Призраки музеев

Призраки музеев

Призраки почему-то очень любят музеи и их довольно часто можно там увидеть. Так, в одном из залов московского исторического музея камера наблюдения, относительно недавно запечатлела таинственный бледный силуэт, который напоминает фигуру человека. Несколько лет назад похожие истории наблюдались в Третьяковке… Но наиболее удивительные случаи вам поведают работники и посетители провинциальных музеев.

Призрак молчаливого мальчика

Призрак неизвестного молчаливого мальчика обитает в актюбинском областном историко-краеведческом музее. Первым его, разгуливающего среди экспонатов этнографического зала музея, увидела экскурсовод Болган.

Это произошло в обеденное время. Болган после длительной экскурсии захотела посидеть в тишине. Самый уютный и тихий — зал этнографии. Болган и не заметила, как задремала посреди старинных вещей. Через полчаса женщина проснулась и неожиданно поняла, что все ее тело парализовано. Она лежала с открытыми глазами, но не могла шевельнуться. Рядом с ней стоял мальчик приблизительно 6-7 лет, и смотрел пронзительным взглядом. Женщину охватил ужас, до нее дошло, что это совсем не сын одной из сотрудниц музея, а настоящий призрак.

«Она мысленно произнесла Бисмилла. Стоило произнести священное заклинание, как мальчик зашел за древние каменные изваяния и… растаял в воздухе.»

Призрак директора

Питерская Академия художеств — конечно, не музей, но все таки заведение, близкое к искусству. Академия находится в старинном здании постройки XVIII столетия. И, конечно, здесь имеются свои мистические предания.

Первым ректором Академии был архитектор Александр Филиппович Кокоринов. Как-то раз, согласно легенде, произошел неприятный случай, который стоил ему жизни. Академию посетила сама императрица Екатерина II. Будучи в стенах заведения, царственная гостья случайно испачкала свое платье о свежеокрашенную стену. Конечно, она сделала Кокоринову выговор. Тот был настолько подавлен, что в ту же ночь повесился на стропилах под куполом здания Академии…

С тех времен, говорят, тут поселился его призрак. Является он как правило студентам, которые за полночь готовятся к экзаменам в мастерских или граверных. На шее у призрачного директора обрывок пеньковой веревки, а в руках — рейсфедер… Он одет в бархатный екатерининский кафтан с золотым шитьем. Есть поверье: кому явится этот призрак, непременно провалит предстоящий экзамен!

Вещи шаманки

Оккультная атрибутика хранящаяся в музеях нередко становится причиной загадочных феноменов. Так, аномальные явления происходят в Хужирском краеведческом музее имени Н.М. Ревякина на острове Ольхон. Их связывают в основном с вещами жившей около ста лет назад шаманки Одэгон, которые сейчас находятся в составе музейной экспозиции.

Согласно легенде, Одэгон убил взглядом враждовавший с ней черный шаман. Тело шаманки после смерти сожгли, но сохранились некоторые из принадлежавших ей предметов, в частности украшения и конская сбруя.

Однажды директор музея К. Н. Литвинова принесла несколько наиболее ценных экспонатов в свой дом. К вечеру собака Литвиновой стала вести себя странно — казалось, словно животное чего-то боится… А в сенях, где оставили рюкзак с экспонатами, что-то сильно загромыхало. Хозяйка стала изо всех сил материть «нечистую силу», как предписывает старинный обычай. Звуки стихли, но утром оказалось, что часть порога в сенях выворочена из пола…

Один местный шаман провел в музее обряд очищения, а после поднялся на скалу Шаманку, взяв с собой один из экспонатов — наконечник стрелы из вещей Одэгон. Он собирался вызвать дух шаманки. При этом не разрешил никому из сотрудников музея или просто любопытствующих пойти с ним, так как, по его словам, это могло стать опасным для неподготовленного человека.

Стоило шаману взойти на скалу, как погода вдруг резко испортилась, хотя до этого стояла солнечная погода. Начался ливень с грозой… А впоследствии женщина, жившая рядом с музеем, поведала, что видела сидящую на крыльце здания «прозрачную женщину в белом», которая потом на ее глазах направилась в сторону скалы Шаманки.


Любопытно, что призрак женщины видели местные школьницы, возвращавшиеся с дискотеки. Вначале они не поняли, что это привидение, но когда незнакомка вдруг поднялась с лестницы и прошла сквозь стену, девушки в страхе бросились бежать.
На другое утро шаман, совершавший обряд, рассказал, что ему удалось вызвать дух Одэгон. Та была недовольна тем, что ее разлучили с конем. Дело в том, что сбруя ее коня находилась не рядом с остальными вещами, а в другой витрине. Также призрак шаманки потребовал принести в жертву барана. Но работники музея ограничились емкостью с молоком…

В ночь со 2 на 3 августа в музее остались на «дежурство» исследователи из иркутского отделения организации «Космопоиск». Помещения сняли с охраны, установили соответствующую аппаратуру.
В некоторых местах зафиксировали изменения электромагнитного фона. Кроме того, исследователи ощущали чье-то «потустороннее» присутствие. Они попытались выйти на связь с духом шаманки, задавая ему разные вопросы. Но ответа не последовало. В конце концов, гости поинтересовались, не пора ли членам «Космопоиска» убираться восвояси. И тут раздался стук, словно деревянным посохом ударили о пол! Не зря говорят, что духи не любят незваных гостей.

Купчиха и Левитан

Так, призраки якобы обосновались в Музее пейзажа, находящемся в небольшом волжском городке Плес Ивановской области. Особняк, в котором он расположен, был возведен в конце XVIII-го века. Им владел купец-старообрядец, взявший в жены молоденькую девушку Анну Грушеву. Купец со своей пожилой матерью всячески старались обратить Аню в свою веру, установили в доме суровые порядки… Закончилось это скандальным образом: как-то в город приехали живописец Левитан со своей возлюбленной Софьей Кувшинниковой. Познакомившись с молодой купчихой, они уговорили ее ехать с ними в Москву. Анна сбежала от мужа и свекрови, и больше в Плесе ее не видели. Но через много лет, после своей кончины, она вернулась в дом, где была когда-то так несчастна. И теперь ее призрак бродит по залам музея.

— У нас уже один охранник уволился, работавший в ночную смену. Он очень ее боялся. Другой охранник рассказывал, что видел светлое очертание девушки, стоявшее возле входной двери в дом, — рассказывает директор Музея пейзажа Валентина Данилова. — Существуют доказательства, зафиксированные камерами видеонаблюдения. На записях можно увидеть, как по залам летает что-то вроде светящегося шара. Однажды камеры засняли размытый силуэт девушки.
Был случай, когда в закрытой витрине, находящейся под сигнализацией, откуда-то появилась горсть опилок. Такая же горсть опилок была обнаружена на рабочем столе в одном из кабинетов. Пришли к выводу, что только приведение могло так подшутить…

Отравленная графиня

Неподалеку от Великого Новгорода, в старинном каменном особняке находится администрация музея деревянного зодчества «Витославлицы». В начале XIX столетия владелицей дома была дочь графа Алексея Орлова-Чесменского — графиня Анна, которая служила фрейлиной при императорском дворе.

В скором времени после того как музейная администрация обосновалась в особняке, сотрудники начали замечать странные вещи. Так, в той части, где предположительно размещались покои графини, были слышны загадочные шумы и стуки… Видели здесь и продолговатый сгусток, напоминающий силуэт женщины. Вот как описывает свою встречу с призраком одна из сотрудниц:

— Это произошло в начале зимы, на улице темнело быстро. Рабочий день заканчивался, я уходила одной из последних. Знала, что на втором этаже уже никого нет. Вдруг оттуда начали доноситься отчетливые шорохи, как будто кто-то ходит. И я решила удостовериться, что посторонних людей в здании нет. Мало ли что? Поднявшись в зал, я увидела ее. У меня почему-то не было сомнений, что это дама. Она медленно перемещалась от одной стены к другой. Словно заметив мое присутствие, она растаяла в углу комнаты. Было, конечно, жутковато, но меня успокоило, что двое моих коллег еще оставались в особняке.

Говорят, Анна Орлова-Чесменская скончалась при таинственных обстоятельствах — вроде бы была отравлена. А при советской власти ее останки потревожили, перезахоронив их. Вот и не находит ее дух себе покоя.

Бледная незнакомка

Таинственные явления наблюдались и в Доме-музее Аксакова в Уфе.

— Скрип ступенек, стук по батареям слышат сторожа, рассказывала работница музея Людмила Смирнова. — Приглашали уфологов. Они провели замеры и заявили, что какая-то энергия здесь витает.

Буквально кишит привидениями краеведческий музей в Тольятти.
— Когда музей уже было закрыт и посетителей в нем не осталось, на мониторе камеры слежения я увидела движущееся черное пятно, — рассказывает сторож Лидия Приходько. — Оно никак не могло быть тенью, потому что фонари уже были выключены.

Со временем призрак даже получил имя — Мишка. Еще сотрудники замечали бледную женскую фигуру.
— Она прошла по коридору и спустилась в подвал, где у нас находится хранилище, — говорит старший научный сотрудник Лидия Любославова. — Ни на кого из наших она не была похожа, а посторонним вход в служебные помещения запрещен, потому мы и решили посмотреть, кто же это бродит по музею? Но хранилище оказалось пустым.

Беспокойный исследователь

В старом корпусе краевого музея имени Н.И. Гродекова в Хабаровске, в зале, где размещается экспозиция «Культура коренных народов», ночами сама по себе срабатывает сигнализация.

— Порой бывает, что-то скрипнет, завалятся, например, ножны друг на друга или копье упадет, — рассказывает заместитель директора музея по научной части Анна Пономарева. — Вещи-то старинные, у них богатая история, собирались со дня основания музея, с 1894 года. Иногда с трагической судьбой… Правда, сидеть долго в зале не могу. Словно что-то давит.

Много в экспозиции шаманских и магических артефактов, потому и удивляться нечему, что здесь пошаливают духи. А еще ходят слухи о том, что поселился в музее призрак бывшего его директора, знаменитого исследователя Владимира Клавдиевича Арсеньева. Кстати, многие экспонаты, к примеру, фрагмент шаманского дерева тэсун, что означает «пристанище духов», а также деревянные фигурки идолов (сэвэны), он привез сюда сам. Вот и ходит теперь, проверяет свои владения…

 

 


 

Ирина Шлионская

ред. shtorm777.ru