подобию «Летучего голландца» — корабля-призрака, легенды о котором ходили с давних времен. Была и такая версия, что парусник будто бы попал в некий мощный водово­рот, в котором действуют силы явно неземного происхождения. В таком случае вся команда могла отправиться на дно, а судно остаться без управления.

Такого рода ситуация повторилась через 30 лет с бригантиной «Мария Селеста», которая стала классическим примером для всей проблемы Бермудского треугольника. Ее, как и парусник «Роза­ли», обнаружили в целости и сохранности, но… без единого члена экипажа. «Марию Селесту» водоизмещением около 300 т обна­ружило в океане грузовое судно «Деи Гратиа» 4 декабря 1872 года. Перед этим оба корабля загрузили свои трюмы в Нью-Йорке в на­чале ноября. Бригантина под командованием Бенжамина Бриггса направилась в Геную, а «Деи Гратиа» под началом капитана Дэ­вида Морхауза взяла курс на Гибралтар.

Когда спустя месяц капитан Морхауз встретил «Марию Селесту», она шла на всех парусах, но такими странными зигзагами, что впору было заподозрить неладное. Когда моряки поднялись на борт судна, обнаружили, что команды на нем нет, нет и капи­тана, который плыл вместе с женой и дочерью. И вновь: бригантина была в полном порядке и не пострадала от непогоды. Больше того, исчезнувшие люди не взяли с собой ни денег, ни вещей, ни какого-то другого имущества. Не было и следов поспешного бегства с кораб­ля, что могло бы быть свидетельством об угрозе экипажу. В капитан­ской каюте на столе лежали карты, на которых отмечался путь из Нью-Йорка в порт назначения. Последняя запись была датирована 24-м ноября, когда бригантина была у Азорских островов.

Капитану Морхаузу ничего не оставалось, как взять бригантину на буксир и привести ее в Гибралтар. Начались многомесячные поиски пропавшего капитана Бриггса, его семьи и членов экипажа. О случившемся срочно было объявлено в газетах, но на них никто так и не откликнулся. Были выдвинуты разные версии о гибели экипажа «Марии Селесты». Говорилось о нападении пиратов, которые всех захватили в плен, бросили судно, потом и сами вместе с плен­никами погибли в морской пучине. Другие же предполагали, что в судьбу судна вмешались какие-то потусторонние силы.

Как это часто происходит, драмой «Марии Селесты» не преминули воспользоваться писатели, одним из которых был молодой и тог­да еще мало кому известный Артур Конан Дойл. В январском но­мере журнала «Корнхилл мэгезин» за 1884 год он опубликовал рас­сказ «Сообщение Дж. Хебекука Джефсона». Рассказу Конан Дойла, появившемуся через одиннадцать лет после истории с бригантиной, пове­рили сразу и безоговорочно, потому как многое в нем было близко к истине или выводилось из реальных фактов.

Со времен Конан Дойла предлагаемые версии катастрофы «Марии Селесты» приобрели невероятный размах. Высказывали мысль, что испорченная пища вызвала у команды галлюцинации и люди начали бросаться в море, чтобы спастись от ужасных ви­дений. Ходили и такие слухи: владелец «Марии Селесты» подгово­рил матросов расправиться с капитаном Бриггсом и затопить корабль намереваясь получить страховую премию. Но матросы допус­тив какую-то оплошность погибли. Может быть, план предус­матривал, что они бросятся в море и вплавь доберутся до берега, когда судно подойдет к скалам возле Азорских островов. Но неожиданный порыв ветра отогнал бригантину в безопасное место, а матросы утонули. Согласно более сдержанному предположению команда оставила корабль из-за мощного смерча, который в море не менее опасен, чем торнадо на суше.


Как бы там ни было, правду о «Марии Селесте», скорей всего, уже не узнает никто, ибо о судьбе бригантины даже сегодня извест­но не больше, чем в тот день, когда ее обнаружили в океане.
Между тем список исчезнувших в районе Бермудского тре­угольника кораблей продолжал пополняться и в конце XIX, и в осо­бенности в XX веке. С каждым десятилетием мировой флот увеличи­вался, а значит, множилось число катастроф и исчезновений в Адовом круге.

В последний день января 1880 года в этом районе находилось британское учебное парусное судно «Аталанта» с тремястами офицерами и курсантами на борту. Но в порт назначения судно так и не пришло. На его поиски вышла целая армада кораблей, шедших друг от друга на расстоянии прямой видимости. Все тщетно. На всем пути спасатели не встретили ни шлюпки, ни какого-либо предмета, который мог бы остаться от «Аталанты». К слову сказать, в 1881 году английский корабль «Эллен Остин» повстречал в открытом океане шхуну, шедшую под парусами без всяких при­знаков присутствия команды. Остановить ее не удалось, как и прочитать название судна. Возможно, это и был призрак исчезнув­шей год назад «Аталанты»?

Не менее удивительная история произошла в 1909 году, когда в Бермудском треугольнике пропал без вести капитан Джошуа Слокам, самый знаменитый моряк своего времени. Он приобрел всемирную известность как первый в истории человек, который смог в одиночку пройти под парусом вокруг земного шара. Это путе­шествие, которое заняло несколько лет и закончилось в 1898 году, он совершил на своей великолепной яхте «Спрей». Капитану сопутствовала удача в преодолении любых препятствий: он уходил от пиратов, гнавшихся за ним у побережья Марокко, выдерживал штормы, в которых гибли оказавшиеся поблизости крупные суда, отражал нападение дикарей в Магеллановом проливе и продол­жал плавание даже после того, как его карты пришли в негод­ность. На целую неделю он застрял в Саргассовом море из-за абсолютного безветрия, а на подходе к Нью-Йорку его встретил самый жестокий из штормов, в какие он только попадал за все годы своего путешествия. Это был настоящий торнадо, причинивший тогда Нью-Йорку невероятные разрушения.

Спустя несколько лет, тот же самый Джошуа Слокам, у которого хватило мужества, хладнокровия и мастерства преодо­леть самые тяжкие испытания, уготованные морской стихией, неожиданно пропал вместе с яхтой во время короткого путешествия через Бермудский треугольник.

1909 год, 14 ноября — он отчалил от острова Мартас-Виньярд и взял курс на Южную Америку. С того времени о нем не было больше никаких известий. По убеждению тех, кто знал капитана Слокама, он был слишком хорошим моряком, а «Спрей» слишком хорошей яхтой, чтобы не справиться с любыми испытаниями, какие мог уготовить океан.

Еще одна катастрофа произошла в годы Первой мировой войны. В 1918 году гордость американского военного флота 540-фу­товый углевоз «Циклоп», следовавший от острова Барбадос в порт Балтимор и имевший на борту 309 человек, словно растворился в пространстве. Его интенсивные поиски также не дали ни каких результатов. К слову, «Циклоп» был первым из исчезнувших судов оборудован радиоаппаратурой, но почему-то он так и не воспользовался сигналом SOS. Через полвека предста­вители министерства военно-морских сил заявили, что ни одна из множества версий не может достоверно объяснить исчезновение «Циклопа».

1921 год, январь — обнаружили прочно севшую на мель шху­ну «Кэрролл А. Диринг» с поднятыми парусами. Самое странное было в том, что на камбузе стоял обед, приготовленный для команды, которой уже не суждено было им насладиться. В том же году еще с десяток других судов бесследно исчезли в районе Бермуд. По судовым документам, все они шли кто в Пуэрто-Рико, кто в Майами, кто к Бермудским островам. Но закончили свой путь все в одном и том же районе.

1931 год — там же исчезло норвежское судно «Ставенгер», имев­шее 43 человека на борту. В последнюю минуту они передали по радио: «Скорей на помощь, нам не спастись!..»
Во второй половине XX века катастрофы кораблей продолжали тревожить воображение моряков и владельцев судоходных ком­паний. 1955 год — в самом центре треугольника обнаружили яхту «Коннемара-4» без единого человека на борту. Но в особенности много исчезновений почему-то происходило на Рождество. Так, в декабре 1957 года издатель Гарвей Коновер, один из самых извест­ных американских яхтсменов, отправился со своей семьей на гоночной яхте в 150-мильное путешествие в Майами. И хотя яхта на протяжении всего времени шла на расстоянии прямой видимости от берега, в пункт назначения она так и не прибыла.

Особо «урожайным» на таинственные исчезновения был 1963 год. Начало было положено грузовым судном «Марин Салфер Куин», специально оборудованным для транспортировки рас­плавленной серы. Направляясь из Виргинии в Техас, оно исчезло в районе южной оконечности Флориды после передачи по радио стандартного сообщения, которое ни у кого не вызвало беспокойств. В результате поисков было обнаружено только не­сколько спасательных жилетов. Самое непонятное во всех этих историях то, что в ходе поисков останков людей никогда не на­ходили. Казалось бы, тела потерпевших кораблекрушение рано или поздно должны быть выброшены прибоем на берег, но тако­го в районе Бермудского треугольника не случилось ни разу.

1969 год, июль — в безветренную погоду были обнаружены пять судов, покинутых экипажем. Представитель крупнейшей стра­ховой компании Великобритании заявил, что, принимая во вни­мание прекрасные метеорологические условия, произошедшее представляется «совершенно невероятным случаем». А через месяц в треугольнике пропал опытнейший мореплаватель Билл Верити, совершивший немало переходов через Атлантику. Не­объяснимые исчезновения происходят и по сей день: в 1971 году канули в неизвестность сухогрузы «Элизабет» и «Эль Кариб», а в марте 1973 года самое большое грузовое судно «Анита» вышло из Норфолка и с того времени о нем никто ничего не слышал. Беда не обош­ла стороной и подводные суда. В 1963 и в 1968 годах американские военно-морские силы потеряли две атомные подводные лодки «Трешер» и «Скорпион», обе они закончили свое последнее пла­вание вблизи Бермудского треугольника.

Комиссии по расследованию несчастных случаев не считают их причинами обычного проявления стихии, как неожиданное возникновение тропических циклонов, но склонны полагать, что катастрофы могут быть вызваны какими-либо атмосферными нарушениями, а также электромагнитными и гравитационными аномалиями.

Другие же исследователи предполагают, что все дело в так называемой аберрации — искривлении пространства, из-за чего пропавшие корабли попадают в ловушку «четвертого измерения». В этом плане интересны высказывания некоторых «провидцев», которые уверены, что в один прекрасный день все суда выберутся из Бермудского треугольника и вернутся в родные порты вместе со своими экипажами. Они верят, что матросы до сих пор живы, а их возраст абсолютно не изменился со дня ис­чезновения. Больше того, по возвращении они раскроют всю тайну мира, расположенного за призрачной гранью Бермуд.

Исследуя такую теорию, специалисты говорят, что время как та­ковое течет с разной скоростью. Этим и можно объяснить многочисленные случаи, когда корабли оказывались за сотни миль от мест, где им надлежало быть. Если скорость времени в данной точке пространства будет отличаться от обычной, суд­но, оказавшееся в такой временной западне, перестанет сущест­вовать в нашем мире. Часть временного потока в этом случае отклоняется от основного русла, унося с собой все, что случайно оказалось в его районе. Тогда судно вместе со своим незадач­ливым экипажем и пассажирами может перенестись в будущее или прошлое и даже в «параллельную Вселенную».

А вот прагматически настроенные ученые полагают, что все катастрофы связаны с подводными землетрясениями, потому как в результате неожиданных смещений дна океана могут возникнуть волны до двухсот футов высотой.
Пока эксперты из военно-морских сил и других организаций развенчивают гипотезу о подводных вулканах и землетрясениях, другие исследователи стараются возложить всю вину на бури и вол­ны. И хоть о таких фактах известно немного, можно предположить, что трагические истории как-то связаны с океанскими течениями или водяными вихрями. Уязвимость этой гипотезы состоит в том, что для бури и волн нужен сильный ветер. Но, как ни стран­но, ни одно из таинственных исчезновений, зафиксированных в Бермудском треугольнике, не произошло при плохой погоде.

 


 

Юрий Пернатьев

ред. shtorm777.ru