Прошлые жизни

Вспомнить прошлую жизнь

С незапамятных времен, человечество знало о бессмертии души. Правда, на протяжении последних ста лет нас с настойчивостью убеждали, и уже почти убедили, что это не так. Но тысячелетняя историческая традиция неизмеримо сильней любых новейших веяний.
Представим на минутку, что какая-то часть нашей личности действительно переживает смерть. Что дальше? Одна вероятность – что душа перевоплощается вновь, будь то сразу или через какой-то промежуток времени, и поселяется в другом теле, чтобы начать новую жизнь.

Это довольно древнее поверье стало центральным в двух крупных религиях мира – индуизме и буддизме и принималось ранней кельтской христианской церковью. Оно присутствует и во многих других культурах, от аборигенов Австралии до зулусов. В XX столетии находились люди утверждали, что помнят о прошлых жизнях.

Хотя, большая часть таких утверждений не выдерживает никакой критики. Уж больно много людей уверяют в своем воплощении в известных исторических личностях. В 1930-е годы англичанка Джоун Грант прославилась воспоминаниями о череде своих пленительных жизней в Древнем Египте (очень популярное место для многих историй о прошлой жизни). Хорошо известны еще подобные случаи. Одна женщина уверяла, что в прошлой жизни она была королем Шотландии Яковом IV, а другая утверждала, что в прошлом она знаменитая любовница Карла II Нелл Гвинн.

В 70-х годах XX столетия мир облетела такая сенсация: 12-и летняя Елена Маркард из Западного Берлина, придя в себя после тяжелой травмы, вдруг начала говорить на безупречном итальянском языке, которого ранее не знала. При этом Елена утверждала, что зовут ее Розетта Кастельяни, что она из Италии и родилась в 1887 году. Когда девочку отвезли по указанному ею адресу, дверь открыла дочь Розетты, умершей в 1917 году. 12-летняя (!) Елена узнав ее воскликнула: «Вот моя дочь Франса!..»

Описанный ниже случай переселения души прошел строгую проверку профессора Иэна Стивенсона на достоверность. 1926 гол — Дели (Индия) родилась девочка — Шанти-Дэвн. Когда ей исполнилось три года, она стала рассказывать о своей прошлой жизни. Она якобы родилась в 1902 году, жила в городе Мутта и звали ее Дугли. Выйдя замуж за торговца Кадера Ната, она родила ему сына, который умер.

Когда Шантн минуло десять лет, ее родители узнали, что человек по имени Кадер Нат в действительности существует. Он приехал в семью Шанти вместе со своим родственником. Девочка узнала обоих. После ее повезли в Мутту. По дороге за поведением Шанти вели наблюдение члены специально созданной комиссии. На вокзале девочка опознала еще одного родственника Кадера Ната. Зайдя в дом своего «мужа», она сказала, что в прошлой жизни у нее где-то здесь были припрятаны деньги. Денег не нашли, но Шанти настаивала на своем. Наконец Кадер Нат вспомнил, что после смерти своей жены Дугли он нашел эти деньги. Немалое удивление вызвало у окружающих и то, что Шанти, впервые попав в чужой для нее город заговорила на местном диалекте.


Бывает, что человек способен предвидеть, в ком из родственников он переродится вновь после своей смерти. Это подтверждает, к примеру, история с Уильямом Джорджем младшим, родившимся на Аляске в 1950 году. Мать рожала его под наркозом и во время родов видела сон, который исследователи реинкарнации отнесли бы к категории «вещие сны»: ей явился покойный тесть, Уильям Джордж-старший, который недавно погиб при аварии катера. Как-то раз он сказал своему сыну и невестке, что если все эти рассуждения про реинкарнацию имеют под собой хоть какую-то почву, то после смерти он обязательно возродится в каком-нибудь из своих потомков. И при этом предсказал, что имеющиеся у него две отметины: на левом плече и на руке – обязательно будут на тех же самых местах на теле того потомка.

Уильям Джордж-старший погиб через несколько недель после того разговора. А когда еще через девять месяцев родился Уильям Джордж-младший, то все увидали на его теле два пятнышка. На тех же самых местах, где они были у его деда.

Возрождение на Западе интереса к реинкарнации души объясняется проводимыми в начале 1950-х годов экспериментами: люди под гипнозом могли мысленно вернуться в прошлое еще до своего рождения и даже в прошлые жизни, из которых они извлекали небывалое количество информации о повседневной жизни в те времена. Относительно недавнее исследование 1088 случаев, зарегистрированных в США, показало, что большая часть воспоминаний о прошлых жизнях весьма непоследовательно и убого. Это наводит на мысли, что в проблеме перевоплощения присутствует все же что-то большее, нежели просто хвастовство.

1952 год — первый известный красноречивый случай возвращения в прошлую жизнь произошел в штате Колорадо, когда гипнотизер-любитель Мори Бернштейн возвратил молодую женщину Вирджиния Тай в ее прошлую жизнь, в которой она будто бы была ирландкой Брайди Мэрфи, жившей в 1798—1864 годах. К восторгу Бернштейна, Тай сразу утратила свой типичный для Среднего Запада акцент, перейдя на ирландский говор, и выдала множество убедительных подробностей о жизни в Корке и Белфасте в первой половине XIX столетия.

Проверить правдивость ее рассказа оказалось затруднительным, потому что сохранилось мало данных об Ирландии тех времен. Когда же в 1956 году Бернштейном было опубликовано описание этого случая, оно произвело сенсацию, и возвращение под гипнозом в прошлое сразу стало модным. У многих возникло непреодолимое желание к проведению собственных экспериментов с применением новой методики, в том числе у уэльского гипнотерапевта Арналла Блоксэма. В 1960 и 1970-е годы он «вернул» в прошлое больше 400 человек и на пленку записал их воспоминания о прошлых жизнях.

Но у такого рода экспериментов есть слабое место – нельзя исключать возможность того, что свидетель (введенный гипнозом в состояние повышенной внушаемости) идет на поводу у гипнотерапевта или попросту фантазирует на тему известного ему события. К примеру, некий Гарри Хэрст вспоминал свою жизнь в египетском городе Фивы во времена фараона Рамзеса III (около 150 года до н.э.). Среди прочих деталей он упомянул римскую монету сестерций. Египтолог, к которому обратились за консультацией по поводу этого случая, разъяснил, что название «Фивы» было дано городу греческими писателями в более поздний период, а египтянин же времен Рамзеса называл бы его «Он».

Кроме этого, египтяне не нумеровали своих фараонов, а различали правителей с одним и тем же именем последовательностью имен, данных при рождении, при возведении на престол и во время царствования. Первые же сестерции появились в обращении только спустя тысячелетие после правления Рамзесов.

Если перевоплощение души – реальность, то мы не можем знать, до какой степени память о прошлой жизни профильтрована современным опытом. Трудно, например, утверждать с уверенностью, рассказывает ли «итальянец» свои воспоминания о прошлых жизнях на английском для удобства гипнотизера или попросту фантазирует, а говорить по-итальянски не умеет. Более надежный способ оценить реальность воспоминания о прошлой жизни – это рассматривать лишь те немногие случаи, когда испытуемый в действительности говорит на другом языке. Так, зафиксированы малограмотные попытки изъясняться на древнеегипетском или современном немецком. Зато психологу Йэну Стивенсону повезло с клиентом, бегло говорившем на историческом шведском с примесью норвежского.

Исследователь Уилсон из Америки высказал предположение, что воспоминания о прошлых жизнях, полученные под гипнозом, являются на самом деле примерами такого психологического явления, как криптомнезия, или «спрятанная память», когда мозг восстанавливает некий материал, который он не признает за память. Он также полагал, что вызываемые в памяти под влиянием гипноза другие жизни можно сравнивать с множественным расщеплением психики, обнаруживаемом у некоторых душевнобольных, обычно как результат травмы, полученной в детстве.

Такое расщепление, известно как разновидность шизофрении, проявляется в том, что в одном теле как бы сожительствуют вплоть до сорока различных личностей. Как правило, одна из них – истинная личность, другая – «контрольная», которую можно определить как совесть пациента; остальные, менее развитые, символизируют ребячливость, артистичность и т.п. При этом, отвечая на вопросы, каждая личность настаивает на своей независимости и полном самосознании, хотя может и отдавать себе отчет в существовании, по крайней мере, еще нескольких личностей и даже взаимодействовать с ними.

Обращение Уилсона к расщеплению личности в качестве возможного объяснения феномена воспоминаний о прошлых жизнях довольно спорно, ибо синдром множественной личности (СМЛ) еще недостаточно изучен, ведутся споры о причинах его возникновения, а психиатры все чаще проявляют готовность диагностировать его. Подобно регрессивной терапии, СМЛ – явление современное. До 50-х годов прошлого века зафиксировано очень мало случаев, зато сегодня они исчисляются тысячами. Тем не менее следует признаться, что полученные под гипнозом воспоминания о прошлых жизнях все еще малоубедительны в лучшем случае и что следует извлечь уроки как из способности человеческого мозга создавать небылицы, выхваченные из глубины подсознания, так и из опасности использования регрессивной терапии для изучения неведомого.

 


 

Н.Непомнящий

ред. shtorm777.ru