Иван Грозный убивает своего сына

Иван Грозный убивает своего сына

 1913 год, 16 января — в залах Третьяковской галереи, как обычно, было много людей. Но у огромного полотна великого живописца Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которое москвичи давно прозвали «Иван Грозный убивает своего сына», народ не толпился. Нет, конечно, зрители подходили к великой картине, но, взглянув с любопытством, вмиг переходящим в испуг, в спешке отходили подальше. Уж больно натурально и трагично изобразил Репин одну из самых кровавых страниц русской истории. Не зря же друг Репина, не менее великий российский живописец И.Н. Крамской, писал, едва увидав картину: «Вот она, вещь в уровень таланту… И как написано, боже, как написано!.. Что такое убийство, совершенное зверем и психопатом?.. Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута… В ужасе закричал, схватил его, присел на пол, приподнял его, зажал одной рукою рану на виске (кровь так и хлещет между щелей пальцев), а сам орет… Это зверь, воющий от ужаса…» Ясно же, что у подобной картины зритель не сильно задерживался – смотреть ее можно было, имея стальные нервы.

Да только 16 января 1913 года у полотна с изображением убийства почти на четверть часа застыл невзрачный посетитель лет 25-и. Был он небольшого росту, теребил прядки своих жиденьких волос, смотрел горящими глазами и вдруг… кинувшись к полотну, закричал: «Довольно крови!» В руках у обезумевшего сверкнул нож. Первый удар — нож рассек лицо Ивана Грозного, второй – его сына, третий – руки отца и царевича. Удары были настолько сильны, что не только рассекли холст, но и пробили подрамник, даже толстенная рама раскололась.

Надо заметить, что вандал сбежать не пытался, лишь всхлипывал, когда смотрители галереи с пришедшими им на помощь посетителями крутили ему руки. Несколько человек даже узнали его – это был сын известного московского мебельного фабриканта Балашова – Абрам.

Изувеченная картина была отвезена на реставрацию (которая прошла вполне удачно), преступника отправили – в начале в участок, а после – в лечебницу для душевнобольных, где он и окончил свои дни. Только вот москвичи еще долго шептались, что полотно Репина обладает «нехорошим духом» и «черным отсветом». Но ведь и что возьмешь с картины, которая изображает такую жуткую сцену: отец в припадке безумия убивает собственного сына-наследника?!

Эта история известна всем. Не лишь в России, но и во всех странах мира знают, что жестокий русский царь Иван Грозный, в пылу гнева, убил сына, царевича Ивана, ударом посоха. Известно и за что: жена царевича поперечила в чем-то Грозному, и тот начал пинать кулаком в живот бедную женщину. А та была на сносях, вот царевич и вступился за молоду жену. Ну тут Грозный и размахнулся на сына. Ну и убил… Зверь… Ирод…

Правда, наш великий историограф Н. Карамзин написал несколько иное. Он полагал, что царевич просил дать ему войска, для освобождения Пскова, но Грозный, видящий во всем одну измену, решил, что сын хочет собрать войска против него: «Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!» – и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее, царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью!»

Впрочем, каких бы версий не выдвигали – факт был един: отец убил сына. Да и иноземные историки того времени отмечали, что вся жизнь русского царства была чудовищной. Царь-убийца скор на расправу. Подданные – дикие звери, варвары. Одно к одному – дикая страна, дикие нравы. Это вам не просвещенная к тому времени благословенная Европа!..

Вот и с картиной «Иван Грозный убивает своего сына», сразу же стали твориться дикие вещи. Первый же ее показ на XIII выставке Товарищества передвижников 1885–1886 годов вызвал общественную бурю. Одни превозносили полотно за «правдивую историчность», другие оказались шокированными «такими страстями и количеством крови». Совершенно неожиданно в спор вмешались и власти. Правительство обвинило Репина «в клевете на царскую персону», а обер-прокурор Святейшего синода К. Победоносцев забросал императора Александра III письмами, в которых уверял, что рассказы о самом факте убийства являются откровенной ложью и не стоит распространять ее среди народа. Словом, полотно запретили экспонировать и даже начали подумывать, не уничтожить ли. Спас картину наш великий собиратель живописи Павел Михайлович Третьяков: взял в свою галерею и показывал тайно. Увидевшие ужасались и чуть ли не падали в обморок. Но никто не усомнился в изображенном событии. Но о чем же тогда говорил Победоносцев, называя изображенное ложью? С давних времен ведь известно, что изувер Иван Грозный убил своего сына…

Но откуда известно? Сохранились же летописи – они что говорят? Посмотрим…

1581 год, ноябрь – умер царевич Иван Иванович. Наши предки тогда пользовались летоисчислением от сотворения мира, и по их календарю это был 7090 год. И вот в летописях сказано: «…в 12-й час ночи лета 7090 ноября в 17-й день… преставление царевича Иоанна Иоанновича» (Пискоревский летописец), «не стало царевича Иоанна Иоанновича» (Морозовская летопись), «преставися царевич Иоанн Иоаннович» (Московский летописец). И нигде ни слова, что он, бедняга, был убит.

Но ведь Карамзин же писал! Разве возможно не верить такому затверженному в веках источнику?! К счастью, возможность всегда есть…

Источником для Карамзина об ужасной трагедии в царской семье служили не свидетельства современников, сохранившиеся в архивах, а рассказ двух иноземцев, побывавших при русском дворе, – Антония Поссевина и Генриха Штадена. Первый из них приехал как посредник в переговорах с польским королем Стефаном Баторием, но на самом деле являлся не миротворцем, а иезуитом, отправленным в Москву с особенной миссией – добиться разрешения строить на Руси католические церкви и впоследствии сориентировать двор Ивана Грозного на верность папскому престолу. Но, как отмечали позднее историки, «надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом». Немецкий же авантюрист Штаден пытался склонить царский двор к условиям Германии, но тоже не преуспел и, когда вернулся обратно к себе, составил злобный проект, где предлагал завоевать Московию силой, монастыри и церкви разрушить, а жителей, «диких и не поддающихся воспитанию», просто… уничтожать. Ясно, что таким «историографам» было выгодно рассказывать на Западе байки о жестоком и ужасном Московском царстве и его царе-сыноубийце. И еще более ясно, что западным правителям было приятно услышать подобные ужастики. Ведь они к тому времени отослали сотни тысяч человек на костры святой инквизиции, перебили, к примеру, во Франции за одну Варфоломеевскую ночь 80 000, а в Германии во время крестьянского восстания 1525 года больше 100 000 человек. Стоило бы сравнить это с «кровавой рекой ужасного царя Грозного»: во времена его правления было казнено около 4 000 человек. При этом нужно помнить, что две трети из них погибли в боярских смутах, когда Иван IV был еще совсем мал и не участвовал в делах государства. Да исходя из этих цифр Грозного стоило бы назвать Милосердным! Вот тут-то и пригодились байки о его жестокости, психическом расстройстве и т. д. и т. п. Впрочем, переведение этих идиотских легенд в реальную историю возможно было опять же только в России, готовой оговорить себя, ничего не проверяя, всему веря на слово, как поверил и весьма доверчивый Карамзин. Поверили и все остальные: учили даты в школе, писали об этом ужасном убийстве книги и картины, отмахиваясь от слов, к примеру, того же знающего Победоносцева: «Нельзя назвать картину (Репина) исторической, так как этот момент (убийство Грозным сына)… чисто фантастический».

То, что убийство царевича – лихая байка ненавидящих Россию людей, окончательно доказали только в 60-х годах ХХ века. В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля ученые и медики вскрыли гробницы Ивана Грозного и его сына-царевича. Так вот, в костях отца и сына были обнаружены огромнейшие дозы ртути, называемой тогда сулемой. Попросту говоря, оба умерли от отравления. И между прочим, останки царевича показывали, что никаких повреждений – ни костей, ни черепа, типа удара посохом – нет. Так что сын Ивана Грозного умер не от отцовой руки, а от руки отравителей. Ну а когда в 1990-х годах при исследовании останков матери Грозного – Елены Глинской и жены – Анастасии Романовой было обнаружено, что и они погибли от отравления той же сулемой, стало ясно: русские цари не убивали ни жен, ни детей. Царские семьи преднамеренно травило их боярское окружение. Только не спрашивайте: зачем? Просто все рвались к власти.

 


 

Коровина Елена

ред. shtorm777.ru