Выход души из тела

Выход из тела в момент смерти

По рассказам вернувшихся с мира иного, первое, что происходит с умершими – это то, что они выходят из тела и существуют абсолютно отдельно от него, не лишаясь при этом сознания. Как правило человек видит все что его окружает, включая свое мертвое тело и проведение врачами реанимационных мероприятий; он ощущает себя находящимся в состоянии безболезненной теплоты и легкости, как если бы он плавал; он абсолютно не способен оказывать воздействие на окружающих речью или прикосновением, и потому по началу часто бывает сильное ощущение одиночества; его мыслительные процессы как правило в значительной мере ускоряются, чем когда он был в теле. Вот несколько коротких отрывков из описания опыта, выхода души из тела:

«День был очень холодным, но пока я пребывал в этой черноте, я ощущал только теплоту и предельное спокойствие, какого я никогда не испытывал… Помнится, пришла мысль; «Должно быть, я умер».

«У меня возникли великолепнейшие ощущения. Я ничего не чувствовал, только мир, спокойствие, легкость – просто покой».

«Я смотрел, как меня оживляют, это было в действительности странно. Я находился не очень высоко, словно на некотором возвышении, немного повыше их; просто, может быть, смотрел поверх их. Я попытался заговорить с ними, но никто меня не слышал, никто бы и не услышал меня».

«Отовсюду люди шли к месту аварии… Когда они подходили совсем близко, я старался увернуться, чтобы сойти с их пути, но они попросту проходили сквозь меня».

«Я не мог ни к чему прикоснуться, не мог общаться с теми кто окружал меня. Это ужасное ощущение одиночества, ощущение полнейшей изоляции. Я знал, что абсолютно один, наедине с собой».

Кстати говоря, есть удивительное объективное доказательство того, что человек в действительности находится в это время вне тела – порой человек может пересказать разговоры или сообщить точные подробности происходящего даже в соседних комнатах или еще дальше, пока они были «мертвы». Среди других примеров подобного рода д-р Кублер-Росс рассказывает об одном удивительном случае, когда слепая увидела и потом ясно описала все что происходило в комнате, где она «умерла», хотя, когда она вновь вернулась к жизни, опять была слепой, – это неопровержимое доказательство того, что видят не глаза (и мыслит не мозг, потому как после смерти умственные возможности обостряются), но скорей душа, которая, пока тело живо, выполняет такие действия при помощи физических органов, а когда мертво – своей собственной силой.

Православного христианина ничто тут не может удивлять, потому что описанный тут опыт – это то, что христиане знают как выход души из тела в момент смерти. В наше время безверия характерно, что люди редко прибегают к христианскому словарю или осознают, что это их душа вышла из тела и теперь переживает все это; как правило они попросту бывают озадаченными тем состоянием, в котором оказались.

Именно такой человек – крещенный в Православии, но в духе конца XIX столетия оставшийся безразличным к истинам своей собственной веры и даже не веривший в существование загробной жизни, – и написал рассказ о «посмертном» опыте, названный «Невероятное для многих, но истинное происшествие» (К. Икскуль. Троицкий Цветок. 1910 год).


Перенесенное им тогда имеет и на сегодняшний день для нас большое значение и даже представляется промыслительным в свете нового современного «посмертного» опыта, потому как это единственный «посмертный» опыт души, идущий намного дальше кратких фрагментарных переживаний, приводимых в новых книгах и пережитых восприимчивым человеком, который начал с современного безверия, а пришел к признанию истин Православного Христианства – и до такой степени, что закончил дни свои монахом.

Эта маленькая книга может быть использована как контрольный случай, по которому можно судить о новых случаях. Она была одобрена как не содержащая ничего противоречащего Православному учению о загробной жизни одним из ведущих православных писателей-миссионеров начала XX столетия архиепископом Никоном Вологодским.

После описаний последней агонии своей физической смерти и ужасной тяжести, прижимающей его к земле, автор рассказал, что «вдруг почувствовал, что стало легко. Я открывал глаза, и в моей памяти с абсолютной ясностью до малейших подробностей запечатлелось то, что я в эту минуту увидал.

О состоянии души сразу после смерти

Я увидал, что стою один посредине комнаты; справа от меня, обступив что-то полукругом, столпился весь медицинский персонал… Меня удивила эта группа; на том месте, где она стояла, находилась койка. Что же теперь там привлекло внимание этих людей, на что смотрели они, когда меня уже там нет, когда я стоял посреди комнаты?

Я подвинулся и посмотрел, куда смотрели все они: там на койке лежал я.

Не помню, чтобы я испытывал что-либо похожее на страх при виде своего двойника; меня охватило лишь недоумение: как же это? Я чувствовал себя здесь, а между тем и там также я…

Мне захотелось осязать себя, взять правой рукой левую: моя рука прошла насквозь; попытался обхватить себя за талию – рука снова прошла через корпус, как по пустому пространству… Я стал звать доктора, но атмосфера, в которой я был, оказалась совсем непригодной для меня; она не воспринимала и не передавала звуки моего голоса, и я понял свою полную разобщенность со всем окружающим, свое странное одиночество; панический страх охватил меня. Было в действительности что-то невыразимо ужасное в том необычайном одиночестве…

Я глянул, и тут только впервые передо мной явилась мысль: да не произошло ли со мной того, что на нашем языке, языке живых людей, определяется словом «смерть»? Это пришло мне в голову потому, что мое лежавшее на койке тело имело совершенно вид трупа…

В наших понятиях со словом «смерть» неразрывно связано представление о каком-то уничтожении, прекращении жизни, как же мог я думать, что умер, когда я ни на одну минуту не потерял самосознание, когда я чувствовал себя таким же живым, все слышащим, видящим, сознающим, способным двигаться, думать, говорить?

Разобщение со всем окружающим, раздвоение моей личности скорей могло дать мне понять произошедшее, если бы я верил в существование души, был человеком религиозным; но этого не было, и я руководствовался только тем, что чувствовал, а ощущение жизни было до такой степени ясным, что я только недоумевал над странным явлением, будучи абсолютно не в состоянии связывать мои ощущения с традиционным понятием о смерти, то есть, чувствуя и сознавая себя, думать, что я не существую.

Вспоминая и обдумывая со временем свое тогдашнее состояние, я заметил только, что мои умственные способности действовали и тогда с удивительной энергией и быстротой…».

В раннехристианской литературе состояние души на первых минутах после смерти в таких подробностях не описывается, упор там делается всегда на более сильные переживания, которые наступают позднее. Наверно, лишь в наше время, когда отождествление жизни с жизнью в теле стало столь полным и убедительным, возможно было бы ожидать, чтобы такое большое внимание уделялось нескольким первым минутам, когда ожидание современного человека столь полно переворачивается вверх тормашками: смерть не есть конец, жизнь продолжается, душе открывается абсолютно новое состояние!

Конечно, в этом опыте нет ничего, противоречащему православному учению о состоянии души сразу после смерти. Некоторые, критикуя этот случай, усомнились, был ли мертв человек, если его спустя несколько минут оживили, но это только вопрос техники. Остается фактом, что в эти несколько минут (порой также за минуту до смерти) имеют место переживания, которые нельзя объяснить просто как галлюцинация. Наша задача тут найти, как мы должны понимать эти опыты.

 


 

 Серафим Роуз

ред. shtorm777.ru