О вампирах

О вампирах — правда и мифы

2006 год — в Венеции, на острове Лаззаретто-Нуово, археологи из Италии проводили раскопки огромной могилы, в которой находилось больше 1500 останков горожан, погибших от эпидемии бубонной чумы 1576 г. Ученые обратили внимание на хорошо сохранившийся скелет, между челюстями которого был зажат кусок глиняного кирпича. В ходе 2-х летних исследований установили, что таким образом венецианцы пытались наказать тех, кто, по их мнению, наслал эпидемию, – вампиров. Чтобы убить «нежить», кола в сердце было мало. Надо было вбить в рот вампира камень или кирпич, чтобы злодей умер от голода.

Охотники на вампиров

Средневековые рукописи свидетельствуют, что веру в вампиров породили жуткие на вид реакции разлагающихся органов человека. Во время эпидемий переполненные кладбища время от времени раскапывались для того, чтобы похоронить свежих покойников. Довольно часто таким образом вскрывались могилы, и глазам удивленных землекопов нередко представала странная картина: из уст мертвеца сочится кровь, а в саване, на месте лица, имеется необъяснимая дыра. Вывод можно было сделать лишь один: человек жив, он прогрыз саван, чтобы было удобней пить людскую кровь.

Тем временем для медицины в наше время в этом зрелище нет ничего необычного. В результате скопления газов разлагающиеся внутренности выталкиваются через пищевод, изо рта сочится ядовитая жидкость, а ткань, которой закрывают лицо, разрушается бактериями.

Методы в Средние века борьбы с вампирами хорошо известны историкам, они подробно описаны в разных письменных источниках. Но по сей день не удавалось найти ни одного свидетельства подобного рода.

Легенды и реальность

Следует заметить, что вера в вампиров, сосущих кровь живых, появилась задолго до Средневековья. И легенды о вампирах можно встретить в фольклоре народов всего мира. В Древней Ассирии их называли акахару, в Индии – стригоны, в Ирландии – банши или дирг-далс, на Украине – упыри…

Отдельно стоит упомянуть ламий. Они считались ночными демонами в Древнем Риме и Древней Греции. Любопытно, что миф о ламиях как о вампирах появился под воздействием легенд, которые ходили о храмах Кибелы-Реи, чьи жрицы (ламии) практиковали кровавые ритуалы.

В языческие времена вампиры чаще выступали как духи и демоны ночи, в различных странах они имели различный облик – от уродливого чудовища до прекрасной женщины. С распространением в Европе христианства мифология вампиров была дополнена и расширена. Им добавили новые особенности и свойства, а после возникновения книгопечатания были изданы брошюры, в которых в подробностях рассказывали, как бороться с вампиром и кто может быть заподозрен в вампиризме.


Все сводилось к тому, что если человек хоть чем-то был отличен от других в обстоятельствах смерти или рождения, имел какие-то физические недостатки или, напротив, долго сохранял красоту и молодость, то у него были все шансы быть обвиненным в вампиризме.

С вампирами боролись при помощи трав, запаха которых, как считали, они не переносят. Это были в первую очередь чеснок, а также крушина и боярышник (по поверью, этим кустарником был украшен венец Иисуса). Еще считали, что вампир не может пройти мимо рассыпанных зерен и мимо веревки с узлами, пока не соберет все зерна и не развяжет узлы. Потому крестьяне рассыпали на подоконниках пшено в надежде уберечься от ночных гостей.

Нездоровая атмосфера городов и нищета деревень, а также учащавшиеся случаи массового психоза на фоне охоты на ведьм порождали все больше вампиров, их стали замечать в каждом городе и каждой деревне. Повсюду был свой претендент на вампира, не важно – живой или мертвый. На них же возлагали ответственность за любую смерть. И как только в деревню или город приходила эпидемия, начинали искать виновных и, разумеется, находили. Зачастую среди уже умерших людей.

Как становятся вампирами?

Вообще, после смерти любой человек мог стать вампиром. Однако есть определенная группа людей, для которых это превращение в большей степени вероятно: отлученные от Церкви, самоубийцы, умершие насильственной смертью, колдуны, а также каждый, кто похоронен не на христианском кладбище. А некоторых ожидала такая мрачная участь даже по причине врожденных особенностей — родившиеся с зубами или в «головном уборе», (с головой, покрытой остатками амниотической мембраны или плаценты).

К категории тех, кого легко причисляли к вампирам, относились люди с очень темными или светло-голубыми глазами, с рыжими, как у Иуды, волосами или с красными родимыми пятнами на теле.

Когда такие люди умирали, их клали в гроб и хоронили с особыми предосторожностями. В Румынии в лоб умершего вбивали гвоздь или протыкали его тело иглами. Кожу смазывали жиром свиньи, заколотой в день святого Игнатия. Чтобы не дать душе предполагаемого вампира возвратиться в тело, в рот покойника клали головку чеснока (в Румынии), освященную просфору (в Греции) или лимон (в Саксонии).

Чтобы покойник не смог покинуть могилы, его прибивали гвоздями к днищу гроба. В Судетах тело заворачивали в вязаный саван: вампир должен был спускать по одной петле в год. В России в гроб бросали маковые зерна, чтобы вампир пересчитывал их каждую ночь. Самоубийц и отлученных от Церкви как правило хоронили на пересечении дорог. В Сербии, чтобы защитить дом от вампира, на дверях и окнах дегтем рисуют кресты. В христианской Европе вампиризм часто считали божьей карой. Те, кто нарушают религиозные запреты, оскверняют могилы и не ходят на божественные службы, зачастую подвергаются этому проклятью.

В Румынии во всех комнатах подвешивали к потолку головки чеснока и натирали им двери, окна, печные трубы и замочные скважины; в России дороги, ведущие на кладбища, посыпали маковыми зернами или семенами шиповника: вампир должен по одной собрать их все.

«Великое исправление» или смерть вампира

Чтобы убить вампира, надо прежде всего проткнуть его сердце деревянным колом. В России для этого использовали осину (из этого дерева был сделан крест Христа). В других странах предпочитали терновник, напоминающий о венце Христа. В Далмации и Албании применяли освященный стилет. Действие, которое в Румынии называли великое исправление», проводили на заре, с первыми лучами солнца; тот, кто совершал обряд, должен был вонзить кол одним ударом, иначе вампир мог воскреснуть,  его обезглавливали заступом могильщика и сжигали, а пепел развеивали по ветру, или закапывали на пересечении двух дорог.

Кем они были на самом деле?

Часто бывало, что людей хоронили еще живыми, в состоянии клинической смерти. Несчастные жертвы просыпались в могилах и пытались выбраться наружу. Поздней грабители или обычные жители, встревоженные мыслями о том, что похороненные могут оказаться вампирами, выкапывали их, с ужасом обнаруживали скрюченные тела тех, кто безуспешно старался выбраться из могильного плена, и делали свои выводы. Потому-то вера в вампиров все крепла.

Зная уровень образования людей той эпохи, несложно предположить, какой ужас охватывал их, когда они вскрывали захоронение и видели кровь под ногтями или во рту трупа, разинутом в последнем крике. А уж если гроб открывали, когда тело еще подавало признаки жизни, – кол, воткнутый в грудь, клал конец мучениям несчастного.

Все эти методы борьбы с вампирами порождали еще больший психоз в обществе и, в следствие этого, еще больше слухов. Случаи вампиризма фиксировались повсеместно. Если вспомнить обстановку в Европе того времени, есть все основания предполагать, что вампиры тогда в действительности встречались. Однако на самом деле это были ни в чем не повинные, больные люди.

Сейчас вампиризм разные специалисты называют разными именами: анемия, порфирия, ангидратическая эктодермальная дисплазия… Но по большому счету у этих заболеваний одна особенность – это недуг, в результате которого у человека кардинальным образом изменяется формула крови.

Недостаток в крови железа делает больных гиперчувствительными к солнечным лучам. И даже после кратковременного пребывания на солнце у них на коже появляются сильнейшие ожоги. Естественно, что страдающие «вампиризмом» со временем переходят к ночному образу жизни.

В следствии болезни у них появляется и сбой в работе эндокринных органов. И люди постепенно обрастают густой волосяной порослью, в действительности похожей на шерсть животных. Происходят изменения в роговых тканях – на пальцах рук и ног вырастают длинные скрюченные ногти. Люди, страдающие такого рода заболеваниями крови, имеют бледный вид. У них подозрительно прямые брови и маленькие, заостренные, прижатые к голове уши. Сравните эти симптомы с описанием внешности вампиров в преданиях и легендах – не правда ли, одно лицо?

Скорей всего, именно по этой причине родилась легенда о способности вампиров превращаться в животных-оборотней.

Возможно, часть «вампиров» могла быть обычными душевнобольными. Напряженная обстановка и постоянные разговоры об упырях нередко заставляли людей, страдавших одним из видов маниакального психоза или шизофрении, идентифицировать себя с вампирами. Они вели себя так, как говорится в легендах: спали днем, выходили на улицы по ночам и пили кровь своих жертв.

Граф Дракула ни в чем не виноват?

А как же самый известный «вампир всех времен и народов» – граф Дракула? Хотя правильней говорить не граф, а князь – именно такой титул носил правитель Валахии Влад III Цепеш, живший в середине XV столетия. Свою сомнительную славу «величайшего вампира» Дракула получил благодаря произведению Брэма Стокера, вышедшему в 1897 г. Именно Стокер положил начало созданию романтичного образа вампира-аристократа, который со временем приобрел широкую популярность благодаря развитию кинематографа.

Но киношный образ Дракулы абсолютно не похож на свой исторический прототип. Хотя деяния князя, широко растиражированные литературными произведениями XV века, действительно леденят кровь. Страшное впечатление производят рассказы о том, как Дракула любил пировать, наблюдая за муками посаженных на кол жертв, как он сжег бродяг, которых сам же пригласил на пир, как приказал забить гвозди в головы не снявшим шапки иностранным послам…

В действительности в этих рассказах нет ни единого слова правды. Влад на самом деле отличался жестокостью – по отношению к завоевателям своей родины, туркам, и предателям, предпочитавшим жить под османским игом. Несмотря на неравенство сил, Влад Дракула отчаянно противостоял агрессору. Валахия таким образом препятствовала расширению Османской империи, и султан Мехмед II принял решение военным путем свергнуть неугодного князя.

На трон Валахии претендовал младший брат Дракулы, Раду Красивый, принявший ислам и ставший фаворитом султана. И несмотря на это, Влад все же смог одержать блестящую победу над Мехмедом II в турецко-валашской войне 1462 г. Но князя ждало предательство: его двоюродный брат со своими людьми перешел на сторону турок. Влад был вынужден отступить в Трансильванию, где его «союзник», венгерский король Матьяш Корвин, приказал арестовать Дракулу, обвинив в тайной переписке с Турцией.

Дракула в течении долгого времени провел в тюрьме, подвергаясь пыткам, но не оговорил себя. Вот тогда-то Матьяш Корвин и начал информационную войну против своего несломленного пленника: по его приказу по всей Европе были распространены гравюры, изображавшие «жестокого тирана», и множество первопечатных брошюр под общим названием «Об одном великом изверге». Все это должно было сформировать негативное отношение к Владу, превратив его из героя в злодея. Поздней Брэм Стокер взял за основу для своей книги один из таких вот «правдивых» источников.

Следует отметить, на родине Влада Дракулу по сей день чтят как национального героя.

 

 


 

ред. shtorm777.ru