Воскрешение мертвых, Жизнь после смерти

Воскрешение мертвых

Примеры о воскрешении мертвых начали описываться еще с  Ветхого Завета. Ильей пророком был воскрешен сын вдовы; от прикосновения к костям преемника его, пророка Елисея, воскрес человек, которого принесли погребать. Спаситель, помимо юноши наинского и дочери Иаира, всенародно воскресил Лазаря. Бесполезны попытки безбожников доказать словно Лазарь только находился в обмороке. Против обморока свидетельствуют и многодневность Лазаря во гробе, и начавшееся разложение его. В Палестине (в отличие от другой какой страны) тотчас распознают действительного мертвеца. Там от сильного жара быстро разлагается мертвец.  И поэтому было обычаем иногда в тот же день хоронить мертвого и уж в могиле оплакивать его.
После, в силу обещания Спасителя: «и больше сих сотворит» (Ин. 14: 12) случаи чудесного воскрешения мертвых стали повторяться почти наряду с чудесным исцелением больных. Сколько и в каких только странах святые Божьи не воскрешали мертвых! Так, апостол Петр воскресил из мертвых благочестивую девицу Тавифу, а Павел – юношу Евтихия, который упал с верхнего этажа вниз. Из дивных египетских подвижников Макарий как то раз воскресил мертвого лишь для того, чтобы доказать еретикам бессмертие души. В Греции преподобный Геласий воскресил мальчика, умершего от неосторожного толчка ногой монастырским ключником; преподобные Феодор и Павел возвратили к жизни пустынника, который был моложе их и который от укуса змеи весь истек кровью. Или как известно множество случаев, когда святые Божьи для особенных целей только на короткие минуты оживляли мертвых! Покойники по их требованию то вставали на ноги и отвечали, то из своей могилы давали ответ!

К примеру, тот же Макарий египетский дважды заставлял говорить мертвецов, которые много уже времени были похороненными. Одного мертвеца он спросил: «Скажи, этот ли твой убийца, которого обвиняют и который приведен к твоей могиле?» Мертвец ясным голосом вслух всем ответил, что обвиняемый в его убийстве невинен. Другому мертвецу, который взял чьи-то дорогие вещи, скрыл их, а потом был застигнут нечаянной смертью, святой Макарий  велел ответить, где скрыты вещи, из-за которых томят его же жену и детей. И мертвый открыл тайну.

Подобно святому Макарию один подвижник, живший в пределах Персии, также заставил человека которого убили встать и открыть, кто его убил. Убитый встал и вслух оправдал этого невинного тем, которые держали заподозренного в его убийстве, после показал на действительного убийцу, и высказал просьбу, чтобы деньги, которые тот захватил у него, передали его детям. Когда все раскрылось, святой сказал мертвецу: «Теперь снова засни смертным сном до того времени, как Господь придет на всемирный суд и разбудит тебя вместе с другими». А один святой из семейных мирян, у которого умерла дочь, не объяснив никому, куда скрыла чужую драгоценную вещь, доверенную ей на хранение, пришел на могилу умершей и молил Бога «прежде времени показать обетованное воскресение». Молитва его была выполнена Богом. Покойница воскресла, рассказала о зарытой в земле драгоценности, и после сделалась невидимой.


Но вот и в нашей православной России известны несколько случаев воскресения! Эти чудесные случаи принадлежат киевским пещерам. Преподобный Афанасий, который жил в конце XII века, умер вполне подготовленный к смерти продолжительной болезнью. Но его не хоронили в продолжение двух дней и не заботились погрести.  Когда же на третий день собрались все, чтобы положить его в могилу, увидели его сидящим и живым. После этого он прожил еще двенадцать лет.

Преподобный Марк, живший в XI веке, силой Божьей возвратил к жизни в разные времена трех человек. Этот святой занимался копанием для других пещер и могил. Один раз очень тесной оказалась могила, в которую пришли положить умершего. Все возроптали на него за то, что он до того стеснил могилу, что нельзя было возлить на умершего елей. Тогда святой в простоте души сказал умершему, чтобы умерший встал и сам бы потрудился в тесной могиле возлить на себя масло. И что же? Мертвец приподнялся, протянул руку к маслу, возлил на себя масло крестовидно, и потом снова умер.

В другой раз святой Марк совсем не успел приготовить для умершего могилу. И говорит тому, кто просил его о могиле: «Надобно подождать; пойди и передай от меня умершему, чтобы подождал погребения один день».  Погребатель возвращается к умершему и находит, что умершего уже отпевают. Однако решается вслух всех объявить ему слова Марка, и объявляет так: «Марк говорит тебе, что еще не готово место для тебя; подожди до следующего утра». И, вот, мертвец открыл глаза и в продолжение целой ночи оставался живым! На следующее утро погребатель снова пошел к преподобному спросить о могиле и снова принес к мертвецу речь от него: «Марк говорит тебе, чтобы теперь ты отошел…» И мертвец тотчас закрыл глаза и умер.

В третий раз Марк похоронил младшего брата в общем (для двух братьев) гробу по правую сторону, т.е. как бы на первом месте. Старший же брат был жив и во время погребения находился в отлучке. Когда он возвратился в монастырь, то разгневался на Марка, за то, что Марк лишил его первого места в могиле. Тогда Марк для прекращения спора и гнева попросил мертвеца, чтобы тот встал и уступил место старшему брату, который желает в свое время лечь на его место. И что же? Мертвец тотчас встал и занял второе место. Старший брат просил было преподобного Марка, чтобы тот велел мертвецу лечь на прежнее место. Но Марк ответил замечательно: «Божье дело воскрешать умерших…; а это чудо Бог сотворил через меня для того, чтобы ты напрасно не враждовал против меня и чтобы привести тебя к покаянию…»

Живой брат осознал свой грех, что решился спорить о первенстве в виду самой могилы, пал в ноги преподобному Марку и наложил на себя строжайшее покаяние, которое вполне вынес в продолжение остальной своей жизни. Всякий теперь может собственными глазами видеть в киевских пещерах и этих двух братьев, преподобных Иоанна и Феофила, которые лежат рядом, и гроб святого Марка [Четьи-Минеи, 29 декабря].

Применим указанные примеры воскресения к вопросу загробной жизни. Если же бытие человеческое совсем заканчивается телесной смертью, то по какому же закону некоторые снова начинали жить полной жизнью после смерти? Так, к примеру, Лазарь после гроба прожил не как-либо сокровенно или сомнительно, но у всех на глазах. В первый раз – на виду многих тысяч людей, которые любопытствовали его видеть, а затем – в ближайшем и постоянном общении с миром, как проповедник христианской веры и епископ на острове Кипр. Или пусть другие мертвецы оживали только на короткие часы и секунды; пусть все они (исключая усопших святых, воскресших вместе с Иисусом Христом) снова умирали, чем же объяснить и одно мгновение новой жизни их после решительной смерти, после разложения даже некоторых из них?

Не осязательная ли это истина, что и каждый человек, умирая, не уничтожается совсем, что душа его и за гробом не перестает существовать, что по воле Божьей может она снова войти в тело и что таким же образом и все некогда воскреснут для вечной уже жизни? Но отрицатели, может быть, не поверят и этим вопиющим примерам на том основании, что все это произошло когда-то давно, может быть, назовут все эти примеры или придуманным рассказом, или обманом в свое время людей? Сотни и тысячи людей в свое время могли обмануться в том, что видели собственными глазами и что слышали собственным слухом, а они не обманулись бы! Но поверили бы они истине, если бы  непосредственно перед их глазами, ожил какой-либо мертвец? Сомнительно!  В Евангелии сказано: «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31).

Известны и примеры такого неверия: евреи были очевидцами воскресения Лазаря в Вифании, и, однако же, некоторые из них, поспешив в Иерусалим, еще решительнее стали преследовать божественного чудотворца, Господа Иисуса Христа, замышляли убить и воскресшего Лазаря. Что удивительного, если и нынешние безбожники, когда бы пред глазами их чудесно ожил мертвец, только растерялись бы вначале, не зная что сказать, а потом стали бы объяснять чудесное событие по-своему? До такого упорного неверия может доходить человек!

 


 

Из  книги Е.А. Попова

(«Вера в загробную жизнь» — Пермь 1880)

ред. shtorm777.ru